Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 31 июля 2015 г. N 07-24-4555эп/15
Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобуООО "Элмед" (далее - Заявитель) на действия Государственного учреждения- Московское областное региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведенииЗАО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона: "на поставку слуховых аппаратов для инвалидов в 2015 году" (извещение N 0348100085015000161http://zakupki.gov.ru/epz/order/printForm/view.html?pr intFormId=5731091на официальном сайте Российской Федерации -www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результатеосуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального законаот 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадкиАукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика утвердившего документацию об Аукционе с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчикас доводами Заявителя несогласилисьи сообщили, что при проведениизакупкиЗаказчикдействовал в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документации об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукционаразмещено на официальном сайте- 08.07.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 19 365 997,61рублей;
3) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона - 30.07.2015;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контакта подавали 2 участника закупки.
1. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 указанной статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать документы подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Согласно документации об Аукционе, объектом закупки является поставка слуховых аппаратов, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.
Пунктом 5.1.5 проекта государственного контракта предусмотрена обязанность Поставщика обеспечить инструктаж и консультативную помощь Получателям по правильному использованию Изделиями. Кроме того, пунктом 1.2.4 технического задания документации об Аукционе предусмотрено, что поставщик обязан осуществлять выдачу изделий, обучать пользованию изделиями.
Индивидуальные ушные вкладыши изготавливаются в индивидуальном порядке для каждого инвалида. Изготовление индивидуального ушного вкладыша предполагает снятие слепка наружного слухового прохода и ушной раковины инвалида.данная манипуляция производится в глубине слухового прохода в непосредственной близости от барабанной перепонки, выполняется специализированным медицинским
Документацией об Аукционе не установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности по сурдологии-оториноларингологии, в то время как в объект закупки включены услуги по изготовлению индивидуальных ушных вкладышей, а также настройке слуховых аппаратов и обучению Получателей правильному использованию изделиями, которые в соответствии с пунктом 45 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящим в частную систему здравоохранения на территории инновационного цента "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, осуществляется на основании лицензии.
Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе не установлено требование о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, что нарушает часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1.2 технического задания документации об Аукционе поставщик обязан осуществлять поставку путем передачи Изделий, подобранных врачом-сурдологом, включая все его принадлежности: стандартные вкладыши - 2 штуки (при необходимости изготовленные индивидуальные вкладыши в том же количестве).
Пунктом 5.1.5 проекта государственного контракта предусмотрена обязанность Поставщика обеспечить инструктаж и консультативную помощь Получателям по правильному использованию Изделиями. Кроме того, пунктом 1.2.4 технического задания документации об Аукционе предусмотрено, что поставщик обязан обучать Получателей пользованию изделиями.
Таким образом, действия Заказчика, объединившего в один лот поставку товара - слуховых аппаратов и оказание медицинских услуг по изготовлению индивидуальных ушных вкладышей и настройке слуховых аппаратов, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Данное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Заказчик в сведениях, представленных на заседании Комиссии, указал, что характеристикам слуховых аппаратов цифровых по пунктам 1.1, 1.2, 3.2, 4.2 технического задания документации об Аукционе соответствует товар двух производителей, из которых один производитель иностранное юридическое лицо.
Вместе с тем, на основании статьи 14 Закона о контрактной системе, пунктом 29 информационной карты документации об Аукционе, установлены ограничения допуска в отношении слуховых аппаратов, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2015 года N 102 "Об установлении ограничений допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102).
Согласно Государственному реестру медицинских изделий и организаций (далее - Реестр), на территории Российской Федерации зарегистрировано множество различных производителей слуховых аппаратов цифровых заушного типа.
Вместе с тем, Заказчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии иных отечественных производителей слуховых аппаратов цифровых заушного типа.
Согласно документации об Аукционе, объектом закупки является помимо аппаратов цифровых заушного типа, в том числе аппарат костной проводимости.
В соответствии Реестром, на территории Российской Федерации зарегистрировано 2 производителя слухового аппарата костной проводимости, из которых 1 производитель из иностранного государства.
Таким образом, учитывая установленные запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, товары, указанные в документации об Аукционе товары может поставить только один производитель.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводу жалобы Заявителя по ряду позиций технического задания документации об Аукционе установлены конкретные значения без указания минимальных и максимальных значений, что не соответствует требуемому ГОСТу 51024-2012.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что технические характеристики слуховых аппаратов содержат минимальные, максимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. При этом, указанные показатели не противоречат ГОСТу 51024-2012.
На заседании Комиссии Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности поставки товара соответствующего требованиям документации об Аукционе и ГОСТа.
Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с частью 11 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 17 информационной карты документации об Аукционе дата окончания предоставления разъяснений - 26.07.2015. В соответствии с извещением дата окончания подачи заявок 24.07.2015.
Следовательно, срок предоставления разъяснений документации об Аукционе установлен после окончания срока подачи заявок.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего срок окончания предоставления разъяснений положений документации об Аукционе надлежащим образом нарушаютпункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Пунктом 3.2 технического задания документации об Аукционе для слухового аппарата цифрового программируемого воздушного звукопроведения заушного установлена "формула DSLv5.0 m(i/o)" для детей и взрослых. Пунктом 2.1 4.1 технического задания документации для цифрового программируемого аппарата заушного сверхмощного предусмотрено "наличие беспроводного соединения с внешними источниками (TV&PC) и возможность управления СА с пульта ДУ".
Таким образом, действия Заказчика, установившего при описании объекта закупки нестандартные показатели, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенногои руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 106, частью1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Элмед"частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушенияпунктов 1 и 11части 1 статьи 64, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела N 07-24-4555эп/15 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Московского областного УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцевс даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 31 июля 2015 г. N 07-24-4555эп/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2015