Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 25 августа 2015 г. N 205-03з/2015
Резолютивная часть решения оглашена "24" августа 2015 года. В полном объеме решение изготовлено "25" августа 2015 года.
в присутствии до объявленного перерыва: /___/ , в присутствии после объявленного перерыва: /___/ , рассмотрев жалобу N205-03з/2015 ООО "Рубин" по существу, установила: |
17.08.2015г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "Рубин" на положения аукционной документации заказчика - ГКУ Калужской области "Управление капитального строительства" при проведении открытого аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте N 0137200001215003742), предметом которого является поставка аппаратов для лечения гипотермии в комплектации для новорожденных для обеспечения объекта "Перинатальный центр".
ООО "Рубин" полагает, что заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в части установления в аукционной документации требований, приводящих к ограничению конкуренции.
Заказчиком - ГКУ Калужской области Управление капитального строительства представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "Рубин", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а аукционная документация основана на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 29.07.2015г. (с последующими изменениями от 31.07.2015г, 07.08.2015г., 12.08.2015г., 20.08.2015г.) на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт) опубликовано извещение N0137200001215003742 о проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является поставка аппаратов для лечения гипотермии в комплектации для новорожденных для обеспечения объекта "Перинатальный центр" (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 6 450 000,00 рублей.
Заказчиком по указанному аукциону выступало - ГКУ Калужской области "Управление капитального строительства".
Срок окончания приема заявок на участие в аукционе согласно извещению о проведении открытого аукциона - 07.09.2015 10:00.
2. В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам жалобы ООО "Рубин" заказчиком при размещении технического задания на аппараты для лечения гипотермии в комплектации для новорожденных не учтены нормативные требования ГОСТ 30324.35-2002, ГОСТ 30324.0-95, ГОСТ Р МЭК 60601-1-2-2014.
Согласно пояснениям представителей Министерства здравоохранения Калужской области ГОСТы Р МЭК содержат стандарты, требования, направленные на обеспечение безопасности медицинских изделий, а не на установление требований к функциональным и качественным характеристикам, потребительским свойствам медицинских изделий. Кроме того, объект закупки в обязательном порядке должен быть зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий", что подтверждается регистрационным удостоверением, которое, согласно технического задания и проекта контракта, является сопроводительным документом при поставке товара.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 3 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, государственный контроль, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение.
В соответствии с п. 5 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416, государственная регистрация медицинских изделий проводится на основании результатов технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний, представляющих собой формы оценки соответствия медицинских изделий с учетом классификации в зависимости от потенциального риска их применения.
В соответствии с п. 6 указанных Правил документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Таким образом, требование о наличии регистрационного удостоверения, содержащееся в Приложении N1 к документации об Аукционе и проекте контракта, указывает, что предлагаемое к поставке медицинское оборудование отвечает в т.ч. требованиям безопасности, т.к. изделия не прошедшие испытаний на эффективность и безопасность не могут быть зарегистрированы в установленном порядке.
При таких обстоятельствах, довод заявителя о необходимости включения в документацию об Аукционе обоснования использования показателей и требований, отличных от ГОСТа не находит подтверждения и является необоснованным.
4. Согласно доводам жалобы ООО "Рубин" в техническом задании на аппарат отсутствует информация о постоянном самотестировании, переходе на резервный канал, при отказе основного канала регулирования - ГОСТ 30324.35-2002 пункт 52.5.9, 52.5.105.
Согласно пояснениям представителей Министерства здравоохранения Калужской области требование о постоянном самотестировании является дополнительным и обязательным только при проведении испытаний аппарата при сертификации. Также пункт 52.5.9 ГОСТа Р 30324.35-2002 имеет описание всех неисправностей компонентов, что подразумевает перечень всех возможных неисправностей и способов их выявления, что для заказчика при описании предмета закупки не является основным, а пункт 52.5.105 ГОСТа Р 30324.35-2002 имеет описание в части размыкания или короткого замыкания сенсоров, что также не относится к обязательным условиям товара при описании заказчиком, так как данные параметры выявляются и только после прохождения всех испытаний - товар сертифицируется.
5. Согласно доводам жалобы ООО "Рубин" в пункте 50.105 ГОСТ 30324.35-2002 указано, что диапазон регулирования температуры должен быть не менее чем от 200С до 420С.
Согласно пояснениям представителей Министерства здравоохранения Калужской области заказчиком был использован показатель как минимальный - 35°С, указанный в ГОСТе диапазон носит максимальный предел показателей, следовательно, заказчик указав диапазон устанавливаемой температуры не менее диапазона 35°С - 38°С не нарушил и не ущемил прав Заявителя и иных потенциальных участников закупки, а также не нарушил требований вышеуказанного ГОСТа.
6. Согласно доводам жалобы ООО "Рубин" в техническом задании не содержится требований о питании термоматраса от блока автоматики в системе Безопасного Сверхнизкого Напряжения (БСНН) не более 25В переменного или 60В Вольт, как это требует ГОСТ 30324.0-95 пункт 2.4.3.
Согласно пояснениям представителей Министерства здравоохранения Калужской области требование вышеуказанного пункта 2.4.3 ГОСТа Р 30324.0-95 является функциональным из чего следует, что при эксплуатации заказчиком предмета поставки он должен соблюдать требования по сверхнизкому напряжению, которое будет указано в паспорте на оборудование, в случае нарушения данного требования к эксплуатации, это вина заказчика, но ни как не изготовителя или поставщика. Следовательно, данное требование о необходимости применения пониженного напряжения при эксплуатации не является основным показателем при описании последнего в аукционной документации.
7. Согласно доводам жалобы ООО "Рубин" в техническом задании отсутствуют требования об исключении электрических помех вследствие использования изделия и по его помехозащищенности.
Согласно пояснениям представителей Министерства здравоохранения Калужской области требование заявителя о необходимости применения нормы об отсутствии электрических помех и помехозащищенность по ГОСТу Р 30324.1.2-2012 не правомерны, так как сам ГОСТ, который содержал данное требование, утратил силу с 01.03.2015 года. Также, если не учитывать отмену ГОСТа указанный показатель является функциональным, из чего следует, что при эксплуатации заказчиком предмета поставки он должен соблюдать требования по отсутствию электрических помех в напряжении, которое будет указано в паспорте на оборудование, и, в случае нарушения данного требования к эксплуатации, это вина заказчика, но ни как не изготовителя или поставщика. Следовательно, данное требование о необходимости отсутствия электрических помех в напряжении при эксплуатации не является основным показателем при описании последнего в аукционной документации.
8. Согласно доводам жалобы ООО "Рубин" пункт 2.9 технического задания является избыточным.
Согласно пояснениям представителей Министерства здравоохранения Калужской области заказчик, при составлении технического задания, использовал все необходимые и значимые показатели оборудования, которое необходимо поставить по условиям аукциона, руководствуясь частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Исходя из смысла вышеприведенных норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что заказчик вправе включать в документацию об аукционе требования к техническим и функциональным характеристикам товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
9. Согласно доводам жалобы ООО "Рубин" пункт 2.19 технического задания является избыточным.
Согласно пояснениям представителей Министерства здравоохранения Калужской области заказчик, при составлении технического задания, использовал все необходимые и значимые показатели оборудования, которое необходимо поставить по условиям аукциона, руководствуясь частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Исходя из смысла вышеприведенных норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что заказчик вправе включать в документацию об аукционе требования к техническим и функциональным характеристикам товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Кроме того, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание заявителя жалобы, на то обстоятельство, что Заявитель ссылается на пункт 2.19. технического задания к Информационной карте в недействующей редакции.
12.08.2015г. аукционная документация изложена в новой редакции, в т.ч. пункт 2.19. технического задания к Информационной карте изложен в следующей редакции "Погрешность канала измерения температуры, С не более 0,3".
10. Согласно доводам жалобы ООО "Рубин" пункт 2.8 технического задания является избыточным.
Согласно пояснениям представителей Министерства здравоохранения Калужской области в пункте 2.8 Технического задания заказчик указал материал наполнения объекта закупки с предоставлением участнику выбрать для него приемлемый и доступный материал "Иглопробивной синтепон или нагревающиеся термоэлементом гелевый матрасик", что не сокращает круг производителей, для Заказчика данный показатель является обязательным.
11. Согласно пояснениям представителей Министерства здравоохранения Калужской области в части гарантийного обслуживания заказчик указал минимальный срок - 12 месяцев. Если в предоставленных сведениях участников будет указан срок гарантийного обслуживания более 12 месяцев, это не будет основанием для отклонения от участия в аукционе участника, а наоборот улучшает для заказчика условия гарантийного обслуживания.
12. На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении N1 к Информационной карте заявки на участие в электронном аукционе "Техническое задание" (далее - Техническое задание) заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Все характеристики товаров определяются исходя из нужд лечебного учреждения Заказчика, непосредственно эксплуатирующего закупаемое оборудование.
На основании вышеизложенного, в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Рубин" представителем заказчика в материалы жалобы были представлены копии писем, направленных в адрес производителей, поставщиков, копии ответов производителей, поставщиков на указанные письма заказчика, коммерческие предложения, поступившие в адрес заказчика.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России отмечает тот факт, что представителем заказчика в материалы жалобы представлены документальные доказательства соответствия техническим характеристикам, указанным в Техническом задании аппаратов для лечения гипотермии в комплектации для новорожденных, а именно:
- Обогреватель детский неонатальный ОДН-01-"УОМЗ", производства ОАО "ПО "УОМЗ", г.Екатеринбург, Россия,
- Аппарат для лечения гипотермии у новорожденных KanMed Baby Warmer, Швейцария.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что в действиях заказчика - ГКУ Калужской области "Управление капитального строительства" отсутствуют нарушения Федерального закона от 05.04.2013г. 44-ФЗ.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Рубин" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
/___/ |
/___/ |
/___/ |
/___/ |
/___/ |
/___/ |
/___/ |
/___/ |
/___/ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 25 августа 2015 г. N 205-03з/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2015