Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 29 июля 2015 г. N 167/2015
Резолютивная часть объявлена 29 июля 2015г.
Изготовлено в полном объеме 31 июля 2015г. г. Курск
Состав Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
Председатель Комиссии |
Члены Комиссии | |
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "Мастерфайбр-ИНТЕХНО" |
ФИО присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют, уведомлены надлежащим образом, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей. |
Заказчик |
Областное казенное учреждение "Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области" |
ФИО присутствующих на заседании представителей заказчика |
(по доверенности) |
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
Закупка N |
0144200001815000028 |
Объект закупки |
Строительство автомобильной дороги "Крым" - "Курск-Петрин" (третий этап Юго-восточного обхода г. Курска) в Курском районе Курской области |
Начальная максимальная цена контракта |
760 750 990,00 руб. |
По мнению заявителя, при разработке и утверждении аукционной документации электронного аукциона N0144200001815000028 заказчиком были допущены нарушения требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), а именно:
- в извещении о проведении электронного аукциона заказчиком указан размер обеспечения исполнения контракта 228 000 000 руб. Вместе с тем, в п.1.5 раздела 1 проекта контракта заказчиком указан размер обеспечения исполнения контракта 38 000 000 руб. 09.07.2015г. заказчиком размещено разъяснение положений документации электронного аукциона, в котором указано, что верным является размер обеспечения исполнения контракта 228 000 000 руб. Как указывает заявитель, в соответствии с ч.5 ст.65 ФЗ "О контрактной системе....", разъяснение положения аукционной документации не должно изменять ее суть. По мнению подателя жалобы, указанное разъяснение положения аукционной документации изменяет ее суть, в связи с чем, в соответствии с ч.6 ст.65 ФЗ "О контрактной системе...", заказчиком должны были быть внесены изменения в аукционную документацию.
- по мнению заявителя, установленные заказчиком в п.4 раздела 3 аукционной документации требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе и инструкция по заполнению аукционной заявки содержат поверхностные и необъективные отсылочные нормы к описанию объекта закупки.
Представитель заказчика возражал против доводов жалобы заявителя, указав, что аукционная документация электронного аукциона соответствует требованиям ФЗ "О контрактной системе...".
По результатам рассмотрения жалобы и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - ФЗ "О контрактной системе...") внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе, протоколом, составленным в ходе проведения электронного аукциона N0144200001815000028:
- дата размещения извещения - 06.07.2015г.;
- 09.07.2015г., 20.07.2015г. заказчиком размещены разъяснения положений аукционной документации;
- дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 22.07.2015г.;
- на участие в электронном аукционе подана 1 заявка, признанная аукционной комиссией заказчика соответствующей требованиям аукционной документации.
Как подтверждается материалами дела, в извещении о проведении электронного аукциона заказчиком установлен размер обеспечения исполнения контракта -228 000 000 руб. В п.1.5 раздела 1 проекта контракта заказчиком указан размер обеспечения исполнения контракта - 38 000 000 руб. 09.07.2015г. заказчиком размещено разъяснение положений документации электронного аукциона, в котором указано, что верным является размер обеспечения исполнения контракта 228 000 000 руб.
В соответствии с ч.1 ст.34 ФЗ "О контрактной системе...", контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт...
Проект контракта аукционной документации заказчика не соответствует указанному положению ч.1 ст.34 ФЗ "О контрактной системе..." - условие о размере обеспечения исполнения контракта, указанное в извещении электронного аукциона не соответствует соответствующему условию в проекте контракта. Вместе с тем, по мнению Комиссии, разъяснением заказчика, размещенным на официальном сайте РФ 09.07.2015г., указанное несоответствие устранено.
Как установлено п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...", документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с ч.3 ст66 ФЗ "О контрактной системе...", при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
- согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В разделе 3 аукционной документации заказчиком установлены требования к содержанию 1 части аукционной заявки, соответствующие требованиям ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...".
Кроме того, заказчиком указано: "сведения о функциональных и качественных характеристиках материалов должны состоять из точного описания всех материалов, используемых при выполнении работ, предусмотренных технической частью, или их эквивалентов, которые должны быть равноценными или превышать качество любого материала, указанного в приложении N2 к документации об электронном аукционе (Проектная документация) и Приложении N3 к документации об аукционе (Показатели товара, используемого при выполнении работ, установленные заказчиком), с указанием полного наименования, марки, модели, страны происхождения (для возможности установления заказчиком соответствия предлагаемых материалов для выполнения работ). Описание материалов производится в свободной форме или по рекомендуемой форме (Приложение N4 к документации об электронном аукционе).
Приложением N2 к аукционной документации является проектно-сметная документация. Приложение N3 "показатели товара, используемого при выполнении работ, установленные заказчиком".
20.07.2015г. в ответ на запросы участника определения поставщика заказчиком на официальном сайте размещены разъяснения положений аукционной документации, в которых также указано, что сведения о функциональных и качественных характеристиках материалов должны состоять из описания всех материалов, используемых при выполнении работ, предусмотренных технической частью - Приложением N2, Приложением N3 аукционной документации.
Таким образом, установленные заказчиком в разделе 3 аукционной документации требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе и инструкция по заполнению аукционной заявки соответствуют положениям ст.66, ст.64 ФЗ "О контрактной системе...".
В ходе проведения внеплановой проверки определения поставщика, Комиссией установлено:
Частью 4 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.6 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_", в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с ч.7 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_", пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правил), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
В пункте 11.2.2 раздела 11 проекта государственно контракта электронного аукциона N0144200001815000028, заказчиком установлено: "Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком ежемесячных сроков выполнения работ, предусмотренных календарным графиком выполнения работ (приложение N1) настоящего контракта, либо основного срока, предусмотренного п.5.1 настоящего контракта, начиная со дня, следующего после дня истечения Контрактом срока исполнения обязательства. Пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком.
При этом, в проекте контракта отсутствует как расчет пени, так и указание на то, что такая пеня рассчитывается по формуле, закрепленной Правилами.
Ч.8 ст.34 ФЗ "О контрактной системе.." предусмотрено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пункт 4 Правил устанавливает, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в размере 0,5% цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 100 000 млн. рублей.
Как установлено ч.5 ст.34 ФЗ "О контрактной системе...", штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.5 Правил, за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, в размере 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В пунктах 11.1.3, 11.2.5 раздела 11 проекта контракта заказчиком не указан порядок определения размера штрафов за ненадлежащее исполнение обязательств Заказчиком, Подрядчиком, предусмотренный Правилами.
Учитывая, что в ФЗ "О контрактной системе_" не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размеры неустойки (штрафа, пени) и порядок их расчета, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке. (Письмо ФАС России от 21.10.2014 N АЦ/42516/14, Письмо Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 13.12.2014г. N74/1-04-2014).
При таких обстоятельствах, вышеуказанные действия Заказчика нарушают требования ч.ч.4,5,7,8 ст.34 ФЗ "О контрактной системе...".
Учитывая изложенное, на основании результатов рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика, материалов, имеющихся в деле, руководствуясь статьей 99, статьей 106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Мастерфайбр-ИНТЕХНО" обоснованной в части нарушения заказчиком требований ч.1 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать заказчика - Областное казенное учреждение "Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области" нарушившим требования ч.ч.1,4,5,7,8 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - Областному казенному учреждению "Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области" предписание об устранении допущенных нарушений требований ч.ч.1,4,5,7,8 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Передать материалы дела в Прокуратуру Курской области, УВД по Курской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 29 июля 2015 г. N 167/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2015