Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 27 июля 2015 г. N КС-194/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии: |
О.А. Бобровой |
руководителя Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии: |
Ю.А. Дорофеевой
И.П. Зуевой |
заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
с участием представителей: Администрации Гвардейского городского округа |
А.П. Ходунова |
по доверенности N 33 от 17.03.15, |
в отсутствие представителей ООО "Эталон", уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Эталон" (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации муниципального образования "Гвардейский городской округ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса (извещение N 0135300010015000077) на выполнение работ по объекту "Строительство канализационных очистных сооружений производительностью 5000 м3/сутки в г. Гвардейске Калининградской области" с разработкой рабочей документации. Всего 2 лота (далее - Конкурс) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 20.07.2015 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Администрация муниципального образования "Гвардейский городской округ" объявила открытый конкурс на выполнение работ но объекту "Строительство канализационных очистных сооружений производительностью 5000 мЗ/сутки в г. Гвардсйскс Калининградской области" с разработкой рабочей документации. Всею 2 лота:
1. Выполнение работ но разработке рабочей документации по объекту "Строительство канализационных очистных сооружений производительностью 5000 м3/сутки в г. Гвардейске Калининградской области".
2. Выполнение работ но объекту "Строительство канализационных очистных сооружений производительностью 5000 м3/сутки в г. Гвардейске Калининградской области".
Согласно п. 2.2 проекта контракта срок выполнения Работ не более 10 (десяти) календарных дней со дня заключения Контракта до передачи Муниципальном)' заказчику рабочей документации в полном объеме, на бумажном носителе, а также в электронном виде, с подписями разработчиков, печатями и согласованиями.
Указанные в данном пункте требования, по мнению Заявителя невозможно исполнить в такой короткий срок по техническим причинам. На разработку и согласование документации требуется не менее 2- 3 месяцев, с учетом соблюдения требований закона о порядке рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц.
Кроме того, согласно пункту 14 Информационной карты конкурса начальная (максимальная) цена контракта по лоту N1 составляет 421 876 840,00 рублей, включая НДС.
В соответствии с пунктом 1.6. проекта муниципального контракта по лоту N 1 425 040,49 тыс. рублей, то есть существенно превышает начальную максимальную цену контракта по лоту N 1.
Кроме того согласно пунктом 1.6. проекта муниципального контракта по лоту N"1 Лимит финансирования на 2015 год 200 000,00 тыс. руб.
Лимит финансирования на 2016 год 235 040,49 тыс. руб.
Всего лимит финансирования: 425 040,49 тыс. рублей
То сеть общий лимит финансирования не соответствует лимитам финансирования но годам.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству. техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у пеню производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Из аукционной документации следует, что объектом закупки является "Строительство канализационных очистных сооружений производительностью 5000 м3/сутки в г. Гвардейске Калининградской области"
В разделе 2.2. "Квалификация участников закупки" документации электронного аукциона предусмотрен порядок оценки показателей участников закупки. Одним из показателей является опыт участника по успешному выполнению работ в качестве генерального подрядчика по объектам водоснабжения и канализации, выполненных, за период с 2010 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе, общая стоимость которых составляет:
а) равной 50% (пятидесяти) процентов или более начальной (максимальной) цены контракта
б) от 25% (двадцати пяти) процентов до 50% (пятидесяти) процентов начальной (максимальной) цены контракта
в) менее 25% (двадцати пяти) процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчиком в нарушение ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки о наличии опыта участника по успешному выполнению работ в качестве генерального подрядчика по объектам водоснабжения и канализации, выполненных, за период с 2010 года и другие.
Заявитель просит рассмотреть поданную им жалобу по существу и выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
В связи с тем, что срок разработки рабочей документации законодательно не определен, принимая во внимание высокую социальную значимость и важность объекта закупки для муниципального образования "Гвардейский городской округ" и учитывая крайне сжатые сроки по освоению лимита 2015 года на выполнение строительно-монтажных работ по указанному объекту, изучив практику проведения аналогичных закупок на официальном сайте по разработке рабочей документации на официальном закупок, Заказчик установил срок, исходя из своих потребностей.
21.07.2015 года в уполномоченный орган администрация муниципального образования "Гвардейский городской округ" были поданы 2 заявке по лоту N 2, что также подтверждает реальность установленных Заказчиком сроков на разработку рабочей документации.
Кроме того, Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие невозможность выполнения работ по разработке рабочей документации в сроки, установленные конкурсной документацией по лоту N 2.
Лимит финансирования включает в себя не только затраты на выполнение строительно-монтажных работ, но и ряд иных затрат, в том числе плату за размещение отходов на полигоне и т. д.
В части несоответствия сумм лимитов по годам, Заказчиком допущена техническая ошибка (опечатка), однако в п. 1.6. проекта муниципального контракта прописаны основания финансирования, которыми подтверждаются лимиты финансирования на соответствующие годы и общий лимит финансирования объекта.
Часть 3 ст. 33 Закона не допускает включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Законом.
В соответствие с положениями ст. 32 для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке Заказчик устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Руководствуясь п. 11 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 настоящих Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Также Заказчик отмечает, что в соответствии с ч. 7 ст. 50 Закона любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. Однако в адрес Заказчика запросы о даче разъяснений положений конкурсной документации по вышеобозначенным вопросам не поступали.
Заказчик считает жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
30 июня 2015 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещены извещение N 0135300010015000077 и документация о Конкурсе.
Начальная (максимальная) цена контракта:
- лот N 1 - 421 876 840,00 рублей.
- лот N 2 - 4 625 510,00 рублей.
1. В силу статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:
1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи государственных программ;
3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с извещением о Конкурсе объектом закупки по лоту N 2 является выполнение работ по разработке рабочей документации по объекту "Строительство канализационных очистных сооружений производительностью 5000 м3/сутки в г. Гвардейске Калининградской области".
Согласно разделу 3 "Техническое задание (описание объекта закупки)" документации о Конкурсе срок разработки рабочей документации установлен в проекте муниципального контракта.
Пунктом 2.2 проекта муниципального контракта по лоту N 2 на выполнение работ по разработке рабочей документации по объекту "Строительство канализационных очистных сооружений производительностью 5000 м3/сутки в г. Гвардейске Калининградской области" раздела 6 документации о Конкурсе (далее - Проект контракта по лоту N 1) установлено: "Срок начала выполнения Работ по Контракту: в течение 3 (трех) календарных дней со дня заключения настоящего Контракта. Срок выполнения Работ не более 10 (десяти) календарных дней со дня заключения Контракта до передачи Муниципальному заказчику рабочей документации в полном объеме, на бумажном носителе, а также в электронном виде, с подписями разработчиков, печатями и согласованиями".
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в документации о Конкурсе установлен срок выполнения работ по разработке рабочей документации по лоту N 2 в соответствии с потребностью Заказчика в выполнении работ по объекту "Строительство канализационных очистных сооружений производительностью 5000 м3/сутки в г. Гвардейске Калининградской области" в сжатые сроки в связи с необходимостью освоения лимита бюджетного финансировании на 2015 года на выполнение строительно-монтажных работ по данному объекту.
Кроме того, на заседание Комиссии представителем Заказчика представлена информация о практике успешного проведения закупок на выполнение работ по разработке рабочей документации на выполнение строительных и ремонтных работ в срок от пяти до тридцати календарных дней (извещения N 0101300000415000015, N 0124200000615002899, N 0166300024713000064, N 0306100000411000153).
Учитывая, что срок разработки рабочей документации на выполнение строительных работ и её согласования законодательством Российской Федерации не определён, а также, что Заявителем не представлены доказательства невозможности выполнения работ по разработке рабочей документации по объекту "Строительство канализационных очистных сооружений производительностью 5000 м3/сутки в г. Гвардейске Калининградской области" в установленный пунктом 2.2 Проекта контракта по лоту N 2 срок, Комиссия приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
2. В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно извещению о Конкурсе начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 1 "выполнение работ по объекту "Строительство канализационных очистных сооружений производительностью 5000 м3/сутки в г. Гвардейске Калининградской области" составляет 421 876 840,00 рублей.
Вместе с тем, пунктом 1.6 проекта муниципального контракта по лоту N 1 на выполнение работ по объекту "Строительство канализационных очистных сооружений производительностью 5000 м3/сутки в г. Гвардейске Калининградской области" раздела 6 документации о Конкурсе (далее - Проект контракта по лоту N 2) установлено:
Лимит финансирования на 2015 год - 200 000,00 тыс. руб., в том числе: средства:
федеральный бюджет |
198 00,00 |
тыс. руб. |
областной бюджет |
1 200,00 |
тыс. руб. |
местный бюджет |
800,00 |
тыс. руб. |
Лимит финансирования на 2016 год - 235 040,49 тыс. руб., в том числе: средства:
федеральный бюджет |
232 690,09 |
тыс. руб. |
областной бюджет |
1 410,24 |
тыс. руб. |
местный бюджет |
940,16 |
тыс. руб. |
Всего лимит финансирования: 425 040,49 тыс. рублей
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии пояснил, в пункте 1.6 Проекта контракта по лоту N 1 допущена техническая ошибка в части указанных лимитов финансирования.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком нарушена часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе в части указания в пункте 1.6 Проекта контракта по лоту N 1 недостоверной информации. Вместе с тем, указанное нарушение не привело к ограничению конкуренции при проведении Конкурса.
3. В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Пунктом 27 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила оценки заявок) установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Пунктом 2.2 Приложения N 1 к разделу 2 "Информационная карта открытого конкурса" документации о Конкурсе по лоту N 1 установлены следующие показатели и порядок оценки конкурсных заявок по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
Показатель критерия |
Максимальное значение в баллах |
Опыт участника по успешному выполнению работ в качестве генерального подрядчика по объектам водоснабжения и канализации, выполненных, за период с 2010 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе, общая стоимость которых составляет: |
|
а) равной 50% (пятидесяти) процентов или более начальной (максимальной) цены контракта |
100 |
б) от 25% (двадцати пяти) процентов до 50% (пятидесяти) процентов начальной (максимальной) цены контракта |
50 |
в) менее 25% (двадцати пяти) процентов начальной (максимальной) цены контракта |
0 |
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в документации о Конкурсе правомерно установлен показатель оценки конкурсных заявок по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - "опыт участника по успешному выполнению работ в качестве генерального подрядчика по объектам водоснабжения и канализации, выполненных, за период с 2010 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе" в соответствии с пунктом 27 Правил оценки заявок.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос председателя комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
Руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Эталон" обоснованной.
2. Признать Заказчика - администрацию муниципального образования "Гвардейский городской округ" нарушившим часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать в связи с тем, что выявленное нарушение не привело к ограничению конкуренции при проведении Конкурса.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание комиссии: |
|
О.А. Боброва |
Члены комиссии: |
|
Ю.А. Дорофеева
И.П. Зуева |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 27 июля 2015 г. N КС-194/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2015