Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 24 июля 2015 г. N 07-24-9702/15
Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Комбинат питания" на действия комиссии по осуществлению закупок (далее - Конкурсная комиссия)Федерального государственного бюджетного учреждения "Санаторий для детей с родителями "Кратово" Министерства здравоохранения Российской Федерации(далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием: "на поставку мяса, включая птицу и субпродукты" (номер извещения 0348100043715000020 на официальном сайте Российской Федерации -www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее -Конкурс) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,внеплановой проверки по доводам жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Конкурсной комиссии при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права нарушены действиями Заказчика, утвердившего Конкурсную документацию с нарушениям требований Закона о контрактной системе, а также действиями Конкурсной комиссии,включившей в протокол рассмотрения и оценки заявок критерии значимости показателей, отличные от указанных в Конкурсной документации.
Заказчиком направлены письменные пояснения относительно доводов жалобы Заявителя, согласно которым Заказчик не согласен с доводами Заявителя и считает, что при проведении закупки Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
При рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки по доводам жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте 29.05.2015;
2) дата и время окончания подачи заявок - 14.07.2015;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 7 534 273,00 руб.;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
5) дата проведения предквалификационного отбора-14.06.2015;
6) по результатам предквалификационного отборак участию в Конкурсе допущено 4 участника закупки;
7) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 14.06.2015;
8) победителем Конкурса признано ООО"Хорошие продукты" с предложением о цене контракта 5 691 820, 00руб.
1. В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
Согласно извещению о проведении Конкурса дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 17.07.2015. Вместе с тем, жалоба Заявителя подана в Управление 17.07.2015 (вх. от 17.07.2015 N 9702), то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что при утверждении документации об Аукционе Заказчиком допущено нарушение Закона о контрактной системе, не подлежит рассмотрению Комиссией.
2. В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении Конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 24 информационной карты Конкурсной документации для критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников, определенного уровня квалификации" установлена значимость для каждого из показателей "обеспеченность участника процедуры закупки трудовыми ресурсами" и " опыт работы, связанный с предметом договора" - 5 %.
Значимость показателей - 5 %, установленная Конкурсной документацией, это вес критерия оценки в совокупности критериев оценки.
С учетом указанной в Конкурсной документации значимости критерия данных показателей в размере 10 %, это вес каждого показателя оценки в совокупности показателей критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" составляет 50 %.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, инструкцию по заполнению заявки, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
1) Цена контракта - Значимость критерия: 70%;
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - Значимость критерия 20 %;
3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - Значимость критерия: 30%.
По критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлены показатели:
1. "Обеспеченность участника процедуры трудовыми ресурсами".
В рамках показателя оценивается количество у участника закупки руководителей подразделений и ключевых специалистов, в том числе водителей-экспедиторов, кладовщиков, контролеров, бухгалтеров и др и их квалификация".
Общий балл по данному показателю определятся из оценки общего количества руководителей и ключевых специалистов.
2. "Опыт участника по успешной поставке товара (выполнению работ, оказанию услуг) сопоставимого характера и объема".
В рамках показателя оцениваются контракты участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг, в том числе при сопоставлении характера и объема таких контрактов (договоров).
Оценка осуществляется исходя из общей суммы исполненных за период 2012-2014г.г. без применения штрафных санкций к участнику закупки контрактов, подтвержденного информацией о реестровых номерах контрактов, извещений либо копиями контрактов (договоров), актов выполненных работ (оказанных услуг).
Вместе с тем, Конкурсная документация не содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данным показателям, а также надлежащую инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также надлежащую инструкцию по заполнению заявки, нарушают соответственно пункты 4 и 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Комбинат питания"необоснованной.
2. На основании части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе не рассматривать довод жалобы ООО "Комбинат питания" на положения документации об Аукционе. ООО "Комбинат питания" вправе обжаловать действия Заказчика в судебном порядке.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчика нарушенияпунктов 4 и 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
6. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в трёхмесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 24 июля 2015 г. N 07-24-9702/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2015