Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 4 августа 2015 г. N 03-10.1/268-2015
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе: <_>,
рассмотрев жалобу ООО "Комплект сервис" (далее - Заявитель, Общество) на действия казенного учреждения Омской области "Омскоблстройзаказчик" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение комплекса работ по объекту "Строительство детского сада по ул. Краснознаменная, Центральный административный округ, г.Омск" (извещение N 0352200020515000363) (далее - электронный аукцион),
в присутствии представителей Заказчика: Лещенко Н.П. (доверенность N 103 от 04.08.2015); Курбацкой Н.Н. (доверенность N 104 от 04.08.2015);
в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
1. 1. В Омское УФАС России по подведомственности из ФАС России поступила (вх. N 6967э от 29.07.2015) жалоба заявителя, согласно которой в нарушение положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) и части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заказчиком в документацию о закупке включена поставка товаров, технологически и функционально не связанных со строительными работами, выполнение которых является предметом торгов, а именно: оборудование пищеблока, использующееся для приготовления, хранения и подачи пищи; медицинское оборудование; прачечное оборудование и т.д.
Кроме того, по мнению Заявителя, необходимость наличия свидетельства саморегулируемой организации на осуществление строительных работ служит препятствием для принятия участия в конкурсе. Поставщики специализированного оборудования могут сформировать наиболее конкурентное ценовое предложение и поставить более качественное оборудование. Строительные компании будут обращаться к субпоставщикам, что не сможет обеспечить возможность формирования конкурентного ценового предложения, поскольку к стоимости оборудования, установленной производителем, будут прибавлены дилерская наценка, расходы по доставке от производителя к дилеру, расходы по хранению оборудования и т.п. В результате цена данного оборудования, установленная субпоставщиками, не будет являться конкурентноспособной. Таким образом, объединение в один лот различных по функциональным и технологическим характеристикам товаров и работ, влечет ограничение конкуренции ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в аукционе по отдельным товарам или группам таких товаров.
С учетом изложенного, Заявитель просит приостановить определение поставщика и обязать Заказчика устранить нарушения законодательства путем внесения изменений в документацию об аукционе.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-7137 от 30.07.2015) Заказчиком были представлены (вх. N 7064 от 31.07.2015) письменные возражения на жалобу и материалы закупки.
Из представленных материалов и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) следует, что 07.07.2015 на официальном сайте были размещены извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация с начальной (максимальной) ценой контракта 122877180 руб.
15.07.2015 на официальном сайте размещены разъяснения положений документация об аукционе.
15.07.2015 (2 раза), 21.07.2015 и 31.07.2015 на официальном сайте размещены изменения в извещение и документацию об аукционе.
В извещении N 0352200020515000363 и документации о закупке установлена дата и время окончания подачи заявок - 17.08.2015 08:00.
3. Учитывая, что жалоба заявителя подана по процедуре Федерального закона о контрактной системе, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области, осуществляющая свои полномочия исключительно в рамках норм Федерального закона о контрактной системе, не вправе давать оценку действиям заказчика и квалифицировать нарушения Федерального закона "О защите конкуренции".
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей Заказчика и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 частью 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно извещению N 0352200020515000363 и документации об аукционе объектом закупки является выполнение комплекса работ по объекту "Строительство детского сада по ул. Краснознаменная, Центральный административный округ, г.Омск" (далее - работы).
Комиссия отмечает, что в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2007) (далее - ОКПД) группировка 45 "Работы строительные", ссылка на которую имеется в извещении N 0352200020515000363 (код по ОКПД 45.21.15.120), включает в себя работы общестроительные по возведению зданий образовательных и культурных учреждений.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительством является создание зданий, строений, сооружений. К данным видам работ относится весь единый технологически и функционально связанный комплекс работ по созданию здания, включающий в себя общестроительные работы, монтажные и пусконаладочные работы, в том числе монтаж и наладку оборудования, необходимые для ввода объекта в эксплуатацию.
В рассматриваемом случае фактически предметом торгов являлось выполнение работ по строительству объекта "под ключ".
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также капитального ремонта.
В соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (ред. от 16.06.2014) установлена возможность включения в сметную стоимость затрат на приобретение оборудования, в том числе указанного в документации об аукционе, и стоимости работ по его монтажу.
При этом выполнение строительных работ с использованием товаров, в том числе технологического и инженерного оборудования, которым оснащается готовый строительный объект в ходе непрерывного комплексного процесса строительства, не свидетельствует о функциональной или технологической связанности и правомерности объединения их в один лот с бытовым оборудованием, что влечет за собой ограничение количества участников закупки из числа, в частности поставщиков и (или) производителей специализированного оборудования, относящихся к иным товарным рынкам, нежели строительство.
Так, заказчиком установлен Перечень товаров, применяемых при выполнении работ (Приложение N 1 "Техническое задание" к документации об аукционе) (далее - Перечень товаров), согласно которому при выполнении работ требуется поставить оборудование как монтируемое (т.е. товары, технологически и функционально связанные со строительством), так не требующие монтажа, например, печь микроволновая (позиция N 268) и т.д., в связи с чем, Комиссия признала жалобу заявителя частично обоснованной.
На заседании Комиссии представителями Заказчика даны пояснения о том, что 31.07.2015 на официальном сайте размещены изменения в извещение и документацию об аукционе, согласно которым из Перечня товаров было исключено немонтируемое оборудование.
Вместе с тем, Комиссия установила, что на момент рассмотрения жалобы в Перечне товаров содержались товары, технологически и функционально связанные со строительством, в том числе и печь микроволновая (позиция N 268).
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Комплект сервис" на действия казенного учреждения Омской области "Омскоблстройзаказчик" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение комплекса работ по объекту "Строительство детского сада по ул.Краснознаменная, Центральный административный округ, г.Омск" (извещение N0352200020515000363), при этом признать обоснованным довод жалобы о том, что в документацию о закупке неправомерно включены товары, технологически и функционально не связанные со строительством (немонтируемое оборудование).
2. Признать в действиях казенного учреждения Омской области "Омскоблстройзаказчик" нарушение требований части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать казенному учреждению Омской области "Омскоблстройзаказчик" и Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 4 августа 2015 г. N 03-10.1/268-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2015