Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 13 августа 2015 г. N 03-10.1/276-2015
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_____" - заместителя руководителя управления, Председателя комиссии;
"_____" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_____" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "НПВЛ ЛИАНА" (далее - заявитель, Общество) на действия казенного учреждения Омской области "Омскоблстройзаказчик" (далее - заказчик, КУОО "Омскоблстройзаказчик") при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку медицинского оборудования для комплектации объекта: "Строительство поликлиники на 1000 посещений в смену по ул. 70 лет Октября - проспект Комарова, г. Омска" (извещение N 0352200020515000390) (далее - электронный аукцион),
в присутствии представителей заказчика - "_____" (доверенность N 106 от 13.08.2015), "_____" (доверенность N 104 от 04.08.2015),
в отсутствие представителя заявителя уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. N 7265э от 07.08.2015) на положения документации об электронном аукционе, нарушающие Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
По мнению заявителя, при описании товаров по всем позициям Технического задания документации об аукционе, заказчиком были установлены требования к товару, соответствующие единственным эксклюзивным производителям.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-7470э от 11.08.2015) заказчиком были представлены материалы электронного аукциона, а также возражения на жалобу заявителя (вх. N 7378 от 12.08.2015).
Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 24.07.2015 на официальном сайте заказчиком были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 12002044,01 рублей.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителей заказчика, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Кроме того, частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ознакомившись с положениями документации об электронном аукционе, Комиссия установила, что технические характеристики и требования к товарам указаны заказчиком в приложении N1 "Техническое задание" документации об электронном аукционе.
В жалобе заявителя указано следующее: "Изучив Обоснования начальной (максимальной) цены и Приложение N1 к документации об электронном аукционе (Техническое задание), мы пришли к выводу, что указанные технические характеристики по каждому пункту Технического задания (1-46) соответствуют единственным эксклюзивным производителям".
В возражениях, представленных на доводы жалобы, заказчиком приведены следующие аргументы: "Все 43 позиции перечня производятся не одним, а различными производителями в разных странах. Таким образом, всё техническое задание не может быть сформировано под одного изготовителя.
Кроме того, Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) не предусмотрены ограничения по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об аукционе устанавливать характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Объектом закупки является поставка лабораторного оборудования для комплектации Объекта, а не его изготовление и поставщиком может быть любое лицо.
Обоснование начальной максимальной цены контракта не является частью технического задания, а выделено в отдельный раздел аукционной документации.
Руководствуясь ст. 22 Закон N 44-ФЗ при формировании данного раздела заказчик основывался на коммерческие предложения поставщиков, включающие торговую марку и страну происхождения товара, указывая это в обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
Участники аукциона могут предложить товар любой марки и любого производителя, технические характеристики которого будут соответствовать указанным в техническом задании".
Изучив представленные заявителем документы, Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно пункту 9 части 8 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
В нарушение данной нормы заявителем не представлено каких-либо документальных доказательств того, что указанные в Техническом задании требования к товару соответствуют единственным эксклюзивным производителям.
В то время как заказчиком представлены документальные доказательства того, что на рынке медицинского оборудования существует как минимум два производителя, товары которых соответствуют требованиям, установленным в Техническом задании, например, по позиции N 6 "Рабочее место ЛОР- врача" Технического задания существует возможность поставки товара производства компании ATMOS (Германия) ЛОР- комбайн S 61 servant и производства компании MedStar (Южная Корея) - JIOP- комбайн UE 3000.
Аналогичные доказательства были представлены заказчиком по ряду иных позиций Технического задания.
Таким образом, при рассмотрении довод жалобы заявителя о том, что "техническое задание составлено под одного производителя" не нашел подтверждения.
Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить, что согласно приложению "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта на поставку медицинского оборудования для комплектации объекта: "Строительство поликлиники на 1000 посещений в смену по ул.70 лет Октября - проспект Комарова, г.Омска"" к документации об электронном аукционе начальная (максимальная) цена контракта определена методом сопоставимых рыночных цен в соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Таким образом, при определении начальной (максимальной) цены контракта заказчик руководствовался ценовой информацией на идентичное медицинское оборудование.
В то же время в Техническом задании указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара, которым соответствует медицинское оборудование разных производителей, что подтверждается представленными заказчиком на заседании Комиссии доказательствами.
4. В результате осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссией было установлено, что аналогичные требования к содержанию, составу заявки были установлены заказчиком в пункте 17 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению" документации об электронном аукционе.
При этом в пункте 1 раздела 17 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению" документации об электронном аукционе указано:
"1. Первая часть заявки должна содержать:
1.1. Указанные в одном из следующих подпунктов сведения:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Комиссия отмечает, что согласно извещению и документации об электронном аукционе объектом закупки является поставка медицинского оборудования для комплектации объекта: "Строительство поликлиники на 1000 посещений в смену по ул. 70 лет Октября - проспект Комарова, г. Омска".
Одновременно при этом в пункте 1.1 раздела 1 "Предмет контракта" проекта контракта указано: "Поставщик обязуется поставить для комплектации объекта "Строительство поликлиники на 1000 посемщений в смену по ул. 70 лет Октября - проспект Комарова, г. Омск" (далее - Объект) оборудование медицинское (далее - товар) в комплекте, по наименованиям, в количестве и ассортименте в соответствии со Спецификацией (Приложение N1), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта, а также осуществить собственными силами и средствами работы по разгрузке, монтажу (сборке) товара, его установке (расстановке) на Объекте, пуско-наладку, обучение персонала использованию товара, хранение, вынос (вывоз) тары, упаковки и мусора, а Государственный заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар в соответствии с условиями Контракта".
Из чего следует, что объектом закупки является не только поставка товара (медицинского оборудования), но и оказание услуг (монтаж (сборка), пуско-наладка, обучение персонала).
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при проведении аукциона на выполнение работы или оказание услуги первая часть заявки должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
В нарушение данной нормы заказчиком в документации об аукционе не было установлено требование о необходимости предоставления в первой части заявки согласия на оказание услуг.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "НПВЛ ЛИАНА" на действия казенного учреждения Омской области "Омскоблстройзаказчик" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку медицинского оборудования для комплектации объекта: "Строительство поликлиники на 1000 посещений в смену по ул. 70 лет Октября - проспект Комарова, г. Омска" (извещение N 0352200020515000390).
2. Признать в действиях казенного учреждения Омской области "Омскоблстройзаказчик" и его аукционной комиссии нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе, учитывая, что данное обстоятельство не повлекло за собой нарушения прав и законных интересов участников закупки, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона (извещение N 0352200020515000390) должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_____" |
Члены Комиссии: |
"_____" |
|
"_____" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 13 августа 2015 г. N 03-10.1/276-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2015