Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 17 августа 2015 г. N КС-218/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
О.А. Бобровой |
Руководителя Калининградского УФАС России; |
|
членов Комиссии: |
Ю.А.Дорофеевой
А.Г. Киселевой
|
заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
|
с участием представителей:
Уполномоченного органа - Конкурсного агентства Калининградской области
Заказчика - Министерства экономики Калининградской области |
Д.М. Булатовой О.О. Праведниковой
М.Н. Драчевой А.Ю. Росинского |
уполномоченного представителя; уполномоченного представителя;
уполномоченного представителя; уполномоченного представителя, |
в отсутствие представителей Заявителя - федерального государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения "Совет производительных сил" (далее - Заявитель), уведомленных надлежащим образом о дате и месте проведения заседания Комиссии, рассмотрев жалобу Заявителя на действия комиссии Уполномоченного органа - Конкурсного агентства Калининградской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса (извещение N 0135200000515000760) на право заключения контракта на выполнение научно-исследовательских работ по разработке прогноза социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочный период до 2030 года (далее - Конкурс) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 07.08.2015 поступила жалоба Заявителя на действия конкурсной комиссии Уполномоченного органа (далее - Единая комиссия) в части необоснованного, по мнению Заявителя, признания заявки федерального государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения "Совет производительных сил" несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе, конкурсной документации.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 04 августа 2015 года конкурсной комиссией принято решение отклонить заявку на участие в конкурсе по причине: "пункт 5 части 2 статьи 51, часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, подпункт 5 пункта 4.2.2 части 4 и пункт 5.2.3 части 5 раздела 1 "Открытый конкурс (общие условия и порядок проведения открытого конкурса)", подпункт 5 пункта 17 "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкция по ее заполнению" раздела 2 "Информационная карта открытого конкурса" конкурсной документации: заявка на участие в конкурсе данного участника конкурса не соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации, а именно, в составе заявки на участие в конкурсе данного участника конкурса отсутствуют документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия). Представленная в составе заявки на участие в конкурсе копия платежного поручения не заверена банком".
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение "Совет по изучению производительных сил" подало заявку на участие в открытом конкурсе N 0135200000515000760 на выполнение научно- исследовательских работ по разработке прогноза социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочный период до 2030 года, которая была зарегистрирована под N 1, что зафиксировано в Протоколе N 0135200000515000760/1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
Согласно Протоколу N 0135200000515000760/1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, заявка участника содержала документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе.
Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение "Совет по изучению производительных сил" осуществляет платежи посредством Системы удаленного финансового документооборота для казначейства.
Представленное в заявке Платежное поручение о переводе денежных средств выполнено при помощи Системы удаленного финансового документооборота для казначейства (Далее СУФД), где в поле "отметки банка" имеется штамп учреждения, осуществившего банковскую операцию: Казначейство Отдел N26 Управления Федерального казначейства по г. Москве. Платежное поручение содержит указание на назначение платежа, информацию о получателе денежных средств и его банковском счете. Заявитель считает, что платежное поручение N 125673 от 16.07.2015 содержит все необходимые реквизиты и является надлежащим документом, подтверждающим внесение обеспечение заявки на участие в Конкурсе.
Требования к документам и сведениям, которые должны быть представлены в заявках участников конкурса, установлены Заказчиком в "Информационной карте конкурса" конкурсной документации.
В связи с тем, что Заявителем было представлено платежное поручение с отметкой банка, а также с остальными необходимыми реквизитами, а Комиссией по осуществлению закупок в Протоколе было указано, что копия платежного поручения с обеспечением заявки не заверена надлежащим образом, Заявитель делает вывод о том, что Комиссия по осуществлению закупок признает надлежащим документом только заверенную банком копию платежного поручения, что не соответствует положению, установленному п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе, поступили на счет, который указан Заказчиком в документации о Конкурсе, и конкурсная комиссия имеет возможность проверить поступление денежных средств от конкретного участника.
Положение Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (далее - Положение) предусматривает осуществление банками такого перевода по распоряжениям клиентов как на бумажных носителях, так и в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа (пункт 1.9.).
Согласно п. 1.24 Положения распоряжение плательщика в электронном виде, реестр (при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями и иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) плательщиком или уполномоченным на это лицом (лицами).
По правилам части 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63 -ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью.
Ссылаясь в Протоколе сопоставления и оценки заявок на значение реквизита "Отметки банка", конкурсная комиссия не принимает во внимание, что проставление штампа банка плательщика и подписи уполномоченного лица банка плательщика, штампа банка получателя средств и подписи уполномоченного лица банка получателя средств предусмотрено только для платежного поручения на бумажном носителе, в то время как в платежном поручении в электронном виде банк получателя средств указывает лишь дату исполнения в порядке, установленном для реквизита "Дата".
По мнению Заявителя, платежное поручение N 125673 от 16.07.2015 имеет надлежащую отметку, соответствует требованиям Положения, а также положениям пункта 5 части 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, и подтверждает факт перечисления Заявителем денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу.
Уполномоченным органом даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Уполномоченный орган не согласен с доводами, изложенными в жалобе Заявителя, по следующим основаниям.
Пунктом 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, подпунктом 5 пункта 17 "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса, к форме, составу заявки на участие в конкурсе и инструкцию по ее заполнению" раздела 2 "Информационная карта открытого конкурса" конкурсной документации установлено, что в составе заявки на участие в Конкурсе необходимо представить документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Уполномоченный орган считает, что довод Заявителя о том, что платежи проводятся с использованием электронной подписи и документ, подписанный электронной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, является не состоятельным. Вместе с тем, заявка заявителя не содержит документ, подписанный электронной подписью.
На основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Согласно части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, пункту 5 "Срок, место и порядок подачи заявок участников закупки", раздела 2 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации заявки на участие в конкурсе подаются в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки на участие в конкурсе до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, по адресу: 236022, г. Калининград, Советский проспект, 13, 5 этаж, каб. 507.
Заявитель представил заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте на бумажном носителе, в составе заявки на участие в конкурсе представлена копия платежного поручения, не заверенная банком.
В соответствии с Приложением N 1 к Положению Центрального Банка Российской Федерации от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (далее - Положение Банка России), ссылку на которое делает Заявитель, для реквизита "Отметки банка" указано "В платежном поручении на бумажном носителе проставляются штамп банка плательщика и подпись уполномоченного лица банка плательщика, штамп банка получателя средств и подпись уполномоченного лица банка получателя средств. В платежном поручении в электронном виде и на бумажном носителе банк получателя средств указывает дату исполнения в порядке, установленном для реквизита "Дата".
Положение Банка России содержит требования к платежному поручению, оформляемому в двух видах: на бумажном носителе и в электронной форме. Платежное поручение, выданное на бумажном носителе, должно содержать (согласно пункту 45 Приложения N 1 к Положению Банка России штамп банка плательщика и подпись уполномоченного лица банка плательщика, штамп банка получателя средств и подпись уполномоченного лица банка получателя средств и дату исполнения в порядке, установленном для реквизита "Дата"). В платежном поручении в электронной форме в графах "Отметки банка" и "Отметки банка плательщика" указывается подпись уполномоченного лица банка получателя средств и дата исполнения в порядке, установленном для реквизита "Дата".
Требований к копии платежного поручения, в том числе копии платежного поручения, выданного в электронной форме Положение Банка России не содержит.
Вместе с тем, указанные правоотношения урегулированы федеральным законом, так согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки в составе заявки на участие в конкурсе должен представить документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Пункты 1.24, 4.6 Положения Банка России, на которые ссылается Заявитель, содержат требования к распоряжению плательщика, которое направляется в электронном виде банку, кредитной организации для перевода денежных средств по банковским счетам, но не регулируют оформление и выдачу платежного поручения.
Уполномоченный орган отметил, что довод Заявителя о том, что комиссия до рассмотрения и оценки заявок имела возможность проверить поступление денежных средств от Заявителя нельзя принимать во внимание, в связи с тем, что Законом о контрактной системе императивно установлено какие именно документы должна содержать заявка на участие в конкурсе, в частности в пункте 5 части 2 статьи 51 указано, что документом, подтверждающим внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе, является платежное поручение с отметкой банка или заверенная банком копия этого платежного поручения.
Таким образом, по мнению уполномоченного органа, в составе заявки Заявителя отсутствует как оригинал платежного поручения (подписанного электронной подписью), подтверждающего перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, так и заверенная банком копия этого платежного поручения.
На основании изложенного Уполномоченный орган просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
09.07.2015 Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении открытого конкурса N 0135200000515000760, а так же конкурсная документация на право заключения контракта на выполнение научно-исследовательских работ по разработке прогноза социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочный период до 2030 года (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000,00 рублей.
При изучении представленных на заседание Комиссии материалов установлено следующее.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Согласно пункту 17 "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса, к форме, составу заявки на участие в конкурсе и инструкцию по ее заполнению" раздела 2 "Информационная карта" конкурсной документации (далее - Информационная карта) заявки на участие в конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в настоящей документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении конкурса. Участник конкурса подает в письменной форме заявку на участие в конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. При этом на таком конверте указывается реестровый номер конкурса, наименование объекта закупки, а также номер лота (в случае наличия лотов в конкурсной документации), на участие в котором подается данная заявка. Участник конкурса вправе не указывать на таком конверте свое фирменное наименование, почтовый адрес (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество, информацию о месте жительства (для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя). Подача заявки на участие в открытом конкурсе в форме электронного документа не допускается.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 17 Информационной карты заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия). Платежное поручение оформляется в соответствии с Формой N 5 раздела 5 конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 5.4 Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (далее - Положение) платежное поручение может составляться, приниматься к исполнению и исполняться как на бумажном носителе, так и в электронном виде. При этом в соответствии с Приложением 1 к Положению в поле "Отметки банка" на бумажном носителе проставляются штамп банка плательщика и подпись уполномоченного лица банка плательщика, штамп банка получателя средств и подпись уполномоченного лица банка получателя средств. В платежном поручении в электронном виде и на бумажном носителе банк получателя средств указывает дату исполнения в порядке, установленном для реквизита "Дата".
Согласно пункту 45 Приложения N 1 Положения платежное поручение, выданное на бумажном носителе, должно содержать штамп банка плательщика и подпись уполномоченного лица банка плательщика, штамп банка получателя средств и подпись уполномоченного лица банка получателя средств и дату исполнения в порядке, установленном для реквизита "Дата". В платежном поручении в электронной форме в графах "Отметки банка" и "Отметки банка плательщика" указывается подпись уполномоченного лица банка получателя средств и дата исполнения в порядке, установленном для реквизита "Дата".
Пункты 1.24, 2.3, 2.9.1 Положения Банка России содержат требования к распоряжению плательщика, которое направляется в электронном виде банку, кредитной организации для перевода денежных средств по банковским счетам, но не регулируют оформление и выдачу платежного поручения.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Из изложенного выше следует, что электронный платежный документ, защищенный корректной электронной подписью, имеет юридическую силу только в случае представления в формате, определяемом программными средствами создания документа (в электронном виде).
Вместе с тем, согласно конкурсной документации подача заявки на участие в открытом конкурсе в форме электронного документа не допускается, равно как и представление в качестве обеспечения заявки платежного поручения, сформированного в электронном виде.
Существование платежного поручения, сформированного электронной системой "банк-клиент", не освобождает участников закупки от представления оригинала платежного поручения или заверенной банком копии этого платежного поручения, предусмотренных Законом о контрактной системе и конкурсной документацией.
Проанализировав оригиналы заявок на участие в открытом конкурсе всех участников закупки, представленные Уполномоченным органом, Комиссия установила, что в составе заявки Заявителя содержалось платежное поручение N 125673 от 16.07.2015, представленное в составе заявки платежное поручение является распечаткой электронного документа. Поскольку данная распечатка не содержит штамп банка плательщика и подпись уполномоченного лица банка плательщика, данный документ в силу п. 5.4 Положения не является документом на бумажном носителе. Кроме того, представленным в материалы дела платежным поручением не подтверждено наличие электронной цифровой подписи уполномоченного лица банка плательщика.
Таким образом, представленное платежное поручение является лишь распечаткой документа, а не подлинником платежного поручения или его заверенной банком копией в соответствии с требованиями конкурсной документации.
Согласно части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
На основании части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно Приложению к Протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 04 августа 2015 года Единой комиссией Уполномоченного органа принято решение отклонить заявку на участие в конкурсе и признать заявку на участие в конкурсе участника - федерального государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения "Совет производительных сил" не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, извещению о проведении конкурса и конкурсной документации. В Приложении N 2 к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе указано следующее обоснование отклонения: "пункт 5 части 2 статьи 51, часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, подпункт 5 пункта 4.2.2 части 4 и пункт 5.2.3 части 5 раздела 1 "Открытый конкурс (общие условия и порядок проведения открытого конкурса)", подпункт 5 пункта 17 "Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкция по ее заполнению" раздела 2 "Информационная карта открытого конкурса" конкурсной документации: заявка на участие в конкурсе данного участника конкурса не соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации, а именно, в составе заявки на участие в конкурсе данного участника конкурса отсутствуют документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия). Представленная в составе заявки на участие в конкурсе копия платежного поручения не заверена банком".
Комиссия считает, что платежное поручение, представленное Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе, не соответствует требованиям п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, требованиям конкурсной документации.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Единая комиссия в соответствии с положениями Закона о контрактной системе приняла обоснованное решение об отклонении заявки федерального государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения "Совет производительных сил" и признании заявки данного участника не соответствующей требованиям конкурсной документации.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос председателя комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
Руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу федерального государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения "Совет производительных сил" необоснованной.
Председатель Комиссии: |
|
О.А. Боброва |
Члены комиссии: |
|
Ю.А. Дорофеева
А.Г. Киселёва
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 17 августа 2015 г. N КС-218/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2015