Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 августа 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ТСК "Альянс" (далее - Заявитель) на действия Аукционной комиссии ФГБОУ ВПО ПНИПУ (далее - Аукционная комиссия) при проведении аукциона в электронной форме на поставку строительных материалов (извещение N 0356100010115000105),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356100010115000105, Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку строительных материалов.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 29.07.2015 г., ООО "ТСК "Альянс" (номер заявки N5) оказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям:
1. Аукционная документация содержит требования к "Раствору готовому кладочному цементному": "Песок: группа песка от "очень мелкий" до "крупный" включительно. Должен соответствовать ГОСТ 8736-93. Модуль крупности песка, определяемый по ГОСТ 8735-88 от 1,0 до 3,0". В заявке участника указано: "ГОСТ 8736-93", "Группа песка в диапазоне от "очень мелкий" до "крупный" включительно", "Модуль крупности, определяемый по ГОСТ 8735-88 - 3,5.". Согласно ГОСТ 8736-93 каждой группе песка соответствует определенный диапазон модуля крупности. Таким образом, участник предоставил недостоверную информацию о группе песка или модуле крупности, или о соответствии предлагаемого им песка ГОСТ 8736-93.
2. Аукционная документация содержит требования к "Брускам и брусьям, и доскам обрезным ГОСТ 24454-80, ГОСТ 18288-97, ГОСТ 8486-86": "Из хвойных пород: сосны или ели или пихты или кедра и лиственницы". Согласно п. 22 заявки: "Из хвойных пород: сосны", участник предлагает к поставке только пиломатериал из породы дерева "сосна". Таким образом, участник не предлагает к поставке пиломатериал из лиственницы, что не соответствует требованиям аукционной документации.
3. В заявке участника не указан конкретный вид кирпича: рядовой или лицевой.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о закупках Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 3 ст. 67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о закупках, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.67 Закона о закупках отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на поставку товара, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком в п. 1 Части 2 документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше.
Требования к товарам, используемым при выполнении работ, установлены в Части IV "Техническое задание".
Из указанного следует, что участнику закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе следовало указать помимо согласия участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией, конкретные показатели используемых при выполнении работ материалов, указание на которые содержится в Техническом задании.
В п. 40 Технического задания установлено: Сухая смесь М-150 с полимерными добавками ГОСТ 31357-2007. Песок по ГОСТ 8736-2014. Группа песка в диапазоне от "очень мелкий" до "крупный" включительно; содержание в песке зерен крупностью менее 0,16 мм не более 20% по массе. Модуль крупности, определяемый по ГОСТ 8735-88 должен быть от 1 до 3,5 включительно.
Подателем жалобы в заявке указано: Сухая смесь М-150. Песок по ГОСТ 8736-2014. Группа песка в диапазоне от "очень мелкий" до "крупный" включительно; содержание в песке зерен крупностью менее 0,16мм 20% по массе. Модуль крупности, определяемый по ГОСТ 8735-88 - 3,5.
В п. 4.2.2 ГОСТ 8736-2014 установлено, что каждую группу песка характеризуют значением модуля крупности Мк, указанным в таблице 1:
|
|
|
|
|
|
Группа песка |
Модуль крупности Мк |
||||
Повышенной крупности |
Св. |
3,0 |
до |
3,5 |
|
Крупный |
" |
2,5 |
до |
3,5 |
|
Средний |
" |
2,0 |
" |
2,5 |
|
Мелкий |
" |
1,5 |
" |
2,0 |
|
Очень мелкий |
" |
1,0 |
" |
1,5 |
|
_ |
_ |
|
|
|
|
С учетом приведенной таблицы и сведений, указанных в заявке ООО "ТСК "Альянс", Комиссия пришла к выводу, что Заявителем в заявке указаны недостоверные сведения относительно группы песка и модуле крупности песка, что свидетельствует об отсутствии в действиях Аукционной комиссии нарушений требований Закона о закупках.
В п. 22 Технического задания Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование к брускам, брусьям и доскам обрезным: Из хвойных пород: сосны или ели или пихты или кедра и лиственницы.
В заявке участником закупки предлагаются бруски, брусья и доски обрезные из хвойных пород сосны.
Комиссия отмечает, что установленное Заказчиком спорное высказывание без знаков препинания с точки зрения грамматики и синтаксиса русского языка (согласно Справочнику по русскому языку: орфография и пунктуация Д.Э.Розенталя) имеет как минимум два варианта прочтения:
(сосны или ели или пихты) или (кедра и лиственницы);
(сосны или ели или пихты или кедра) и (лиственницы).
Таким образом, высказывание не имеет единственно верной трактовки.
Представитель Аукционной комиссии пояснил, что основанием для отказа послужило то, что участник не указал также материал - лиственница, т.е. данное требование было прочитано членами Аукционной комиссии во втором варианте.
Исходя из изложенного, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика, установившего требование указанным выше образом, имеется нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, поскольку такая формулировка ввела участников закупки в заблуждение.
При указанных выше обстоятельствах, поскольку спорное требование имеет как минимум два варианта прочтения, в действиях Аукционной комиссии нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
В п. 24 Технического задания Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование к кирпичу: Кирпич рядовой или лицевой.
Участником закупки в заявке по данному пункту указано: Кирпич рядовой или лицевой.
Из указанного следует, что в заявке подателя жалобы отсутствует конкретный показатель товара, требование об указании которого содержится в аукционной документации.
Таким образом, в действиях Аукционной комиссии отсутствуют нарушения требований Закона о закупках.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, аукционная документация должна содержать инструкцию по заполнению заявки.
Комиссия отмечает, что Часть 2 аукционной документации обозначена Заказчиком следующим образом: "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению". Однако инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе в аукционной документации отсутствует, в связи с чем, в действиях Заказчика, не установившего в аукционной документации инструкцию по заполнению заявок, имеется нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о закупках установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать, в том числе, информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Комиссией установлено, что Аукционная комиссия в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.07.2015г. в обосновании несоответствия сведений, указанных в заявках участников закупки, вместо сухой смеси, требования к которой установлены в п. 40 Технического задания, указала "Раствор готовый кладочный цементый", в связи с чем, нарушила требование п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТСК "Альянс" на действия Аукционной комиссии ФГБОУ ВПО ПНИПУ (далее - Аукционная комиссия) при проведении аукциона в электронной форме на поставку строительных материалов (извещение N 0356100010115000105) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
4. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение п. 2 ч. 6 ст. 67 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
5. Предписание не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения требований Закона о закупках не повлияли на результат закупки и не привели к нарушению прав и законных интересов подателя жалобы.
6. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика и членов Аукционной комиссии к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 августа 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2015