Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 августа 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "АСТРА-ПЕРМЬ" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВПО "ПГНИУ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту 1,2,5 этажей общежития N 8 (извещение N 0356100010715000057),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356100010715000057, Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту 1,2,5 этажей общежития N 8.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Техническом задании аукционной документации Заказчиком установлены наименования работ и затраты со ссылкой на проектную документацию, перечень и технические характеристики товаров, используемых при выполнении работ, в Техническом задании отсутствуют.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснил, что наименования товаров, используемых при выполнении работ, и их характеристики закреплены в проектной документации, т.е. источником показателей товаров является проектная документация.
В свою очередь, Комиссия отмечает, что проектная документация, сметные расчеты, ведомости объемов работ не предусмотрены Законом о закупках как источники показателей товара, а служат для определения видов, объема работ (услуг).
Таким образом, документация об электронном аукционе не содержит показателей товаров, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, в частности, максимальных и (или) минимальных значений таких показателей, а также значений показателей, которые не могут изменяться, в связи с чем, в действиях Заказчика имеется нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Комиссия также отмечает, что часть 2 аукционной документации обозначена Заказчиком следующим образом: "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению". Однако инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе в аукционной документации отсутствует, в связи с чем, в действиях Заказчика, не установившего в аукционной документации инструкцию по заполнению заявок, имеется нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.6 Части 2 аукционной документации, вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующую информацию и документы:
1. Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона;
2. Копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, которые являются предметом настоящего электронного аукциона;
3. Копии документов, подтверждающих соответствие работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким работам, услугам, и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией электронного аукциона;
4. Декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным в Части V "Требования к участникам закупки" настоящей документации об электронном аукционе (в соответствии с пунктами 3 - 5, 7, 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ).
5. Решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
6. Декларация о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства.
Комиссия отмечает, что локальным сметным расчетом предусмотрены работы, влияющие на безопасность объекта капитального строительства (например, установка в жилых и общественных зданиях оконных блоков из ПВХ профилей).
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004г. N190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (далее - свидетельство СРО). Иные виды работ могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса).
Согласно ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ, перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009 г "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ N 624).
Приказ N 624 содержит п. 33 - работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): п.33.3 Жилищно-гражданское строительство
Исходя из смысла указанных норм права, Комиссия приходит к выводу о том, что если условия документации о закупке предусматривают выполнение работ, которые содержатся в Приказе N 624, следовательно, оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, то участник аукциона должен обладать свидетельством о допуске к названным работам.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в п. 1.2. проекта контракта Заказчиком установлено, что Подрядчик обязуется выполнить в соответствии, с утвержденной Заказчиком проектно-сметной документацией своими силами, инструментами, механизмами, из своих материалов следующие работы: Капитальный ремонт 1,2,5 этажей общежития N 8, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Генкеля, 5 (далее - работы) и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить в установленные контрактом сроки результаты работ.
Комиссия отмечает, что требование о предоставлении в составе второй части заявки свидетельства СРО в документации об аукционе в электронной форме Заказчиком не установлено.
Вместе с тем, для выполнения работ, являющихся объектом закупки, с учетом закрепленного в Проекте контракта условия о выполнении всех работ собственными силами, необходимо наличие у участника закупки выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (п. 33), а также содержащего конкретные допуски к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и входят в объект закупки.
Таким образом, поскольку требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки копии свидетельства СРО с допусками к соответствующим видам работ в аукционной документации не установлено, Заказчиком нарушено требование, обозначенное в п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АСТРА-ПЕРМЬ" на действия ФГБОУ ВПО "ПГНИУ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту 1,2,5 этажей общежития N 8 (извещение N 0356100010715000057) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
4. Выдать Заказчику и Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о закупках.
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 августа 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2015