Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 2 сентября 2015 г. N КС-256/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
О.А. Бобровой |
руководителя Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии: |
А.Г. Киселёвой
И.П. Зуевой |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
с участием представителей: ГБУЗ "Светловская центральная городская больница" ООО "Лидер" |
Е.И. Полежаевой А.Е. Галактионова Н.Н. Гарькиной Д.А. Баранова |
доверенность N 1086 от 01.09.15; доверенность б/н от 31.08.15; доверенность б/н от 01.09.15; доверенность б/н от 01.09.15; |
рассмотрев жалобу ООО "Лидер" (далее - Заявитель) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Светловская центральная городская больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона (извещение N 0335300041115000072) на поставку расходного материала для ухода за больными для отделения сестринского ухода (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 26.08.2015 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
ООО "Лидер" считает, что документации об электронном аукционе не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 11 ч. 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пунктом 2.2 Раздела 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)" документации об аукционе Заказчиком определены положения о разъяснении документации об аукционе.
Вместе с тем, данный пункт не содержит информации о датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Подпунктом 2.2. документации об аукционе Заказчиком установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик, уполномоченный орган размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику, уполномоченному органу не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ст. 190 Гражданского кодекса РФ установленный законом, иными правовыми актами, срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Таким образом, в нарушение п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе Заказчиком не установлены даты начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об электронном аукционе.
В соответствии п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В табличной части раздела 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об аукционе (далее - ТЗ) Заказчиком определены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, а также требования к показателям.
Вместе с тем, для товара "Подгузники для взрослых, обхват талии 110-170 см" Заказчиком установлено требование к упаковке, а именно "В упаковке не менее 14 и не более 15 шт".
В соответствии п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В настоящее время производятся упаковки подгузников и по 30 штук, причем качество и характеристики самих подгузников полностью соответствуют функциональным, техническим, качественным, и эксплуатационные характеристикам данного товара, требуемого Заказчику.
Требование Заказчика об указании упаковки подгузников в количестве 14 или 15 штук ограничивает круг участников аукциона и может служить отклонением заявки участника, указавшего в своей заявке упаковку подгузников в количестве 30 штук, поскольку данное требование нельзя отнести ни к функциональным, ни к техническим, ни к качественным, ни к эксплуатационным характеристикам самих подгузников.
При подаче заявки на участие в аукционе, в соответствии с п.п. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и п. 16 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документации об аукционе, участник должен указать конкретные показатели подгузников. В данном случае: диапазон обхвата талии и впитывающую способность подгузников, а не количество штук в упаковке подгузников.
Следовательно, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит информацию не соответствующую п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в части установления требования к упаковке товара, которое влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, по мнению Заявителя, положения документации об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку расходного материала для ухода за больными для отделения сестринского ухода (извещение N 0335300041115000072) нарушают права и законные интересы ООО "Лидер", поскольку могут послужить отклонением заявки на участие в аукционе.
Заявитель просит рассмотреть поданную им жалобу по существу и выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом - описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименования производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Учитывая вышеизложенное, возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Понятие функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки подразумевается как характеристики обеспечивающие его эффективную эксплуатацию, к которым относятся в том числе прочность, долговечность, технические параметры, санитарно-гигиенические характеристики, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании. К ним относятся ГОСТ Р ИСО 10993 "Оценка биологического действия медицинских изделий, ГОСТ Р 51148-98 "Изделия медицинские" или ГОСТ Р 31214-2003 "Изделия медицинские".
Вместе с тем, Заказчиком была определена функциональная, техническая, качественная и эксплуатационная потребность к количеству штук в упаковке N не менее 14 и не более 15 для удобной работы и хранения с соблюдением санитарно-гигиенических правил в стационарном отделении медицинской организации, а также раздачи самих подгузников, так как в отделении сестринского ухода в среднем 15 пациентов.
Таким образом, все товары, входящие в состав аукциона, не являются специальными, специфичными, не требуют у поставщика наличия лицензии, и имеются в свободном обращении, что не ограничивает число участников закупки.
С целью соблюдения Закона о контрактной системе при обосновании (начальной) максимальной цены контракта, а также проведения мониторинга рынка, Заказчиком были направлены запросы о предоставлении коммерческих предложений с приложением технического задания. В адрес Заказчика было получено четыре коммерческих предложений от четырех разных поставщиков, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников данной закупки.
Пунктом 11 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе содержании документации об электронном аукционе порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно частью 3 и 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, Заказчиком были определены положения о разъяснении документации об аукционе пунктом 2.2 Раздела 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)":
- любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику;
- в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Заказчик считает жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
18 августа 2015 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещены извещение N 0335300041115000072 и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 109 120,00 рублей.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки являются расходные материалы для ухода за больными для отделения сестринского ухода: пеленки одноразовые и подгузники для взрослых.
В разделе 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе (далее - Техническое задание) установлены следующие требования к товарам:
Nп |
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. Требования к показателям. |
Ед. изм. |
количество |
1 |
Подгузники для взрослых, обхват талии 110-170 см |
Воздухопроницаемые подгузники для взрослых - многослойные изделия одноразового пользования предназначенные для ухода за лежачими больными и людьми, страдающими средней и тяжелой степенью недержания мочи и кала. Подгузники для взрослых должны обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических условий для инвалидов с нарушениями функций выделения. Анатомическая форма подгузника для взрослых должна соответствовать развертке нижней части торса тела инвалида с дополнительным увеличением площади на запах боковых частей и обеспечивать максимальную свободу движений инвалида и комфорт. Внутренняя поверхность подгузников должна быть изготовлена из гипоаллергенного нетканого материала, пропускающего влагу в одном направлении и обеспечивающего дополнительную защиту кожи инвалида от раздражения при соприкосновении с мочой и калом. Подгузники должны быть оснащены водонепроницаемыми защитными барьерами по бокам. Наружный слой должен быть из специального материала, препятствующего проникновению влаги наружу. Крепление подгузника должно быть - в виде 4-х двойных застежек-липучек, для обеспечения более удобного и надежного крепления подгузника с возможностью многократно застегивать и отстегивать в любом удобном месте без повреждения поверхности подгузника, а не только в фиксированной зоне крепления. Расположение застежек-липучек - две с одной стороны (верхняя + нижняя), две с другой стороны (верхняя + нижняя). Эластичные элементы подгузника не должны содержать латекса. Подгузник не должен быть с заниженной талией. Подгузники должны быть упакованы в упаковку, обеспечивающую сохранность подгузников при транспортировании и хранении. В подгузниках не допускаются механические повреждения (разрыв края, разрезы, неровные края и т.п.), пятна различного происхождения, посторонние включения, видимые невооруженным глазом. Подгузник должен быть с симметричными и ровными краями (размерами) всех частей подгузника. Обязательно наличие регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития о том, что медицинское изделие разрешено к импорту, продаже и применению на территории Российской Федерации. Маркировка упаковки подгузников должна включать: - условное обозначение группы изделий, товарную марку , обозначение номера изделия; -обозначение впитываемости изделия (при наличии); - страну-изготовителя; - наименование предприятия-изготовителя, юридический адрес, товарный знак (при наличии); - отличительные характеристики изделий в соответствии с их техническим исполнением (при наличии); - номер артикула (при наличии); - количество изделий в упаковке; - дату (месяц, год) изготовления; - гарантийный срок годности; - указания по утилизации: "Не бросать в канализацию"; - правила использования; - штриховой код изделия; - информацию о сертификации (при наличии). Сопроводительные документы должны содержать информацию, подтверждающую, что поставляемые подгузники соответствуют требованиям нормативных документов (стандартов) серии ГОСТ Р ИСО 10993 "Оценка биологического действия медицинских изделий, ГОСТ Р 51148-98 "Изделия медицинские. Требования к образцам и документации, представленной на токсикологические, санитарно-химические испытания, испытания на стерильность и пирогенность" или ГОСТ Р 31214-2003 "Изделия медицинские. Требования к образцам и документации, представляемым на токсикологические, санитарно-химические испытания, испытания на стерильность и пирогенность". Диапазон обхвата талии включает от 110 см до 170см. Впитывающая способность не менее 3350 мл. В упаковке не менее 14 и не более 15 шт. |
Уп. |
140 |
2 |
Пеленки одноразовые 60*90 см |
Пеленка для дополнительной защиты постельного белья и других поверхностей от протекания и загрязнений, при проведении диагностических, гигиенических и медицинских процедур. Структура поверхности прессованные дорожки, обеспечивают равномерное распределение жидкости. Впитываемость не менее 1500 мл. Гипоаллергенный верхний слой. Внутренний слой пеленки изготовлен из экологически чистой распушенной целлюлозы, отбеленной кислородом. Водонепроницаемая нескользящая пленка обеспечивает дополнительную защиту. Пеленки не скользят по поверхности и не создают складок. Размер простыни не менее 60*90 см, плотность не менее 130 г/м2. Упаковка не менее 30 шт. |
уп. |
10 |
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Таким образом, исходя из содержания части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе понятия функциональных, технических, качественные, эксплуатационных характеристик объекта закупки и упаковки объекта закупки Законом о контрактной системе разделены.
В связи с тем, что объектом Аукциона является закупка пеленок одноразовых и подгузников для взрослых, Заказчиком в документации об Аукционе должны указываться характеристики пеленок одноразовых и подгузников для взрослых.
При этом установленные в Техническом задании требования к количеству единиц товара в упаковке являются требованиями к фасовке товара, но не функциональными, техническими, качественными и эксплуатационными характеристиками объекта закупки - пеленок одноразовых и подгузников для взрослых, в связи с чем в Техническом задании дано необъективное описание объекта закупки, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. В силу пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Извещением о проведении Аукциона установлено количество закупаемого товара: пеленки одноразовые - 10 упаковок; подгузники для взрослых - 140 упаковок.
Вместе с тем Техническим заданием установлено, что упаковка подгузников для взрослых должна содержать не менее 14 и не более 15 штук, упаковка пеленок одноразовых должна содержать не менее 30 штук. При этом общее количество подгузников для взрослых составит: 140 упаковок * 14 штук = 1960 штук, либо: 140 упаковок * 15 штук = 2100 штук. Количество пеленок одноразовых составит не менее: 10 упаковок * 30 штук = 300 штук.
Таким образом, в извещении об Аукционе отсутствует информация о количестве закупаемого товара, что является нарушением пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пунктом 2.2 "Разъяснение документации об аукционе" раздела 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)" установлено следующее:
"Проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в отношении заявки, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. При проведении аукциона проведение переговоров заказчика с оператором электронной площадки и оператора электронной площадки с участником аукциона не допускается в случае, если в результате этих переговоров создаются преимущественные условия для участия в аукционе и (или) условия для разглашения конфиденциальной информации.
Любой участник аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона.
В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику, уполномоченному органу. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик, уполномоченный орган размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику, уполномоченному органу не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе".
Таким образом, в документации об Аукционе не установлены даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе, что является нарушением пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос председателя комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
Руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Лидер" обоснованной.
2. Признать Заказчика - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калининградской области "Светловская центральная городская больница" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 статьи 42, пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, единой комиссии заказчика, оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Председатель комиссии: |
|
О.А. Боброва |
Члены комиссии: |
|
А.Г. Киселёва
И.П. Зуева |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 2 сентября 2015 г. N КС-256/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2015