Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 20 августа 2015 г. N 4818/03
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Петрова А.В. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
в присутствии представителей:
заказчика - Автономного муниципального общеобразовательного учреждения "Основная школа д. Федорково" - директора Александровой Лидии Михайловны, Левицкой Ирины Юрьевны (доверенность N б/н от 19.08.2015), Матвеевой Натальи Николаевны (доверенность N б/н от 20.08.2015);
подателя жалобы - Новгородской региональной общественной организации "Собрание коренных новгородцев" - председателя Черепановой Анны Федоровны, Петрова Анатолия Валерьевича (доверенность б/н от 20.07.2015);
участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "Новый-Порт" (далее - ООО "Новый-Порт") - Шаврина Павла Николаевича (доверенность N 7 от 19.08.2015),
рассмотрев жалобу Новгородской региональной общественной организации "Собрание коренных новгородцев" (173000, Великий Новгород, ул. Андреевская, д. 18/8; далее - НРОО "Собрание коренных новгородцев") на действия заказчика - Автономного муниципального общеобразовательного учреждения "Основная школа д. Федорково" (175132, Новгородская обл., Парфинский р-н, д. Федорково, ул. Старорусская, д. 5; далее - АМОУ "Основная школа д. Федорково") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на капитальный ремонт части здания АМОУ "Основная школа д. Федорково" с целью создания дополнительных мест для реализации программы дошкольного образования, извещение N 1050300000715000003 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 29.07.2015, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
13.08.2015 в Новгородское УФАС России поступила жалоба НРОО "Собрание коренных новгородцев" на действия заказчика - АМОУ "Основная школа д. Федорково" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на капитальный ремонт части здания АМОУ "Основная школа д. Федорково" с целью создания дополнительных мест для реализации программы дошкольного образования, извещение N 1050300000715000003 о проведении которого было размещено на официальном сайте 29.07.2015 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы и дополнений к ней (вх. N 7109 от 19.08.2015 Новгородского УФАС России) сводится к следующему.
Из Документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее - Документация об электронном аукционе) следует, что объектом рассматриваемой закупки является капитальный ремонт. При этом, Документация об электронном аукционе не содержит в полном объеме предусмотренных действующем законодательством, в частности Градостроительным кодексом Российской Федерации, Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее - Положение о составе разделов проектной документации), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, отдельных разделов проектной документации.
В обосновании своей позиции податель Жалобы - НРОО "Собрание коренных новгородцев" также ссылается на положения письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.09.2011 N 11679-ИП/08.
Кроме того, по мнению подателя Жалобы, работы, являющиеся объектом рассматриваемой закупки, предусматривают, в том числе, замену (восстановление) несущих строительных конструкций объекта капитального строительства. Следовательно, в данном случае заказчиком осуществляется закупка не на выполнение работ по капитальному ремонту, а работ по реконструкции объекта капитального строительства, на проведение которой в соответствии с нормами действующего законодательства (часть 2 статьи 51, часть 3.4 статьи 49 ГрК) заказчиком должно быть предварительно получено разрешение на строительство, а проектная документация - пройти государственную экспертизу.
По мнению подателя Жалобы, указанные действия заказчика нарушают установленные Законом о контрактной системе принципы, в том числе принцип недопустимости ограничения числа участников закупки, поскольку не дают потенциальным участникам закупки оценить требования заказчика.
Учитывая изложенное, податель Жалобы - НРОО "Собрание коренных новгородцев" просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
На рассмотрении представители подателя Жалобы - НРОО "Собрание коренных нвогородцев" поддержали ее доводы в полном объеме.
Заказчик - АМОУ "Основная школа д. Федорково" считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (вх. N 7028 от 18.08.2015, N 7151 от 20.08.2015 Новгородского УФАС России).
Документация об электронном аукционе содержит отдельные разделы проектной документации, наличие которых предусмотрено требованиями как ГрК, так и Положения о составе разделов проектной документации, в частности локальные сметные расчеты.
В соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 ГрК под капитальным ремонтом объекта капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 ГрК реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
При проведении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, не затрагиваются какие-либо несущие конструктивные элементы здания. Таким образом, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по капитальному ремонту в отношении объекта капитального строительства, а не работы по его реконструкции.
На рассмотрении Жалобы представители заказчика - АМОУ "Основная школа д. Федорково" поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме.
Представитель участника закупки - ООО "Новый-Порт" на рассмотрении поддержал доводы подателя Жалобы - НРОО "Собрание коренных новгородцев" в части наличия в действиях заказчика нарушений относительно содержания Документации об электронном аукционе, а именно отсутствия в ней отдельных разделов проектной документации.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В июле - августе 2015 года заказчиком - АМОУ "Основная школа д. Федорково" осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на капитальный ремонт части здания АМОУ "Основная школа д. Федорково" с целью создания дополнительных мест для реализации программы дошкольного образования.
Документация об электронном аукционе утверждена директором АМОУ "Основная школа д. Федорково" Л.М. Александровой 29.07.2015.
В соответствии с частью 1 статьи 52 ГрК строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК под объектом капитального строительства следует понимать здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Капитальный ремонт объектов капитального строительства регулируется нормами ГрК (пункт 14.2 статьи 1).
Объектом рассматриваемой закупки является выполнение ремонтных работ в отношении объекта капитального строительства - здания АМОУ "Основная школа д. Федорково".
В соответствии с частью 12.2 статьи 48 ГрК в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Согласно части 13 статьи 48 ГрК состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Требования к содержанию разделов проектной документации с учетом требований ГрК в части необходимости обеспечения строительства установлены Положением о составе разделов проектной документации.
Разработка проектной документации возможна на часть объекта капитального строительства при его реконструкции, капитальном ремонте с учетом требований как ГрК, так и требований Положения о составе разделов проектной документации, предъявляемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Заказчиком - АМОУ "Основная школа д. Федорково" в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пунктах 3.1, 3.2 Информационной карты Документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта) определен объект рассматриваемой закупки - капитальный ремонт части здания АМОУ "Основная школа д. Федорково" с целью создания дополнительных мест для реализации программы дошкольного образования. При этом, описание объекта закупки, информация об объеме выполняемых работ установлена заказчиком в Техническом задании Документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 48 ГрК проектная документация представляет собой документацию, определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также их капитального ремонта.
Следовательно, содержание разделов проектной документации в силу требований законодательства о градостроительной деятельности должно обеспечивать возможность осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также их капитального ремонта, а заказчик при разработке Документации об электронном аукционе, в предмет которой входит выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, должен руководствоваться нормами соответствующих статей ГрК, что обеспечит полноту и информативность документации об аукционе.
В соответствии с частью 11 статьи 48 ГрК подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Таким образом, исходя из положений Документации об электронном аукционе относительно отнесения заказчиком работ, входящих в объект закупки, к числу капитальных (работ, представляющих собой работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность этих объектов), для их надлежащего исполнения подрядчиком в Документации об электронном аукционе должны быть представлены специально подготовленные разделы проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства, и содержаться указание на то, что работы, входящие в объект рассматриваемой закупки должны быть выполнены в соответствии с подготовленным проектом.
Из вышеизложенного следует, что заказчик при проведении электронного аукциона, в предмет которого входит выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, должен обеспечить соответствие документации об аукционе положениями ГрК и требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, и с этой целью включить в состав Документации предусмотренные законом документы и сведения, с которыми участники аукциона должны ознакомиться для выполнения работ по предмету аукциона, а именно отдельные разделы проектной документации.
Отсутствие в Документации об электронном аукционе указанных необходимых документов свидетельствует о ее неполноте и недостаточной информативности, что может негативно повлиять на принятие участниками аукциона решения об участии в таком аукционе, а впоследствии осложнить выполнение работ победителем аукциона, который до момента заключения контракта не мог ознакомиться с необходимыми документами и сведениями ввиду их отсутствия в документации об электронном аукционе.
Согласно пункту 7 Положения о составе разделов проектной документации необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно настоящему Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации.
При этом разделы 6 ("Проект организации строительства"), 11 ("Смета на строительство объектов капитального строительства") проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27(1) - 31 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.
Согласно пункту 5.1 Информационной карты источником финансирования осуществления рассматриваемой закупки является субсидия бюджету Парфинского муниципального района на создание дополнительных мест для реализации основных образовательных программ дошкольного образования в 2015 году.
Таким образом, исходя из источника финансирования (субсидия бюджету Парфинского муниципального района), объекта рассматриваемой закупки (капитальный ремонт части здания АМОУ "Основная школа д. Федорково" с целью создания дополнительных мест для реализации программы дошкольного образования), Документация об электронном аукционе должна была содержать в обязательном порядке предусмотренные пунктом 7 Положения о составе разделов проектной документации отдельные разделы проектной документации.
Однако, Документация об электронном аукционе не содержит в полном объеме вышеуказанных разделов проектной документации, необходимых для выполнения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Таким образом, в действиях заказчика - АМОУ "Основная школа д. Федорково" содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в несоблюдении требований к содержанию документации об электронном аукционе.
Следовательно, доводы Жалобы в данной части нашли свое подтверждение.
2. Согласно части 2 статье 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Однако, исходя из количества участников рассматриваемой закупки (в соответствии с протоколом N 1 от 17.08.2015 рассмотрения первых частей заявок на участие в рассматриваемой закупке поступили первые части заявок 7 участников, в соответствии с протоколом от 20.08.2015 проведения электронного аукциона в торгах приняли участие три хозяйствующих субъекта, электронный аукцион признан состоявшимся), а также того, что от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность соответствующую объекту закупки, жалоб на положения Документации об электронном аукционе, в частности относительно отсутствия в ее составе отдельных разделов проектной документации, не поступало, довод Жалобы о нарушении прав участников закупки и ограничении конкуренции Комиссия находит необоснованным.
Также Комиссия находит необоснованным довод Жалобы о том, что в данном случае заказчиком осуществляется закупка, объектом которой является не выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, а работ по его реконструкции.
Заказчиком - АМОУ "Основная школа д. Федорково" определен объект рассматриваемой закупки - капитальный ремонт части здания АМОУ "Основная школа д. Федорково".
Из материалов Жалобы, а именно из содержания Документации об электронном аукционе, ее Технического задания, приложений к ней в виде дефектных, ресурсных ведомостей, сметных расчетов, пояснений заказчика обратного не следует. Подателем Жалобы также каких-либо убедительных доказательств планируемого заказчиком фактического выполнения работ по реконструкции объекта капитального строительства (вместо его капитального ремонта) не приведено.
Следовательно в данной части доводы Жалобы не нашли своего подтверждения.
В связи с тем, что доказательств того, что выявленные нарушения в действиях заказчика повлияли или могли повлиять на результаты осуществления закупки, не установлено, исходя из общего количества участников рассматриваемой закупки (на участие в ней поступили первые части заявок 7 участников), а также результатов состоявшихся торгов (участниками закупки начальная (максимальная) цена контракта (33 745 900, 00 рублей) снижена на 15 % (28 684 015, 00 рублей)) у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Руководствуясь статьями 8, 33, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Новгородской региональной общественной организации "Собрание коренных новгородцев" (173000, Великий Новгрод, ул. Андреевская, д. 18/8) на действия заказчика - Автономного муниципального общеобразовательного учреждения "Основная школа д. Федорково" (175132, Новгородская обл., Парфинский р-н, д. Федорково, ул. Старорусская, д. 5) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на капитальный ремонт части здания АМОУ "Основная школа д. Федорково" с целью создания дополнительных мест для реализации программы дошкольного образования, извещение N 1050300000715000003 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 29.07.2015, частично обоснованной в части доводов об отсутствии в документации об электронном аукционе отдельных разделов проектной документации, соответствующих требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации N 87 от 16.02.2008.
2. Признать в действиях заказчика - Автономного муниципального общеобразовательного учреждения "Основная школа д. Федорково" нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что доказательств того, что выявленные нарушения повлияли или могли повлиять на результаты осуществления закупки, не установлено.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки осуществления закупки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика - Автономного муниципального общеобразовательного учреждения "Основная школа д. Федорково".
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии А.В. Петрова
Д.А. Петров
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 20 августа 2015 г. N 4818/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2015