Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 29 июля 2015 г. N КС-204/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии: |
О.А. Бобровой |
руководителя Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии: |
Ю.К. Быстровой
И.П. Зуевой |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
с участием представителей: Конкурсного агентства Калининградской области
Министерства здравоохранения Калининградской области ГБУЗ "Светловская центральная городская больница" ГБУЗ "Наркологический диспансер Калининградской области" |
Р.Г. Норвиласа
А.А. Писочнюк
А.А. Собтнюка Е.А. Удальцовой Е.И. Полежаевой
А.Е. Цветковой |
доверенность N 35-01-01/50-ДШ от 16.01.15; доверенность N 35-01-01/47-ДШ от 16.01.15; доверенности N 2 от 28.07.15; доверенность N 1 от 28.07.15; доверенность N 951 от 29.07.15; доверенность N 2232 от 28.07.15, |
рассмотрев жалобу ООО "ТДЛ Текстиль" (далее - Заявитель) на действия заказчиков - государственных бюджетных учреждений здравоохранения Калининградской области (далее - Заказчики) при проведении электронного аукциона (извещение N 0135200000515000721) на право заключения контрактов на поставку изделий медицинского назначения (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 23.07.2015 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
В аукционной документации, раздел 3 "Техническое задание (описание объекта закупки)" Заказчиком в один лот включены медицинские изделия различные по направлению применения и сфере применения, по функциональному назначению. В частности медицинские изделия (перевязочный материал), указанные в строках с 1 по 16 технического задания функционально не связаны с медицинскими изделиями, указанными в строках с 17 по 36 технического задания.
Понятие функциональной и технологической взаимосвязи продукции, являющейся предметом торгов, законодательством не раскрывается. Заявитель считает, что этот вопрос и не может быть урегулирован нормами права, поскольку является в значительной степени техническим и оценочным. Поэтому вопрос о наличии функциональной и технологической взаимосвязи между какими-либо видами товаров (работ, услуг) может определяться только в зависимости от их характера, а также с учетом иных конкретных обстоятельств.
Функциональная связь проявляется в едином назначении товаров и необходимости совместимости одного товара с другим.
Вторая половина перечисленных в аукционной документации изделий медицинского назначения являются общими и могут использоваться (функционировать) самостоятельно.
Кроме того, производство одних из вышеуказанных товаров не преследует цель обеспечить работоспособность, осуществление функций других товаров, включенных в лот.
По мнению Заявителя, закупка различных видов продукции в рамках одного лота не позволяет товаропроизводителям, специализирующимся на поставках определенных видов товаров, участвовать в аукционе, что приводит к ограничению конкуренции, так как исключается возможность поставки отдельных видов товаров, указанных в разделе 3 аукционной документации.
Поскольку товары, объединенные Заказчиком в один лот, имеют различное назначение, являются технологически и функционально не связанными, не участвуют в едином непрерывном процессе, Заявитель считает, что Заказчик своими действиями ограничивает количество участников данного аукциона. Так как большую часть аукциона составляют перевязочные материалы, включение других изделий медицинского назначения, приводит к тому, что непосредственные производители перевязочные материалов не смогут принять участие в аукционе, что в свою очередь приводит к удорожанию поставляемой продукции, за счет наценки участвующими в аукционе поставщиками - посредниками.
Одним из основополагающих принципов контрактной системы в сфере закупок является обеспечение конкуренции (ст. 6 Закона о контрактной системе).
Содержание этого принципа раскрывается в ст. 8 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Принцип добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок направлен на выявление лучших условий поставок товаров, выполнения работ оказания услуг. Заказчикам, специализированным организациям, их должностным лицам, комиссиями по осуществлению закупок, членам таких комиссий, участникам закупок запрещается совершение любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заявитель просит рассмотреть поданную им жалобу по существу и выдать Заказчикам предписание об устранении допущенных нарушений.
Координирующим органом даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Министерство здравоохранения Калининградской области, являясь координирующим органом проведения Аукциона, представляет интересы Заказчиков электронного аукциона (извещение N 0135200000515000721) на право заключения контрактов на поставку изделий медицинского назначения на основании доверенностей и даёт пояснения от их имени.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом - описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Учитывая изложенное, возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей является законодательно закреплённым правом заказчиков, а потребности заказчиков являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Понятие функциональной и технологической взаимосвязи товаров, являющихся предметов закупки, законодательно не раскрывается. Поэтому вопрос о наличии функциональной и технологический взаимосвязи между какими-либо видами товаров может определяться только в зависимости от их характера с учётом конкретных обстоятельств:
1. Все изделия медицинского назначения, являющиеся объектом закупки, имеют единое назначение - используются в едином технологическом процессе и являются в совокупности неотъемлемыми частями единого лечебного процесса - предназначены для использования в стационарах (в том числе дневных), а также вне медицинской организации, где выполняется оказание медицинской помощи, в том числе в экстренной форме, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 июня 2013 года N 388н "Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи".
2. В соответствии с указанным стандартом утверждён порядок оказания скорой специализированной медицинской помощи при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства:
- скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается на основе стандартов медицинской помощи;
- скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в следующих условиях:
а) вне медицинской организации - по месту выезда бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации;
б) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);
в) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
3. Вместе с тем, указанным порядком утверждены стандарты оснащения стационарных отделений скорой медицинской помощи больницы, оснащений структурных подразделений для проведения диагностических и лечебных мероприятий стационарных отделений и др,, в которых, например, с п. 1.57. прописаны бинты, а с п. 1,74. указаны катетеры.
Таким образом, все товары, включенные в совместный аукцион, предназначены для единого лечебного процесса, наличие этих товаров установлено стандартом оказания медицинской помощи, то есть данные товары но своему составу и назначению функционально и технологически связаны между собой.
Все товары, входящие в состав аукциона, не являются специальными, специфичными, не требуют у поставщика наличия лицензии, и имеются в свободном обращении, что не ограничивает число участников закупки.
С целью соблюдения Закона о контрактной системе при обосновании (начальной) максимальной цены контракта, а также проведения мониторинга рынка, Координирующим органом совместно с Заказчиками были направлены запросы о предоставлении коммерческих предложений с приложением технического задания. В адрес Координирующего органа было представлено три коммерческих предложения от трех разных поставщиков, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников данной закупки.
Кроме того, 14 Заказчиков из 26 являются государственными учреждениями, находящимися в области. Проведение совместных аукционов с их участием способствует нормализации поставок в область, решает проблему отсутствия участников при проведении закупок из-за небольшой цены контрактов и маленьких объемов. Вместе с тем, укрупнение лотов и проведение совместных аукционов выполняется Министерством здравоохранения с целью экономного и эффективного расходования бюджетных средств, привлечения добросовестных участников, повышения качества поставляемого товара, а также в рамках поручений Заместителя полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе А.А. Травникова (N А51-1274 от 24.02.2015), временно исполняющего обязанности Губернатора Калининградской области Н.Н. Цуканова (N 19/пр - 10 от 03.02,2015)
Координирующий орган считает жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
30 июня 2015 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) размещены извещение N 0135200000515000721 и документация о Конкурсе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 494 190,51 рублей.
1. В силу статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:
1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи государственных программ;
3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно разделу 3 "Техническое задание (описание объекта закупки) и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об Аукционе (далее - Техническое задние) к поставке требуются: Лейкопластырь, Лейкопластырь медицинский бактерицидный, Марля медицинская в рулоне (2 позиции), Марля в отрезе, Вата медицинская, Бинт нестерильный (3 позиции), Бинт стерильный, Бинт, Салфетка стерильная (2 позиции), Повязка (4 позиции), Наконечник для кружки Эсмарха, Пакеты для утилизации медицинских отходов класса Б, Пакеты для утилизации медицинских отходов класса Б, Бахилы одноразовые, Пробирка (2 позиции), Пробирка для взятия капиллярной крови, Пакет, Скарификатор-копье одноразовое, Шпатель, Зонд урогенитальный, Игла-бабочка (3 позиции), Катетер внутривенный, Катетер внутривенный, Бактериально-вирусный фильтр, Насадка на ректовагинальный датчик для ультразвуковых исследований, Пинцет медицинский, одноразовый, стерильный.
В соответствии с Порядком оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 года N 388н медицинские учреждения должны быть оснащены, в том числе следующими товарами: "Лейкопластырь бактерицидный", "Лейкопластырь рулонный", "Вата медицинская гигроскопическая", "Бинт марлевый медицинский стерильный", "Бинт марлевый медицинский нестерильный", "Бинт эластичный сетчато-трубчатый фиксирующий", "Бинты гипсовые медицинские", "Салфетка антисептическая из нетканого материала спиртовая", "Салфетка антисептическая из нетканого материала с перекисью водорода", "Салфетка из нетканого материала с раствором аммиака", "Салфетка марлевая медицинская стерильная", "Стерильная салфетка", "Стерильная салфетка или простыня", "Бахилы одноразовые", "Пакет гипотермический", "Пакет перевязочный медицинский стерильный", "Шпатель деревянный стерильный", "Шпатель терапевтический стерильный", "Игла инъекционная многократного применения", "Катетер (канюля) для периферических вен", "Электроотсасыватель с бактериальным фильтром", "Пинцет медицинский".
Закон о контрактной системе не содержит понятия технологической и функциональной взаимосвязи товаров, являющихся объектом закупки, а также запрета на объединение в одну закупку (один лот) товаров технологически и функционально не связанных друг с другом.
Вместе с тем, перечисленные в Техническом задании медицинские изделия, являющиеся объектом закупки, имеют функциональную взаимосвязь друг с другом, поскольку все они предназначены для использования в едином технологическом процессе - оказания медицинской помощи, в том числе в экстренной форме, а также являются товарами, находящимися в открытом обороте, поставка которых может осуществляться организациями, не имеющими специализированных лицензий.
Кроме того, победитель Аукциона имеет возможность привлекать субподрядные организации для поставки части товаров, являющихся объектом закупки, которые он не имеет возможности поставить самотоятельно.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что, Техническое задние документации об Аукционе составлено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, исходя из потребностей Заказчиков в оказании медицинской помощи, а также оснащении медицинских учреждений изделиями медицинского назначения в соответствии с требованиями Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 года N 388н.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы на вопрос председателя комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить имеются в распоряжении комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
Руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ТДЛ Текстиль" необоснованной.
Ведущий заседание комиссии: |
|
О.А. Боброва |
Члены комиссии: |
|
Ю.К. Быстрова
И.П. Зуева |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 29 июля 2015 г. N КС-204/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2015