Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
Стельмах С.В.- |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
Коломиец А.А. - |
специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
|
Лыжина Д.А. - |
Начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
Щегловой Е.Р.- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, |
при участии:
- Пискуновой С.А. - контрактного управляющего Тайгинского института железнодорожного транспорта - филиала ФГБОУ ВПО "Омский государственный университет путей сообщения",
рассмотрев дело N 325/З-2015, возбужденное по признакам нарушения единой комиссией Тайгинского института железнодорожного транспорта - филиала ФГБОУ ВПО "Омский государственный университет путей сообщения" требований ФЗ N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона N 0339100018215000021 на Выполнение работ по текущему ремонту учебного корпуса N 3, Тайгинским институтом железнодорожного транспорта - филиалом ФГБОУ ВПО "Омский государственный университет путей сообщения", в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с п.п "б" п.2 ч.3 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - ФЗ N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
30.07.2015г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "СК "Сторой-Инвест" (вх. N 2889э от 30.07.2015г.) на действия единой комиссии Тайгинского института железнодорожного транспорта - филиала ФГБОУ ВПО "Омский государственный университет путей сообщения" при проведении электронного аукциона N 0339100018215000021 на Выполнение работ по текущему ремонту учебного корпуса N 3.
По мнению заявителя, согласно Печатной форме извещения о проведении электронного аукциона:
1. Место доставки товара, выполнения работы или оказания услуги - Российская Федерация, Кемеровская обл, Тайга г, ул. Молодежная, 13
При этом в Документации об электронном аукционе содержатся следующие положения:
п.1.12 Информационной карты: Место и срок выполнения работ - Адрес: 652401, Кемеровская область, г. Тайга, ул. Молодежная, 15
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 ФЗ N 44-ФЗ, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться следующая информация: о месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта.
Согласно части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Заявитель считает, что Заказчик вводит в заблуждение участников закупки и нарушает положения пункта 2 статьи 42, часть 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ.
2. В Документации об аукционе в электронной форме по мнению Заявителя ненадлежащим образом описан объект закупки.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель указывает в таблице "Перечень и объем работ":
14. Устройство подвесных потолков типа "Армстронг" по каркасу из оцинкованного профиля. Цвет и вид плит согласовать с Заказчиком. Цвет профиля необходимо согласовать с Заказчиком.
15. Замена панелей в подвесных потолках типа "Армстронг". Цвет и вид панелей согласовать с Заказчиком.
23. Устройство покрытий: из линолеума на клее. Цвет по согласованию с Заказчиком.
25. Укладка металлического накладного профиля (порога). Цвет и размеры согласовать с Заказчиком.
32. Оклейка обоями стен по листовым материалам. Вид рисунка согласовать с Заказчиком.
33. Окраска поливинилацетатными водоэмульсионными составами улучшенная: по сборным конструкциям стен, подготовленными под окраску. Цвет согласовать с Заказчиком.
По мнению заявителя, Заказчик не указывает допустимые к предложению параметры товаров и указывает на нарушение положений пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ.
Кроме того, полагает, что согласование перечисленных параметров материалов в период исполнения контракта также противоречит нормам ФЗ N 44-ФЗ.
3. По мнению заявителя, в Извещении не указаны надлежащим образом: порядок подачи заявок, источник финансирования, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта.
Согласно Печатной форме извещения о проведении электронного аукциона: Порядок подачи заявок |
В соответствии с регламентом торговой площадки |
Источник финансирования |
Средства субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания |
Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами |
Информация отсутствует |
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок |
Согласно требованиям Федерального закона N 44 - ФЗ от 05.04.2013 г. |
Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта |
Согласно требованиям Федерального закона N 44 - ФЗ от 05.04.2013 г. |
Заявитель полагает, что не включение сведений об установлении или не установлении соответствующих условий и запретов в Извещение, а также формальное описание со ссылками на нормативные источники является нарушением пункта 7 части 5 статьи 63 ФЗ N 44-ФЗ.
4. По мнению заявителя, заказчиком установлены несоответствующие закону требования к содержанию банковской гарантии в виде обязанности гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки;
При этом, согласно пункту 3 части 2 статьи 45 ФЗ N 44-ФЗ, банковская гарантия должна содержать обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки. Установление требований к содержанию банковской гарантии в противоречие с положениями закона, по мнению заявителя, приводит к нарушению пункта 3 части 2 статьи 45, пункта 8 части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ.
5. В Документации установлено, что применяемые материалы должны соответствовать требованиям, указанным в документе, не размещенном на официальном сайте.
Согласно требованиям части 5 Технического задания, подрядчик принимает на себя обязательство обеспечить выполнение работ по Контракту строительными материалами, изделиями и конструкциями, инженерным (технологическим) оборудованием в соответствии со сводным сметным расчетом.
Размещение а официальном сайте только Локального сметного расчета вместо Сводного сметного расчета, по мнению Заявителя, указывает на нарушение части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ.
6. По мнению заявителя, указание в п.1.19 Информационной карты того обстоятельства, что Участник закупки вправе направить запросы о разъяснении на документацию не позднее 25.07.2015., участникам аукциона должно быть предоставлено право направления запросов по 26 июля 2015 года, указывает на нарушение требований части 4 статьи 65, пункта 11 части 1 статьи 64 ФЗ N 44-ФЗ.
В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
На официальном сайте Тайгинским институтом железнодорожного транспорта - филиалом ФГБОУ ВПО "Омский государственный университет путей сообщения" размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0339100018215000021 на Выполнение работ по текущему ремонту учебного корпуса N 3 и аукционная документация.
В жалобе ООО "СК "Строй-Инвест" указывает на ненадлежащее описание объекта закупки в связи с тем, что сотрудники ТИЖТа (филиала ОмГУПСа) в техническом задании предоставили возможность согласования цвета Подрядчиком с Заказчиком. Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что предложение выбора цвета по согласованию с заказчиком не является нарушением действующего законодательства по следующим причинам. Установление возможности подбора цвета панелей, линолеума, обоев и т.п., не ограничивает Подрядчиков, а, наоборот, устанавливает широкий диапазон выбора цветовой гаммы. Участники закупки могут выбрать любые сочетающиеся цвета с интерьером помещений учебного корпуса N 3.
Кроме того, заявитель считает, что Заказчиком не установлены допустимые к предложению параметры товаров. Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что в пунктах 14, 23, 25, 32, 33 технического задания содержатся необходимые сведения и информация, содержащая допустимые к предложению параметры товаров:
-в Пп. 14 Технического задания: имеется фото требуемого подвесного потолка, обозначен его тип, что дает возможность участнику размещения закупки предложить свой вариант используемого при производстве работ товара.
-в Пп. 15 Технического задания: даны технические характеристики панелей, соответствующие имеющимся панелям в учебном корпусе в настоящее время "Замена панелей в подвесных потолках типа "Армстронг".Цвет и вид панелей согласовать с Заказчиком. Минерало-волокнистые плиты толщиной 8-25 мм. Размер 600*600 мм 3-6 мм.".
-в Пп. 23 Технического задания: указан вид напольного покрытия, а также наиболее важные для Заказчика технические характеристики, которым должен отвечать используемый при производстве работ товар: истираемость и толщина линолеума, класс пожарной безопасности (т.к. применяется в учебном кабинете, важна его безопасность и износостойкость). Указанные параметры были приведены Заказчиком в описании. Вместе с тем, в техническом задании был приведен линолеум коммерческий гомогенный "TARKETT" (или эквивалент), что облегчало участникам размещения заказа составить заявку на участие в электронном аукционе.
-в Пп. 25 Технического задания: имеется фото накладных профилей. Профили устанавливаются на перепад уровня пола в учебном кабинете и местах примыкания линолеума к дверным блокам. По этой причине размеры необходимо будет согласовывать непосредственно в процессе укладки линолеума. Вместе с тем, в техническом задании указан тип и материал профиля.
-в Пп.32 Технического задания: в задании приведены принципиально важные для Заказчика технические характеристики применяемого материала: пожаробезопасность, а также долговечность. В связи с тем, что оклейка обоев имеет место в учебном кабинете, где происходит учебный процесс, рисунок и цвет необходимо согласовать с Заказчиком, жестких требований к цвету не установлено в целях предоставления возможности выбора цветовой гаммы Подрядчиком.
-в Пп. 33 Технического задания: в задании подробно расписаны требования к водно-дисперсионным краскам, применяемым в ходе выполнения работ, что дает возможность определиться участнику размещения заказа в предложении определенного товара.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Комиссией Кемеровского УФАС России нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ не установлено.
Доводы заявителя относительно недостатков извещения о проведении электронного аукциона Комиссия Кемеровского УФАС России считает несостоятельными по следующим причинам. В извещении Заказчиком приводится информация о порядке подачи заявок, источнике финансирования, требованиях к обеспечению заявки и исполнения контракта и т.п. Кроме того, более подробная информация об указанных сведениях содержится в документации об электронном аукционе, а именно:
- порядок подачи заявок: п. 3.1. - 3.3. Информационной карты содержит требования к составу и содержанию заявки (первой и второй частей). П. 4.2. части I Документации об аукционе содержит полное описание порядка подачи заявок на участие в электронном аукционе, включая форму подачи заявки, одновременность подачи обеих частей, сроки направления заявки оператору площадки и т.д.
- источник финансирования также указан Заказчиком: средства субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
- условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами согласно п. 3.4. Информационной карты документации об электронном аукционе не установлены.
- порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок, обеспечение исполнения контракта установлено разделом 5 Информационной карты, включая реквизиты для перечисления денежных средств, назначение платежа, а также сроки возврата денежных средств участнику размещения заказа. Кроме того, раздел VII части I документации об аукционе содержит полное описание требований к обеспечению исполнения контракта.
Кроме того, согласно требованиям пункта 8 статьи 42 ФЗ N 44 - ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 указанного Федерального закона. В соответствии со ст. 35 ФЗ N 44- ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя, в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов. Банковское сопровождение контрактов устанавливается в случаях, приведенных в Постановлении Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов". Документация об электронном аукционе на выполнение работ по текущему ремонту учебного корпуса N 3 не относится к случаям установления требования о банковском сопровождении контракта.
Заявителем в жалобе предоставлена информация о том, что извещение N 0339100018215000021 не содержит сведений об источнике финансировании. Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что согласно извещению, а также п. 1.9. Информационной карты документации об аукционе источником финансирования заказа являются средства субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Как следует из письменного пояснения представителя заказчика, Тайгинский институт железнодорожного транспорта является филиалом ФГБОУ ВПО "ОмГУПС", финансирование производится не напрямую из Федерального бюджета, а из средств, выделяемых по смете головной организацией ТИЖТу (филиалу ОмГУПСа). Ежегодно производится распределение лимитов бюджетных обязательств, одним из источников которого являются средства субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Таким образом, в извещении и в документации дано точное определение источника финансирование проводимой закупки. Кроме того, согласно ст. 69.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания. Таким образом, указание в качестве источника финансирования средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания не противоречит действующему законодательству.
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что относительно требований к дням начисления неустойки по банковской гарантии доводы заявителя необоснованны. Согласно требованиям статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации исчисление сроков днями, следовательно, подсчету подлежат именно календарные дни. Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. N 1005 утверждена форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, согласно которому уплата неустойки производится за каждый календарный день просрочки.
По доводам о нарушении при опубликовании локального сметного расчета Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3.32 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ, утвержденной Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004г N15/1 "Об утверждении и введении в действие методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской федерации" для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) рекомендуется составлять следующую документацию:
сводку затрат (при необходимости);
сводный сметный расчет стоимости строительства (ремонта);
объектные и локальные сметные расчеты;
сметные расчеты на отдельные виды затрат;
в составе рабочей документации (РД) - объектные и локальные сметы.
Локальные сметы относятся к первичным сметным документам и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации.
Для объектов капитального ремонта жилых домов, объектов коммунального и социально-культурного назначения (п.4.74 вышеназванной методики) в составе сводного сметного расчета средства рекомендуется распределять по следующим главам:
1. "Подготовка площадок (территории) капитального ремонта".
2. "Основные объекты".
3. "Объекты подсобного и обслуживающего назначения".
4. "Наружные сети и сооружения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и т.п.)".
5. "Благоустройство и озеленение территории".
6. "Временные здания и сооружения".
7. "Прочие работы и затраты".
8. "Технический надзор".
9. "Проектные и изыскательские работы, авторский надзор".
Работы по текущему ремонту данной Методикой не предусматриваются и, следовательно, сводный сметный расчет для данного вида работ не требуется.
Работы по текущему ремонту учебного корпуса N 3 заключаются в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей помещений учебного корпуса.
В соответствии с п. 3 ст. 709 Гражданского кодекса Российской Федерации цена работы может быть определена путем составления сметы, а не сводного сметного расчета. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.
Кроме того, согласно п. 1.6. Информационной карты документации об электронном аукционе, с целью обоснования начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с положениями статьи 22 ФЗ N 44-ФЗ Заказчиком может быть выполнен локальный сметный расчет начальной (максимальной) цены контракта. Расчет содержится в виде файла в разделе "Документы закупки" извещения о проведении аукциона. В локальной смете обоснована сумма сметной стоимости в размере 2 213 856 (два миллиона двести тринадцать тысяч восемьсот пятьдесят шесть) рублей 06 копеек.
В связи с вышесказанным, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что ТИЖТ (филиал ОмГУПСа) сделал ссылку в составе технической части аукциона на локальный сметный расчет, и не устанавливает противоречий в положениях аукционной документации в части ссылок на локальные сметы.
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что согласно части 4 статьи 65 ФЗ N 44 -ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Таким образом, при расчете окончания срока дачи разъяснения сама дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе не берется в расчет. Дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе N 0339100018215000021 - 29.07.2015 г. День за три дня до даты окончания подачи заявок приходится на 25.07.2015 г. Таким образом, 25.07.2015 г. - последний день для подачи запросов на разъяснение. Положения аукционной документации именно указанный срок указывают в качестве даты, в которую. Участник закупки имеет право направления соответствующего запроса. Комиссией Кемеровского УФАС России нарушения требований части 4 статьи 65 ФЗ N 44 -ФЗ не устанавливаются.
Что касается ссылок на указание различной нумерации домов, то Комиссия Кемеровского УФАС России рассматривает их в качестве опечатки, не влияющей на существо рассматриваемого вопроса о необъективности описания объекта закупки.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК "Строй-Инвест" на действия заказчика - Тайгинского института железнодорожного транспорта - филиала ФГБОУ ВПО "Омский государственный университет путей сообщения при проведении электронного аукциона N 0339100018215000021 на Выполнение работ по текущему ремонту учебного корпуса N 3 необоснованной.
2. Производство по делу N 325 /З-2015 прекратить.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: С.В. Стельмах
Члены комиссии: А.А. Коломиец
Д.А. Лыжин
Е.Р. Щеглова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 4 августа 2015 г. N 325/З-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2015