Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 августа 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "СЕЛАР" на действия МКУ "Администрация Дивьинского сельского поселения" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение полного комплекса работ по строительству объекта распределительных сетей газопровода низкого давления в п.Ярино Добрянского муниципального района Пермского края 1 очередь (извещение N 0156300017415000001),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300017415000001, Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение полного комплекса работ по строительству объекта распределительных сетей газопровода низкого давления в п.Ярино Добрянского муниципального района Пермского края 1 очередь.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Разделе 2 "Техническое задание" аукционной документации.
В Техническом задании Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к пиломатериалу: Пилoмaтeриaл ГОСТ 8486-86, ГОСТ 18288-87, ГОСТ 6782.1-75, ГОСТ 24454-80 . Дoлжeн быть xвoйнoй пoрoды.; Дeрeвo листвeнницa или eль.; Вид пилoмaтeриaлa дoскa.; Рaспил рaдиaльный или тaнгeнтaльный.; Влaжнoсть бoлee 23%.; Нoминaльный рaзмeр:; длинa oт 4 дo 6,5 м,; тoлщинa oт 75 дo 100 мм,; ширинa нe мeнee 100 мм.; Пaрaмeтр шeрoxoвaтoсти пoвeрxнoсти нe бoлee 1600 мкм.; Сoрт 4.; Вeличинa нa усушку пилoпрoдукции для кoнeчнoй влaжнoсти 15% для тoлщины бoлee или рaвнo 1,8 мм.; Вeличинa нa усушку пилoпрoдукции для кoнeчнoй влaжнoсти 15% для ширины бoлee или рaвнo 2,22 мм.
В п. 1 ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" установлено, что стандартизованные термины с определениями приведены в табл.1:
21. Доска |
Пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины |
С учетом приведенного требования поименованного ГОСТ и исходя из установленных Заказчиком требований к толщине и ширине доски, Комиссия отмечает, что в заявке на участие в электронном аукционе невозможно указать значение ширины доски 100 мм, иначе оно будет противоречить значению толщины доски и, как следствие, требованиям ГОСТ.
Кроме того, в данном пункте Технического задания установлены противоречащие друг другу требования к влажности пиломатериала, что также вводит участников закупки в заблуждение.
С учетом изложенного Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика, установившего ненадлежащим образом требования к товару, имеется нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В Техническом задании Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к бетонам тяжелым: Бетон тяжелый. Фрaкция крупнoгo зaпoлнитeля oт 5(3) дo 10 - св. 40 дo 70-80 мм. Крупныe и мeлкиe зaпoлнитeли в сooтвeтствии с ГОСТ 26633-2012. Бетон тяжелый. Фрaкция крупнoгo зaпoлнитeля oт 5-3 дo 10 - св. 40 дo 70-80 мм. Крупныe и мeлкиe зaпoлнитeли в сooтвeтствии с ГОСТ 26633-2012.
В п. 3.5.2.1 ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" установлено, что в качестве крупных заполнителей для бетонов применяют щебень и гравий из плотных горных пород по ГОСТ 8267, щебень из отсевов дробления плотных горных пород по ГОСТ 31424, щебень из доменных и ферросплавных шлаков черной металлургии и никелевых и медеплавильных шлаков цветной металлургии по ГОСТ 5578, а также щебень из шлаков ТЭЦ по ГОСТ 26644.
Согласно п. 4.2.1 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия", щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.
Комиссия отмечает, что установленные Заказчиком в Техническом задании фракции крупного заполнителя не соответствуют требованиям поименованных ГОСТов, в связи с чем, в действиях Заказчика имеется нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В Техническом задании Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к болтам с гайками: Дoлжны быть шeстигрaнныe клaссa тoчнoсти А, кoнструктивнo приспoсoблeны друг к другу и сooтвeтствoвaть пo xaрaктeристикaм ГОСТ 5927-70. Гайки: Нoминaльный диaмeтр рeзьбы d мoжeт дoстигaть 48 мм. Шaг рeзьбы: мeлкий, бoлee 1 мм. Рaзмeр пoд ключ S дoлжeн быть бoлee 10 мм. Диaмeтр oписaннoй oкружнoсти e, нe дoлжeн быть мeньшe 14,4 мм. da нe дoлжeн быть мeнee 8,0 мм и бoлee 51,8 мм. dw нe дoлжeн быть мeнee 11,7 мм.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия установила, что при указании диаметра описанной окружности е 14,4 мм, размера под ключ S 13 мм, номинальный диаметр гайки равен 8 мм, при этом, мелкий шаг резьбы будет составлять 1 мм, что не соответствует установленному в Техническом задании требованию Заказчика: "Шаг резьбы: мелкий, более 1мм".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что с учетом требований ГОСТ 5927-70 "Гайки шестигранные класса точности А. Конструкция и размеры" и требований Технического задания к гайкам невозможно указать значения всех показателей товара, которые одновременно соответствовали бы и ГОСТ, и требованиям Заказчика, что свидетельствует о том, что Заказчиком нарушен п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, аукционная документация должна содержать инструкцию по заполнению заявки.
Упомянутая инструкция содержится в п. 14 Раздела 1 Информационной карты аукционной документации. При этом, в пп. 14.1.2 инструкции, в том числе, установлено: "В случae устaнoвлeния в дoкумeнтaции тpeбoвaний к xимичeскoму сoстaву пoкaзaтeли тaкиx сoстaвoв слeдуeт oтpaжaть в диaпaзoнax, зaдaнныx ГOСТ (нaпpимep, тpeбoвaниe o кoличeствe цинкa в стaли, устaнoвлeннoe в дoкумeнтaции "нe бoлee 0,05 %" дoлжнo быть oтpaжeнo в сoстaвe зaявки aнaлoгичнo, "нe бoлee 0,05%". Пpи этoм нeoбxoдимo учитывaть зaдaнныe ГOСТoм диaпaзoны для кoнкpeтныx мapoк, типoв, видoв тoвapoв и т.п. в paмкax xимичeскиx сoстaвoв".
Комиссия отмечает, что положения инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе противоречат смыслу нормы п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, а также установленным в ч. 3 ст. 66 Закона о закупках требованиям к информации, которая должна содержаться в первой части заявки на участие в электронном аукционе, в частности, законом императивно установлено требование об указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ.
Исходя из изложенного, Комиссия пришла к выводу, что Заказчик, установив ненадлежащим образом приведенное выше требование Инструкции по заполнению заявки, нарушил положения п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 10.08.2015г., на участие в электронном аукционе подано три заявки, из которых только одна заявка признана соответствующей требованиям аукционной документации. Податель жалобы заявку на участие в электронном аукционе не подавал.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СЕЛАР" на действия МКУ "Администрация Дивьинского сельского поселения" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на Выполнение полного комплекса работ по строительству объекта распределительных сетей газопровода низкого давления в п.Ярино Добрянского муниципального района Пермского края 1 очередь (извещение N 0156300017415000001) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
4. В целях устранения нарушения требований Закона о закупках, выдать предписание Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки.
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 августа 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2015