Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 18 августа 2015 г. N 417
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе: ****** при участии представителей ОГБУЗ "Шелеховская районная больница" ****** представителя Страхового акционерного общества "ВСК" Иркутского филиала ****** рассмотрев жалобу Страхового акционерного общества "ВСК" Иркутского филиала на действия аукционной комиссии ОГБУЗ "Шелеховская районная больница" при проведении аукциона в электронной форме (извещение N0334300010015000178) на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ОГБУЗ "Шелеховская районная больница", в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч.15 ст.99 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба Страхового акционерного общества "ВСК" Иркутского филиала (далее заявитель) на действия аукционной комиссии ОГБУЗ "Шелеховская районная больница" (далее заказчик) при проведении аукциона в электронной форме (извещение N0334300010015000178) на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ОГБУЗ "Шелеховская районная больница" (далее по тексту открытый аукцион). Заявитель не согласен с решением аукционной комиссии заказчика, считает, что победитель аукциона ООО "СК" Согласие" ООО "Росгосстрах" сформировали цену предложений с нарушениями требований Федерального закона от 25.04.2002 N-40 "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", в связи с чем, аукционная комиссия заказчика признавшего заявки таких участников соответствующих требованиям законодательства нарушили п.2, 3 ст.53 Закона о контрактной системе.
Заказчик не согласился с доводами заявителя, указывает, что в документации об аукционе участникам предоставлен список транспортных средств, подлежащих страхованию с учетом всех необходимых данных для проведения расчета страховой премии всеми участниками торгов. ООО "СК" Согласие" осуществляло страхование транспортных средств заказчика в 2014 году и при формировании предложения обязано было применить соответствующие коэффициенты, утвержденные законодательством об ОСАГО. ООО "СК" Согласие" при участии в открытом аукционе руководствовалось исключительно требованиями Закона о контрактной системе, подав предложение о цене контракта, предусматривающее снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона". Доводы заявителя о нарушении аукционной комиссией заказчика требований ч.2,3 ст.53 Закона о контрактной системе, являются необоснованными, поскольку указанные нормы регулируют порядок проведения открытого конкурса.
Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав представленные материалы, доводы заявителя, возражение заказчика, установила следующее.
13.07.2015г. заказчиком на официальном сайте РФ - zakupki.gov.ru размещена документация об аукционе в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ОГБУЗ "Шелеховская районная больница" (далее по тексту документация об аукционе), а также извещение N0334300010015000178 о проведении открытого аукциона.
16.07.2015г. на официальном сайте РФ заказчиком размещено извещение о внесении изменений в документацию об аукционе и извещение.
Согласно протокола рассмотрения первых частей заявок от 27.07.2015г. аукционной комиссией принято решение допустить трех участников к участию в открытом аукционе.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 30.07.2015г. победителем открытого аукциона является участник N2, предложивший наименьшую цену контракта в соответствии шагом аукциона.
В силу протокола подведения итогов электронного аукциона от 04.08.2015г. аукционной комиссией заказчика все три заявки признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об аукционе.
Электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей (ч.4 ст.68 Закона о контрактной системе).
В силу ч.10 ст.69 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.
Установлено, что победителем аукциона признан участник, который предложил наиболее низкую цену контракта, и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям.
Учитывая данные обстоятельства Комиссия Иркутского УФАС России не находит в действиях аукционной комиссии заказчика нарушений Закона о контрактной системе. Доводы заявителя о нарушении аукционной комиссией заказчика требований ч.2,3 ст.53 Закона о контрактной системе, являются необоснованными, поскольку указанные нормы регулируют порядок проведения открытого конкурса.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Иркутского УФАС России в действиях заказчика установлены нарушения, связанные с формированием требований документации об аукционе.
В соответствии с ч.3 Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание) на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) заказчиком установлен перечень транспортных средств для обязательного страхования, с указанием марки (модели), места регистрации, года выпуска, государственного номера, VIN, мощности (л.с.), даты заключения договора по ОСАГО, категории транспортного средства.
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона Федерального закона от 25.04.2002 N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее Федеральный закон N40-ФЗ), регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Согласно ч.1 ст.9 Федеральный закон N40-ФЗ, страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.6 ст.9 Федеральный закон N40-ФЗ, страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Коэффициенты страховых тарифов установлены Приложением 2 к Указанию Банка России от 19.09.2014г. N3384-У "О предельных размерах базовых ставок_".
В соответствии с п.10.1 ст.15 Федерального закона Федерального закона от 25.04.2002 N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.
Согласно п.2 постановления РФ от 14.09.2005г. N567, оператором автоматизированной информационной системы является некоммерческая организация "Российский Союз Автостраховщиков".
Примечанием к п.2 Приложения 2 Указания Банка России от 19.09.2014г. N3384-У "О предельных размерах базовых ставок_", установлено, что коэффициент КБМ применяется при заключении или изменении договора обязательного страхования со сроком действия один год. Для определения коэффициента КБМ произведенные страховщиком страховые возмещения по одному страховому случаю рассматриваются как одно страховое возмещение. Сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Для определения коэффициента КМБ в автоматизированной информационной системе страховщику в обязательном порядке необходимо внести сведения в отношении VIN, т.е. идентификационного номера транспортного средства.
В силу п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Комиссией Иркутского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы установлено, что в перечне транспортных средств для обязательного страхования, указанном в ч.3 Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание) заказчиком не указан VIN - идентификационный номер в отношении транспортного средства HONDA STEPWGN государственный номер В 740 СУ 38.
Таким образом, в нарушение требований п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в документации об аукционе носит необъективный характер, поскольку заказчиком в соответствии с требованиями законодательства об ОСАГО не определены условия, при которых участникам-страховщикам предоставляется возможность верно определить страховую премию, и в частности коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (коэффициент КМБ).
В силу п.2.1 раздела 2 документации об аукционе, заявка на участие в электронном аукционе, которую представляет участник закупки в соответствии с настоящей документацией должна содержать информацию и документы, указанные в Информационной карте электронного аукциона.
В соответствии с п.21 Информационной карты документации об аукционе заказчиком к участникам предусмотрены требования о представлении документов, подтверждающих правомочность участника закупки заключать контракт, в соответствии с п.2 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, установлены единые требования к участникам закупки.
Требование о правомочности участника закупки заключать контракт, предусматривалось п.2 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, и утратило силу согласно Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ.
В силу ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, установление требования, предусмотренного п. 21 Информационной карты документации об аукционе являются нарушением ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе, допущенного заказчиком при утверждении документации.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - постановление N 1063) утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение и документацию о проведении закупок, в проекте контракта размер штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, должен быть установлен в виде процентов цены контракта в зависимости от цены контракта, в соответствии с порядком, который установлен пунктами 4 и 5 постановления N 1063, а размер пени в проекте контракта, начисляемой в случае ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, должен быть установлен в виде порядка и формул расчета размера пени, которые предусмотрены пунктами 6, 7, 8 постановления N 1063.
Однако, в п.9.3 проекта контракта документации об аукционе заказчиком в нарушение ч.ч. 4, 5, 8 ст.34 Закона о контрактной системе, указаны только ссылки на Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013г.
Согласно протокола от 27.07.2015г. аукционной комиссией заказчика рассмотрены первые части заявок участников открытого аукциона. Протоколом от 04.08.2015г. аукционной комиссией заказчика подведены итоги открытого аукциона.
Однако, с учетом установленных нарушений в документации об аукционе, указанные протоколы открытого аукциона аукционной комиссией заказчика приняты с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.22 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим часть 6 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, пункты 4, 5, 8 статьи 34, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии заказчика предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, путем:
- аннулирования определения поставщика по открытому аукциону аукциона в электронной форме (извещение N0334300010015000178) на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ОГБУЗ "Шелеховская районная больница", с учетом принятого Комиссией Иркутского УФАС России решения N 417 от 18.08.2015г.;
- отмены протокола от 27.07.2015г. рассмотрения первых частей заявок открытого аукциона, а также протокола от 04.08.2015г. подведения итогов открытого аукциона в электронной форме.
- вернуть заявки участникам открытого аукциона в электронной форме (извещение N0334300010015000178) на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ОГБУЗ "Шелеховская районная больница".
4. Оператору электронной площадки (ООО "РТС-тендер") обеспечить исполнение предписания.
5. Направить копии решения и предписания заявителю, заказчику, оператору электронной площадки.
6. Передать материалы жалобы должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших установленные нарушения к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 18 августа 2015 г. N 417
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2015