Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 7 августа 2015 г. N 187-03з/2015
Резолютивная часть решения оглашена "06" августа 2015 года. В полном объеме решение изготовлено "07" августа 2015 года.
в присутствии: /__/, рассмотрев жалобу N187-03з/2015 ООО "АРВ-ЭНЕРДЖИ" по существу, установила: |
31.07.2015г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "АРВ-ЭНЕРДЖИ" на действия заказчика - АО "Калугаприбор" при проведении открытого аукциона в электронной форме N0537100000415000019, предметом которого является поставка комплекта котлового оборудования.
ООО "АРВ-ЭНЕРДЖИ" полагает, что заказчиком в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) неправомерно принято решение об отказе от заключения контракта с ООО "АРВ-ЭНЕРДЖИ".
Заказчиком - АО "Калугаприбор" представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "АРВ-ЭНЕРДЖИ", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия заказчика основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 16.06.2015г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) заказчиком - АО "Калугаприбор" опубликовано извещение N0537100000415000019 о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка комплекта котлового оборудования (далее также Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении Аукционе составила 39 803 280,00 рублей.
Заказчиком по рассматриваемому Аукциону выступало АО "Калугаприбор" (далее также Заказчик).
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N0537100000415000019 от 13.07.2015г. победителем электронного аукциона было признано ООО "АРВ-ЭНЕРДЖИ" с предложенной ценой контракта 39 604 263, 60 рублей.
23.07.2015г. заказчиком составлен протокол об отказе от заключения контракта N0537100000415000019-0262071-01 в связи с уклонением ООО "АРВ-ЭНЕРДЖИ" от заключения контракта, которым установлено, что ООО "АРВ-ЭНЕРДЖИ" уклонилось от заключения контракта, т.к. в регламентированный срок им не было представлено надлежащее обеспечение исполнения контракта.
2. Порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона урегулирован статьей 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, которой установлено, в том числе следующее:
- по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных указанной статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69указанного Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе (часть 1 статьи 70 указанного Федерального закона);
- в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 указанного Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе (часть 2 статьи 70 указанного Федерального закона);
- в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица (часть 3 статьи 70 указанного Федерального закона);
- победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 70 указанного Федерального закона, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона (часть 4 статьи 70 указанного Федерального закона);
- в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 70 указанного Федерального закона);
- в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий (часть 6 статьи 70 указанного Федерального закона);
- победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 70 указанного Федерального закона, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 указанного Федерального закона (часть 13 статьи 70 указанного Федерального закона).
3. В ходе рассмотрения жалобы ООО "АРВ-ЭНЕРДЖИ", Комиссией Калужского УФАС России было установлено следующее.
Протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N0537100000415000019 от 13.07.2015г. был размещен на официальном сайте 13.07.2015г в 15:17.
13.07.2015г. на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" сформирована карточка контракта, заключаемого по результатам проведения аукциона.
16.07.2015г. заказчиком - АО "Калугаприбор" в адрес оператора электронной площадки направлен проект контракта, что подтверждается материалами обращения.
20.07.2015г. ООО "АРВ-ЭНЕРДЖИ" подписало и направило проект контракта заказчику, а также приложило документ об обеспечении исполнения контракта в виде банковской гарантии N0229/15 от 20.07.2015г., выданной АКБ "ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ТОРГОВЫЙ БАНК".
21.07.2015г. АО "Калугаприбор" обратилось в адрес АКБ "ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ТОРГОВЫЙ БАНК" (письмо NФО-11602) с просьбой подтвердить факт выдачи банковской гарантии N0229/15 от 20.07.2015г.
22.07.2015г. АКБ "ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ТОРГОВЫЙ БАНК" (письмо N2241/01) подтвердил тот факт, что предоставленная банковская гарантия N0229/15 от 20.07.2015г. в пользу ООО "АРВ-ЭНЕРДЖИ" не выдавалась.
Согласно пояснениям представителя АО "Калугаприбор", ООО "АРВ-ЭНЕРДЖИ" подписало проект контракта, однако предоставило обеспечение исполнения контракта не соответствующее требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в части отсутствия информации о банковской гарантии N0229/15 от 20.07.2015г., выданной АКБ "ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ТОРГОВЫЙ БАНК" в реестре банковских гарантий.
На основании вышеизложенного, 23.07.2015г. заказчиком составлен протокол об отказе от заключения контракта N0537100000415000019-0262071-01 в связи с уклонением ООО "АРВ-ЭНЕРДЖИ" от заключения контракта, которым установлено, что ООО "АРВ-ЭНЕРДЖИ" уклонилось от заключения контракта, т.к. в регламентированный срок им не было представлено надлежащее обеспечение исполнения контракта.
4. В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание представителей ООО "АРВ-ЭНЕРДЖИ" на следующие обстоятельства.
В соответствии с частями 5,6 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно частям 4,5 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, исходя из содержания статей 45,70,96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, ответственность за предоставление обеспечения исполнения контракта несет победитель электронного аукциона.
Кроме того, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание представителей ООО "АРВ-ЭНЕРДЖИ" на тот факт, что Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ не предусмотрена процедура замены банковской гарантии, выданной в качестве обеспечения исполнения контракта, как и не предусмотрено приостановление течения сроков, установленных статьей 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Подавая заявку на участие в аукционе, лицо, принимающее участие в осуществлении закупки и признанное победителем открытого аукциона, должно осознавать наступление определенных последствий своих действий, в том числе и наступление неблагоприятных для него последствий.
ООО "АРВ-ЭНЕРДЖИ" не обеспечило соблюдение прав заказчика относительно срока заключения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Исходя из понятия, данного в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации непреодолимая сила - это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. К квалифицирующим признакам понятия непреодолимой силы, содержащимся в ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, относится чрезвычайность обстоятельств, делающих невозможным исполнение обязательства, и невозможность их предотвращения.
При этом, действующим законодательством нарушение обязанностей со стороны контрагентов не отнесено к обстоятельствам непреодолимой силы, поскольку такое состояние возникло не одномоментно, стихийного характера не носило и являлось вполне прогнозируемым в заблаговременный период времени.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что нарушение обязанностей со стороны контрагентов не может быть отнесено к обстоятельствам непреодолимой силы.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что в действиях заказчика - АО "Калугаприбор" отсутствуют нарушения Федерального закона от 05.04.2013г. 44-ФЗ.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "АРВ-ЭНЕРДЖИ" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: |
___________________ |
/__/ |
Члены комиссии: |
___________________ |
/__/ |
|
___________________ |
/__/ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 7 августа 2015 г. N 187-03з/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2015