Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 28 августа 2015 г. N 210-03з-2015
Резолютивная часть решения оглашена "28" августа 2015 года. В полном объеме решение изготовлено "01" сентября 2015 года.
в присутствии до объявленного перерыва: /___/ , в присутствии после объявленного перерыва: /___/ ,
рассмотрев жалобу N210-03з/2015 ООО "Энергоремсервис" по существу, установила: |
Резолютивная часть решения оглашена "19" сентября 2014 года. В полном объеме решение изготовлено "22" сентября 2014 года.
в присутствии: /_/ рассмотрев жалобу N219-03з/2014 ООО "ИНЖТЕХСПЕЦСТРОЙ",по существу, |
21.08.2015г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "Энергоремсервис" на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса (номер извещения на официальном сайте 0137300043315000743), предметом которого является выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации для проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г.Калуга, ул.Пухова, 39, ул.Чичерина, 12, ул.Суворова, 54, ул.Чижевского, 12, ул.Хрустальная, 52, ул.Хрустальная, 50, ул.Моторная, 9, ул.В.Никитиной, 49, ул.Билибина, 52, ул.Московская, 125, ул.Ленина, 38, ул.В.Никитиной, 21а, ул.Нефтебаза, 1, ул.Плеханова, 12, ул.Плеханова, 11, ул.Телевизионная, 26, ул.Ленина, 62, ул.Чичерина, 16а, ул.М.Жукова,37.
ООО "Энергоремсервис" полагает, что заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в части установления в конкурсной документации требований, приводящих к ограничению конкуренции.
Заказчиком представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "Энергоремсервис", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а конкурсная документация основана на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 31.07.2015г. на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт) опубликовано извещение N0137300043315000743 о проведении открытого конкурса, предметом которого является выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации для проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г.Калуга, ул.Пухова, 39, ул.Чичерина, 12, ул.Суворова, 54, ул.Чижевского, 12, ул.Хрустальная, 52, ул.Хрустальная, 50, ул.Моторная, 9, ул.В.Никитиной, 49, ул.Билибина, 52, ул.Московская, 125, ул.Ленина, 38, ул.В.Никитиной, 21а, ул.Нефтебаза, 1, ул.Плеханова, 12, ул.Плеханова, 11, ул.Телевизионная, 26, ул.Ленина, 62, ул.Чичерина, 16а, ул.М.Жукова,37 (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении конкурса, составляла 4 954 675,76 рублей.
Заказчиком по указанному конкурсу выступало - МКУ "Центр по повышению энергетической эффективности".
Срок окончания приема заявок на участие в конкурсе согласно извещению о проведении открытого конкурса - 26.08.2015г 09:00
2. В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам жалобы ООО "Энергоремсервис" заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в части недостаточности исходных данных для оценки обоснованного снижения цены контракта.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно пояснениям представителей заказчика запрашиваемые заявителем документы не применяются при подготовке проектно-сметной документации для выполнения капитального ремонта объектов капитального строительства. Так градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) применяется к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектам капитального строительства и необходим только для получения разрешения на строительство. Проект планировки территории (ППТ) - документ, устанавливающий для определенной территории зоны размещения существующих объектов и их параметры, а также зоны размещения объектов, строительство которых может быть разрешено. ППТ разрабатывается одновременно с Проектом межевания территории, содержащим схему границ существующих земельных участков и земельных участков, формирование которых допустимо. Для подготовки проектно-сметной документации на выполнение работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства указанных выше документов не требуется. Инженерных изысканий согласно Техническому заданию, представленному Заказчиком в составе конкурсной документации, также не проводится.
В тоже время пункт 14 Технического задания, называемый "Исходные данные" содержит информацию о том, что исходными данными для выполнения работ является Технический паспорт жилого дома. Исходные данные Подрядчик получает от Заказчика в момент допуска на объект, предусмотренный пунктом 4.1.4 проекта муниципального контракта. Срок Заказчиком не может быть установлен, поскольку дата и время определяются подрядчиком самостоятельно.
4. Согласно доводам жалобы ООО "Энергоремсервис" заказчиком неправомерно установлено требование по согласованию проекта с поставщиками коммунальных услуг.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона N261-ФЗ от 23.11.2009 года "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборам учета используемых энергетических ресурсов.
Во исполнение требований Федерального закона N261-ФЗ Заказчиком - МКУ "Центр по повышению энергетической эффективности" - в Техническом задании по каждому многоквартирному дому были предусмотрены работы по разработке проекта на капитальный ремонт системы центрального отопления с установкой общедомового прибора учета тепловой энергии.
Требование о согласовании общедомовых приборов учета установлено Заказчиком согласно п. 49 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", который гласит: "Проект узла учета, устанавлиемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета".
Кроме того, указание о необходимости проведения согласования проекта с поставщиками коммунальных услуг установлено в связи с тем, что указание о необходимости данного согласования было получено Заказчиком от энергоснабжающих организаций (МУП "Калугатеплосеть" N 3852 от 15.09.2014 г., ОАО МРСК Центра и Приволжья Филиал "Калугаэнерго" N025-3/9993 от 16.10.2014 г., ГП Калужской области "Калугаоблводоканал" N 4494-14 от 29.10.2014 г., ОАО "Газпром газораспределение Калуга" N НВ-03/1590 от 06.10.2014 г.). Таким образом, требование о согласовании проекта на установку общедомовых приборов учета энергетических ресурсов установлено Заказчиком в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пояснениям представителей заказчика срок на получение согласований не был установлен, поскольку срок выполнения работ - это один из критериев оценки конкурсной заявки. Он определяется каждым участником конкурса самостоятельно и включает в себя время на выполнение всех необходимых подготовительных и разрешительных процедур с целью получения Заказчиком готового продукта - проектно-сметной документации.
5. Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ открытый конкурс является одним из конкурентных способов определения поставщика, позволяющим определить лучшие условия выполнения работ по установленным Заказчиком критериям.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ победителем конкурса признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта.
В настоящее время Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ не определены требования к порядку формирования лотов.
Таким образом, в отсутствие законодательного запрета при формировании лотов, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности использования источников финансирования.
На основании вышеизложенного, в зависимости от своих потребностей заказчик в конкурсной документации устанавливает требования к выполняемым работам с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в конкурсную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Кроме того, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание заявителя жалобы на то обстоятельство, что на участие в конкурсе подано 10 заявок, что свидетельствует о возможности выполнения необходимых работ в соответствии с требованиями документации и об отсутствии ограничения конкуренции.
Таким образом, доводы жалобы о наличии в конкурсной документации информации, влекущей за собой ограничение количества участников закупки, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что конкурсная документация на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации для проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г.Калуга, ул.Пухова, 39, ул.Чичерина, 12, ул.Суворова, 54, ул.Чижевского, 12, ул.Хрустальная, 52, ул.Хрустальная, 50, ул.Моторная, 9, ул.В.Никитиной, 49, ул.Билибина, 52, ул.Московская, 125, ул.Ленина, 38, ул.В.Никитиной, 21а, ул.Нефтебаза, 1, ул.Плеханова, 12, ул.Плеханова, 11, ул.Телевизионная, 26, ул.Ленина, 62, ул.Чичерина, 16а, ул.М.Жукова,37 соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Жалобу ООО "Энергоремсервис" признать необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
/___/ |
/___/ |
/___/ |
/___/ |
/___/ |
/___/ |
/___/ |
/___/ |
/___/ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 28 августа 2015 г. N 210-03з-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2015