Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 11 августа 2015 г. N 4677/03
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Иванов А.Т. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Руднева Д.А. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" - члена аукционной комиссии Бочковой Натальи Александровны (доверенность N 23 от 25.06.2015) и Демидова Михаила Юрьевича (доверенность N 21 от 19.06.2015);
уполномоченного органа - Департамента имущественных отношении и государственных закупок Новгородской области - Игнатьевой Надежды Александровны (доверенность N 148 от 23.12.2014);
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "ПитерСтальКонструкция" - своих представителей не направило, надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайств о переносе времени и места рассмотрения Жалобы не заявляло;
рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "ПитерСтальКонструкция" (198097, г. Санкт - Петербург, пр-кт. Стачек, д. 42, лит. А; далее - ООО "ПСК") на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента имущественных отношении и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1; далее - Департамент закупок Новгородской области) при осуществлении им и государственным заказчиком - Государственным областным казенным учреждением "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55; далее - ГОКУ "Новгородавтодор") закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции участка автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения "Марёво-Одоево км 3+300 - км 9+000" в Марёвском муниципальном районе Новгородской области, извещение N 0150200000615000370 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 23.06.2015 и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
04.08.2015 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ООО "ПСК" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента закупок Новгородской области при осуществлении им и государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции участка автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения "Марёво-Одоево км 3+300 - км 9+000" в Марёвском муниципальном районе Новгородской области, извещение N 0150200000615000370 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 23.06.2015 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из Жалобы следует, что ООО "ПСК" была подана заявка на участие в рассматриваемом электронном аукционе. Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 31.07.2015 заявка ООО "ПСК" была признана несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе, а именно:
" - по позиции 5 "Бетон соответствующий требованиям ГОСТ 26633-2012. 5.1 Портландцемент, используемый для изготовления бетона соответствующий требованиям ГОСТ 31108-2003" участником закупки по показателю "Массовая доля в клинкере трехкальциевого алюмината Ca3A" указано значение показателя "5% массы", по показателю "Массовая доля в клинкере трехкальциевого силиката 3СаО·SiO2" указано значение показателя "45% массы", по показателю "Массовая доля в клинкере двухкальциевого силиката 2СаО·SiO2" указано значение показателя "25% массы", по показателю "Массовая доля в клинкере четырёхкальциевого аллюмоферрита, C4AF" указано значение показателя "10% массы", что является недостоверной информацией, так как клинкер состоит из четырех основных "искусственных" минералов, то их суммарная массовая доля должна быть 100;
- по позиции 6 "Щебень соответствующий требованиям ГОСТ 8267-93*" участником закупки по показателю "Наибольшие номинальные размеры зерен" указано значение показателя "40 мм", по показателю "Наименьшие номинальные размеры зерен" указано значение показателя "20 мм", по показателю "Марка щебня по прочности (дробимости)" указано значение показателя "М1000", что является недостоверной информации. Согласно проектно-сметной документации локальной сметы N 02-03-05 N п/п 7 щебень из природного камня для строительных работ фракции 20-40 мм должен быть марки 800".
ООО "ПСК" не согласно с данным решением аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента закупок Новгородской области.
1. Государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" указано, что цемент должен соответствовать ГОСТУ 31108-2003. В данном ГОСТе не содержится информации, что вышеуказанные показатели должны в сумме давать 100%.
В пункте 5.2.1 ГОСТа 31108-2003 указано, что суммарное содержание трехкальциевого и двухкальциевого силикатов (3СаО SiO2 + 2CaO
SiO2) в клинкере должно быть не менее 67 % массы клинкера (в заявке ООО "ПСК" данное значение равно 70%), а массовое отношение оксида кальция к оксиду кремния (CaO/SiO2) - не менее 2,0. Содержание оксида магния MgO в клинкере не должно быть более 5,0 % массы клинкера. Допускается содержание оксида магния MgO до 6,0 % массы клинкера при условии положительных результатов испытаний цемента из данного клинкера на равномерность изменения объема в автоклаве по ГОСТ 310.3. Также, в документации об аукционе не содержится требование, что суммарное значение данных четырех показателей должно быть равно 100%.
Кроме того, заказчиком требования к массовым долям установлены так, что позволяют указать их суммарное значение массовых долей начиная от 78%.
В ГОСТе 31108-2003 нет требования к алюминату Ca3A. Требование а соответствии цемента каким-либо другим нормативам в документации об аукционе также не содержится.
2. К товару "Щебень" заказчиком установлено следующее требование к марке: "Марка щебня по прочности (дробимости) не менее М800". ООО "ПСК" предложило щебень марки М1000.
ООО "ПСК" не понимает, в чем выражается недостоверность предложенной к поставке марки щебня М1000.
Если заказчику требовалась именно марка М800 и ничего другое ему не подходит, то в таком случае данный показатель (М800) необходимо было указать в графе показателей, которые не могут изменяться.
Предложенный ООО "ПСК" щебень полностью соответствует требованиям ГОСТа 8267-93, на который в документации об аукционе ссылается заказчик.
Уполномоченный орган - Департамент закупок Новгородской области представил письменные пояснения на Жалобу (вх. N 6782 от 07.08.2015 Новгородского УФАС России), из которых следует, что в состав аукционной комиссии входили как представители уполномоченного органа, так и представители государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор".
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 31.07.2015 решение о несоответствии заявки ООО "ПСК" требованиям документации об аукционе и законодательства о контрактной системе было принято членами аукционной комиссии из числа представителей государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор".
На рассмотрении Жалобы представитель уполномоченного органа - Департамента закупок Новгородской области поддержала доводы пояснений на Жалобу в полном объеме.
Государственный заказчик - ГОКУ "Новгородавтодор" считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. N 6785 от 07.08.2015 Новгородского УФАС России).
1. Согласно пункту 2.4.3 "Минералы цементного клинкера" учебного пособия "Химия цемента и вяжущих веществ" портландцементный клинкер представлен четырьмя основными "искусственными" минералами: 3CaO·SiO2 (сокращенно C3S), 2CaO·SiO2 (сокращенно C2S), 3CaO·Al2O3 (сокращенно Ca3A), 4Cao·Al2O3·Fe2O3 (сокращенно C4AF).
Суммарное значение указанных минералов в клинкерах большинства заводов составляет 96-97%. 75-78 % от массы клинкера приходится на долю минералов-силикатов C3S + C2S, и 18-25 % на долю минералов-плавней Ca3A + C4AF.
Таким образом, участник предоставил недостоверную информацию.
Довод о том, что заказчик не требовал в документации об аукционе чтобы их сумма равнялась 100% не состоятелен.
Массовая доля - отношение массы растворённого вещества к массе раствора.
Установленные заказчиком требования к массовым долям четырёх основных "искусственных" минералов позволяет однозначно понять, что их суммарное значение должно быть равно 100%.
В противном случае заказчиком были бы установлены требования и к другим массовым долям или установлено требование к массовой доле примесей в клинкере.
Суммарное значение примесей, согласно заявке ООО "ПСК", составляет 15%, а значит трехкальциевый алюминат Ca3A (значение указанное ООО "ПСК" 5%) и четырехкальциевый аллюмоферрит C4AF (значение указанное ООО "ПСК" 10%) уже не являются основными минералами, поскольку их массовая доля менее массовой доли примесей.
2. Согласно проектно-сметной документации пункту 7 локальной сметы N 02-03-05 щебень из природного камня для строительных работ фракции 20-40 должен быть марки М800, в то время как ООО "ПСК" предложен к использованию при выполнении работ щебень марки М1000.
Проектно-сметная документация является частью документации об аукционе и, следовательно, ООО "ПСК" была представлена информация не соответствующая требованиям документации об аукционе.
На рассмотрении Жалобы представители государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.
Член аукционной комиссии Бочкова Н.А. пояснила, что при отборе участников рассматриваемой закупки руководствовалась именно соображениями, изложенными в вышеуказанных возражениях на Жалобу.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
1. В июне - августе 2015 года государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" и уполномоченным органом - Департаментом закупок Новгородской области проводилось осуществление закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции участка автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения "Марёво-Одоево км 3+300 - км 9+000" в Марёвском муниципальном районе Новгородской области (начальная (максимальная) цена контракта - 55 203 281,31 руб.).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Состав аукционной комиссии по проведения вышеуказанного аукциона утвержден приказом N 1619 от 16.07.2015 Департамента закупок Новгородской области.
Требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 10.2 раздела 10 "Требования к содержанию, составу заявки на участие и инструкция по ее заполнению" документации об аукционе государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены в аналогичном виде. В этом же пункте указано, что требования к значениям показателей (характеристик) товара, удовлетворяющие потребности Заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара, используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки, установлены в приложении N7 к документации об электронном аукционе.
Таким образом, при составлении своих заявок на участие в рассматриваемом аукционе участники закупки должны были руководствоваться Требованиями к значениям показателей (характеристик) товара, удовлетворяющие потребности заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара, используемого при выполнении работ и Инструкцией по заполнению первой части заявки (Приложение N 7 к документации об аукционе в электронной форме).
По подпункту 5.1 "Портландцемент, используемый для изготовления бетона соответствующий требованиям ГОСТ 31108-2003" позиции 5 "Бетон соответствующий требованиям ГОСТ 26633-2012" Приложения N 7 к документации об аукционе установлены следующие требования к значениям показателей массовой доли в клинкере установлены:
- к показателю "Массовая доля в клинкере трехкальциевого алюмината Ca3A, % массы" заказчиком установлено требование "должно быть до 8,0" (ООО "ПСК" указало в своей первой части заявки на участие в аукционе конкретное значение 5%);
- к показателю "Массовая доля в клинкере трехкальциевого силиката 3СаО·SiO2, % массы" заказчиком установлено требование "должно быть не менее 40" (ООО "ПСК" указало в своей первой части заявки на участие в аукционе конкретное значение 45%);
- к показателю "Массовая доля в клинкере двухкальциевого силиката 2СаО·SiO2, % массы" заказчиком установлено требование "должно быть не менее 15" (ООО "ПСК" указало в своей первой части заявки на участие в аукционе конкретное значение 25%);
- к показателю "Массовая доля в клинкире четырёхкальциевого аллюмоферрита, C4AF, % массы" заказчиком установлено требование "не более 15" (ООО "ПСК" указало в своей первой части заявки на участие в аукционе конкретное значение 10 %).
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки участники закупки в своих заявках указывают конкретное значение показателя, равное или превышающее значение, установленного настоящей документацией, для которого установлено минимальное значение (например, использованы слова: "не менее", "не хуже", "не должно быть хуже", "не должно быть менее", "должно быть не менее", "должно составлять не менее", "не ниже", "не должно быть ниже", "должно быть не ниже"); конкретное значение показателя, равное или меньшее значения, установленного настоящей документацией, для которого установлено максимальное значение (например, использованы слова: "не более", "не превышает", "не должно превышать", "не должно быть более", "не должно быть выше"); конкретное значение показателя, превышающее значение, установленного настоящей документацией, для которого установлено минимальное значение (например, использованы слова: "должно быть более", "должно быть выше", "выше", "более", "от"); конкретное значение показателя, меньшее значения, установленного настоящей документацией, для которого установлено максимальное значение (например, использованы слова: "ниже", "менее", "до", "должно быть до", "должно быть менее").
ООО "ПСК" в первой части своей заявки на участие в аукционе по показателям массовой доли в клинкере указало конкретные значения, соответствующие требованиям документации об аукционе (Приложения N 7).
Согласно представленным ООО "ПСК" в первой части своей заявки на участие в аукционе конкретным показателям сумма минералов-силикатов C3S + C2S равна 70%, сумма минералов-плавней Ca3A + C4AF равна 15 %.Общая сумма - 85%.
Требования к портландцементу, используемому для изготовления бетона определены ГОСТом 31108-2003 "Цементы общестроительные. Технические условия". Ссылка на данный ГОСТ содержится в Приложении N 7 к документации об аукционе.
Пунктом 5.2.1 ГОСТа 31108-2003 установлены требования к портландцементному клинкеру. Суммарное содержание трехкальциевого и двухкальциевого силикатов (C3S + C2S) в клинкере должно быть не менее 67 % массы клинкера (в первой части заявки ООО "ПСК" данное значение равно 70%).
Таким образом, предложенный ООО "ПСК" товар по подпункту 5.1 "Портландцемент, используемый для изготовления бетона соответствующий требованиям ГОСТ 31108-2003" позиции 5 "Бетон соответствующий требованиям ГОСТ 26633-2012" Приложения N 7 полностью отвечает как установленным заказчиком требованиям, так и положениям государственного стандарта.
При этом, ни в документации об аукционе ни в ГОСТе 31108-2003 не содержится требование о том, что суммарное значение массовых долей четырёх основных "искусственных" минералов портландцементного клинкера должно быть 100%.
Более того, государственный заказчик - ГОКУ "Новгородавтодор" в Приложении N 7 документации об аукционе допускает возможность предоставления участниками закупки суммы C3S + C2S от 55%, а суммарное значение всех четырёх основных "искусственных" минералов от 77,9%.
В письменных возражениях и на заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители ГОКУ "Новгородавтодор" (один из которых также является членом аукционной комиссии) ссылаются на учебное пособие "Химия цемента и вяжущих веществ", составленное Андреевой Н.А. в 2011 году для Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.
Согласно данному учебному пособию суммарное значение указанных минералов в клинкерах большинства заводов составляет 96-97%. Указание на то, что суммарная массовая доля данных химических соединений должна составлять 100% в пособий не содержится.
Кроме того, вышеуказанное учебное пособие не предназначено для установления стандартных технических и качественных характеристик портландцементного клинкера. Как следует из предисловия данного учебного пособия его цель - организовать работу студентов по углубленному изучению химии строительных материалов, приобретению навыков анализа и систематизации изучаемых разделов. Задачами учебного пособия являются ознакомление студентов с современными достижениями науки в области химии и технологии неорганических веществ и материалов, повышение их общей технической грамотности и т.д. Данное учебное пособие используется для подготовки бакалавров по направлениям строительного профиля.
Таким образом, данное учебное пособие не может устанавливать и регламентировать качественные характеристики портландцементного клинкера, а аукционная комиссия при рассмотрении заявок участников закупки должна была руководствоваться не им, а ГОСТом 31108-2003 и Приложением N 7 к документации об аукционе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Учитывая вышеизложенное, аукционная комиссия уполномоченного органа - Департамента закупок Новгородской области в нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе приняла решение об отказе в допуске к участию в аукционе по основанию, не предусмотренному действующим законодательством о контрактной системе.
Таким образом, в данной части Жалоба является обоснованной.
2. Согласно позиции 6 Приложения 7 к документации об аукционе при выполнении работ, являющихся объектом закупки, необходимо использовать щебень, соответствующий требованиям ГОСТ 8267-93 и установлено требование к марке щебня по прочности (дробимости) - должна быть не менее М800.
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки участники закупки в своих заявках указывают конкретное значение показателя, равное или превышающее значение, установленного настоящей документацией, для которого установлено минимальное значение (например, использованы слова: "не менее", "не хуже", "не должно быть хуже", "не должно быть менее", "должно быть не менее", "должно составлять не менее", "не ниже", "не должно быть ниже", "должно быть не ниже").
Таким образом, участники закупки могли указать марку щебня по прочности (дробимости), начиная от марки М800 и более.
Довод государственного заказчика и члена аукционной комиссии о том, что в соответствии с локальной сметой N 02-03-05 щебень из природного камня для строительных работ фракции 20-40 должен быть только марки М800, является несостоятельным.
Как было указано выше, в пункте 10.2 документации об аукционе указано, что требования к значениям показателей (характеристик) товара, удовлетворяющие потребности Заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара, используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки, установлены в приложении N7 к документации об электронном аукционе.
ООО "ПСК" в первой части своей заявки на участие в аукционе указало марку М1000, соответствующую требованиям Приложения N 7 к документации об аукционе.
Локальная смета N 02-03-05 содержится в Приложении N 5 к документации об аукционе (сметная документация). Смета используется для расчета начальной (максимальной) цены контракта, а не для установления требований к показателям товаров, в соответствии с которым участники закупки должны сформировать свой заявки на участие в аукционе.
Значения показателей товаров, используемых при выполнении работ, указываются в Приложении N 7 к документации об аукционе, о чем в пункте 10.2 документации об аукционе указывает сам государственный заказчик - ГОКУ "Новгородавтодор".
Таким образов, у аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента закупок Новгородской области не было оснований отказывать в допуске к участию в аукционе по факту указания ООО "ПСК" марки щебня М1000.
Следовательно, в данной части Жалоба также является обоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 31.07.2015 заявка участника закупки с порядковым номером 3 была отклонена аукционной комиссией по следующей причине: "по позиции 5 "Бетон соответствующий требованиям ГОСТ 26633-2012. 5.1 Портландцемент, используемый для изготовления бетона соответствующий требованиям ГОСТ 31108-2003" участником закупки по показателю "Химический состав клинкера. Содержание оксида кальция СаО" указано значение показателя "60,44% массы", по показателю "Химический состав клинкера. Содержание оксида кремния SiO2" указано значение показателя "18,23% массы", по показателю "Химический состав клинкера. Содержание оксида алюминия Аl2O3" указано значение показателя "4,33% массы", по показателю "Химический состав клинкера. Содержание оксида железа Fe2O3" указано значение показателя "3,30% массы", по показателю "Химический состав клинкера. Содержание оксида магния MgO" указано значение показателя "3,65% массы", по показателю "Химический состав клинкера. Содержание оксида серы SO3" указано значение показателя "1,40% массы", по показателю "Химический состав клинкера. Щелочные оксиды (в пересчёте на Na2O)" указано значение показателя "1,15%", что является недостоверной информацией, так как суммарный химический состав клинкера должен быть 100".
Из представленных ГОКУ "Новгородатодор" письменных объяснений по данному факту (вх. N 6873 от 11.08.2015 Новгородского УФАС России) и пояснений, данных его представителями и членом аукционной комиссии на рассмотрении Жалобы следует, что сумма химических составляющих клинкера должна быть равна 100%, тогда как сумма значений указанных участником закупки равна 92,5%. При этом заказчик снова ссылается на вышеуказанное учебное пособие.
В соответствии с пунктом 2.4.1 учебного пособия "Химия цемента и вяжущих веществ" химический состав клинкера принято выражать массовой долей оксидов. "Главными" оксидами цементного клинкера являются оксид кальция CaO, оксид кремния SiO2, оксид алюминия Аl2O3 и оксид железа Fe2O3. Их суммарное значение обычно достигает 95-97%. Также в состав клинкера в небольших количествах могут входить оксид магния MgO, серный ангидрид SO3, диоксид титана TiO2, оксид хрома Cг2O3, оксиды щелочных металлов Na2O и K20, фосфорный ангидрид P2O5, оксид бария BaO. Применение добавок-минерализаторов приводит к появлению в клинкере заметного количества ионов Cl- и F-.
Государственным заказчиком - ГОКУ "Новгордавтодор" в подпункте 5.1 "Портландцемент, используемый для изготовления бетона соответствующий требованиям ГОСТ 31108-2003" позиции 5 "Бетон соответствующий требованиям ГОСТ 26633-2012" Приложения N 7 документации об аукционе установлены следующие требования к химическому составу клинкера:
- к показателю "Химический состав клинкера. Содержание оксида кальция СаО, % массы" заказчиком установлено требование "более 40" (Участником N 3 указано 60,44%);
- к показателю "Химический состав клинкера. Содержание оксида кремния SiO2, % массы" заказчиком установлено требование "менее 25" (Участником N 3 указано 18,23%);
- к показателю "Химический состав клинкера. Содержание оксида алюминия Аl2O3, % массы" заказчиком установлено требование "должно быть менее 10" (Участником N 3 указано 4,33%);
- к показателю "Химический состав клинкера. Содержание оксида железа Fe2O3, % массы" заказчиком установлено требование "должно быть менее 5" (Участником N 3 указано 3,3%);
- к показателю "Химический состав клинкера. Содержание оксида магния MgO, % массы" заказчиком установлено требование "не более 5" (Участником N 3 указано 3,65%);
- к показателю "Химический состав клинкера. Содержание оксида серы SO3, % массы" заказчиком установлено требование "должно быть менее 2" (Участником N 3 указано 1,4%);
- к показателю "Химический состав клинкера. Щелочные оксиды (в пересчёте на Na2O), % массы" заказчиком установлено требование "менее 2" (Участником N 3 указано 1,15%).
Пунктом 5.2.1 ГОСТа 31108-2003 установлены требования к химическому составу портландцементного клинкера. Массовое отношение оксида кальция к оксиду кремния СаО/SiO2 - не менее 2,0. Содержание оксида магния в клинкере не должно быть более 5,0% массы клинкера. Допускается содержание оксида магния до 6,0% массы клинкера при условии положительных результатов испытаний цемента из данного клинкера на равномерность изменения объема в автоклаве по ГОСТ 310.3.
Участником закупки с порядковым номером 3 вышеуказанные требования документации об аукционе и ГОСТа 31108-2003 были соблюдены, предложенные им конкретные показатели соответствуют значениям, установленным в Приложении N 7 к документации об аукционе и в пункте 5.2.1 ГОСТа 31108-2003.
При этом, ни в документации об аукционе, ни в ГОСТе 31108-2003 не содержится требование о том, что суммарное значение массовых долей заявленных заказчиком химических компонентов клинкера должно быть 100%.
Ссылка на учебное пособие "Химия цемента и вяжущих веществ" является несостоятельной по обстоятельствам, указанным выше.
Из пояснений представителей ГОКУ "Новгородавтодор" следует, что суммарное значение показателей химического состава клинкера должно быть равно 100%.
При этом, сам государственный заказчик - ГОКУ "Новгородавтодор" в Приложении N 7 к документации об аукционе допускает возможность предоставления участниками закупки суммарного значения всех семи заявленных в Техническом задании массовых долей оксидов менее 100%.
Таким образом, принятое аукционной комиссией уполномоченного органа - Департамента закупок Новгородской области на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе решение об отказе в допуске участника закупки с порядковым номером 3 к участию в аукционе является неправомерным.
С учетом вышеизложенного, в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента закупок Новгородской области содержится нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в необоснованном и безосновательном отказе в допуске к участию в аукционе участников закупки с порядковыми номерами 2 (ООО "ПСК") и 3.
Основания, по которым аукционная комиссия отказала указанным участникам закупки в допуске к участию в аукционе являются надуманными, не соответствующими положениям документации об аукционе и действующим государственным стандартам.
Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента закупок Новгородской области, существенно повлияли на результаты закупки и привели к нарушению порядка отбора участников аукциона, что дает основания для выдачи предписания об устранении нарушении законодательства о контрактной системе.
Руководствуясь статьями 33, 64, 66, 67, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "ПитерСтальКонструкция" (198097, г. Санкт - Петербург, пр-кт. Стачек, д. 42, лит. А) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента имущественных отношении и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1) при осуществлении им и государственным заказчиком - Государственным областным казенным учреждением "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции участка автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения "Марёво-Одоево км 3+300 - км 9+000" в Марёвском муниципальном районе Новгородской области, извещение N 0150200000615000370 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 23.06.2015, обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента имущественных отношении и государственных закупок Новгородской области нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента имущественных отношении и государственных закупок Новгородской области и оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении членов аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента имущественных отношении и государственных закупок Новгородской области.
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии А.Т. Иванов
Д.А. Руднева
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 11 августа 2015 г. N 4677/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2015