Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 июля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу АО "ЭлТех СПб" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии ПАО "Протон-Пермские моторы" (далее - Конкурсная комиссия), ПАО "Протон-Пермские моторы" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на реализацию проекта "Реконструкция и техническое перевооружение заготовительного, механосборочного и испытательного производства"(корпус N58) (извещение N 0456000001115000008),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0456000001115000008 Заказчиком проводился открытый конкурс на реализацию проекта "Реконструкция и техническое перевооружение заготовительного, механосборочного и испытательного производства" (корпус N58).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Конкурсной комиссии, Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 11.06.2015 г. заявке подателя жалобы присвоен второй номер, победителем конкурса признано ЗАО "СМУ-14".
Комиссией установлено, что протокол рассмотрения и оценки заявок соответствует требованиям, обозначенным в ч.10 ст.53 Закона о закупках.
06.07.2015 г. Пермским УФАС России была рассмотрена жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении данного конкурса. Заявитель полагал, что в составе заявки ЗАО "СМУ - 14" представлена недостоверная информация, и, как следствие, Конкурсной комиссии следовало признать заявку несоответствующей требованиям документации о закупке.
Вместе с тем, Комиссия отметила, что данный довод является несостоятельным, поскольку доказательств того, что на момент рассмотрения заявки Конкурсная комиссия располагала сведениями о не соответствии участника закупки требованиям Закона о закупках и конкурсной документации, установленным в п.8 - Единые обязательные требования к участникам конкурса Информационной карты, либо в составе заявки была представлена недостоверная информация, не представлено, не было представлено таких доказательств и на рассмотрении жалобы.
В действиях Конкурсной комиссии нарушений требований Закона о закупках в данной части установлено не было.
Касаемо представленной в составе заявки лицензии на право осуществления работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, требование о наличии которой установлено в п.8, п. 14 Информационной карты документации о закупке, Комиссия отметила следующее.
В соответствии с ч.9 ст.31 Закона о закупках, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Пермским УФАС России в адрес УФСБ России по Пермскому краю и УФСБ России по Оренбургской области был направлен запрос (исх. N 08322-15) с просьбой предоставить информацию о том, выдавалась ли ЗАО "СМУ-14" спорная лицензия.
Согласно ответу УФСБ России по Пермскому краю (вх. N 010287-15) лицензия на право осуществления работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, ЗАО "СМУ-14" (614105, г.Пермь, Новые Ляды, Железнодорожная, 23, ИНН 5904007954) Управлением не выдавалась. Указанная организация с заявлением о выдаче лицензии не обращалась.
Согласно ответу УФСБ Росси по Оренбургской области (вх. N 010416-15 от 06.07.2015 г.) лицензия на осуществление работ со сведениями, составляющими государственную тайну, ЗАО "СМУ-14" (ИНН 5904007954) не выдавалась. По вопросу лицензирования названная компания не обращалась.
В ходе рассмотрения настоящей жалобы установлено, что 09.07.2015 г. Заказчиком, с соблюдением требований ч.9 ст.31 Закона о закупках составлен протокол об отказе от заключения контракта с ЗАО "СМУ-14", так как согласно указанным выше ответам, лицензия на осуществление работ со сведениями, составляющими государственную тайну ЗАО "СМУ-14" (ИНН 5904007954).
Комиссией отклоняется как не основанный на нормах Закона о закупках довод о том, что Конкурсной комиссии следует внести изменения в протокол рассмотрения заявок от 11.06.2015 г. в части признания заявки ЗАО "СМУ-14" не соответствующей требованиям документации, поскольку как указано выше, на момент рассмотрения заявок информации о предоставлении в составе заявки документа, который фактически не выдавался, не имелось.
Заявитель также полагает, что Заказчику следует направить проект контракта АО "ЭлТех Спб", как единственному участнику, заявка которого соответствует как требованиям конкурсной документации, так и требованиям Закона о закупках. Представитель Заказчика возражает, поясняя при этом, что Законом о закупках такая обязанность не предусмотрена.
Комиссия, исследовав обстоятельства данного конкретного дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу ст. 24 Закона о закупках одним из способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен открытый конкурс, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 1, 3 ст. 48 Закона о закупках).
Согласно п.2 ч.3 Закона о закупках, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (п.3 названной статьи).
Согласно ч.6 ст.53 Закона о закупках, в случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все такие заявки или только одна такая заявка соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации, конкурс признается несостоявшимся.
В соответствии с ч.1 ст.54 Закона о закупках, по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.
Согласно ч.2 ст.54 Закона о закупках, контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта. При уклонении победителя конкурса от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер. Проект контракта в случае согласия участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, заключить контракт составляется заказчиком путем включения в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации, условий исполнения контракта, предложенных этим участником. Проект контракта подлежит направлению заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя конкурса уклонившимся от заключения контракта. Участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанными экземплярами контракта этот участник обязан предоставить обеспечение исполнения контракта. (ч.3, 4, 5 ст.54 Закона о закупках).
В силу части 7 статьи 54 Закона о закупках в течение десяти дней с даты получения от победителя конкурса или участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, подписанного контракта с приложением документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения контракта, заказчик обязан подписать контракт и передать один экземпляр контракта лицу, с которым заключен контракт, или его представителю либо направить один экземпляр контракта по почте лицу, с которым заключен контракт. В случае, если заказчик не совершил предусмотренные настоящей частью действия, он признается уклонившимся от заключения контракта. При уклонении заказчика от заключения контракта с победителем конкурса или участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, этот победитель или этот участник вправе обратиться в суд с иском о понуждении заказчика заключить контракт и о взыскании с заказчика убытков, причиненных уклонением заказчика от заключения контракта.
Комиссия отмечает, что приведенными выше нормами Закона о закупках определен алгоритм действий Заказчика в том случае, если победитель признан уклонившимся от заключения контракта. Действия по заключению контракта со вторым участником, в случае, если Заказчик отказался от заключения контракта с победителем ввиду предоставления последним недостоверной информации о своем соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, что имеет место в рассматриваемом случае, прямо законом о закупках не урегулированы.
Поскольку Заказчиком установлен факт предоставления участником (ЗАО "СМУ-14") недостоверной информации о своем соответствии требованиям, обозначенным в п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках на этапе проведения конкурса, когда определен его победитель, но до момента заключения контракта, действия Заказчика по отказу от заключения контракта с победителем не могут быть признанными не соответствующими Закону о закупках.
Между тем, Комиссией отмечается, что само по себе обнаружение факта предоставления участником (ЗАО "СМУ-14") недостоверной информации о своем соответствии требованиям, обозначенным в п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках лишь на этапе конкурса, когда определен его победитель, не отменяет того, что в результате заявка ЗАО "СМУ-14" требованиям Закона о закупках и конкурсной документации не соответствует.
Комиссия отмечает, что признание участника являющегося победителем, уклонившимся от заключения контракта и установление факта предоставления участником недостоверной информации о своем соответствии требованиям, обозначенным в п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, бесспорно имеют различную правовую природу и влечет разные правовые последствия для участников закупки, однако, Комиссия полагает возможным применить данную ситуацию к существующим в Законе о закупках нормах.
Так, как указано выше, определение поставщика завершается заключением контракта. Вся совокупность действий совокупность действий, осуществляемых Заказчиком, Конкурсной комиссией, направлены на заключение контракта для обеспечения государственных нужд.
Кроме того, не направление проекта контракта приведет к тому, что у Заказчика будут отсутствовать правовые основания для проведения повторного конкурса, поскольку согласно ч.2 ст.55 Закона о закупках Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с частью 3 настоящей статьи или новую закупку в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:
1) частью 13 статьи 51 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной такой заявки;
2) частью 6 статьи 53 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все такие заявки;
2.1) частью 6 статьи 54 настоящего Федерального закона в связи с тем, что участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, отказался от заключения контракта.
В рассматриваемом случае, учитывая, что заявка подателя жалобы признана соответствующей требованиям конкурсной документации и Закону о закупках, а в результате проведения конкурса установлено, что иных заявок, соответствующих конкурсной документации и Закону о закупках не имеется, Комиссия полагает возможным применение к сложившейся ситуации нормы, содержащейся в п.2 ч.1 ст.55 Закона о закупках, а именно, Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 6 статьи 53 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации.
При таких обстоятельствах Заказчиком нарушено положение п.2 ч.1 ст.55 Закона о закупках.
Комиссия, принимая настоящее решение, также исходит из того, что установление факта предоставления участником недостоверной информации о своем соответствии требованиям, обозначенным в п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках лишь на этапе конкурса, когда определен его победитель, не должно ограничивать прав добросовестных участников закупки на заключение контракта по его результатам или порождать вследствие правовой неопределенности отсутствие у Заказчика обязанности совершать предусмотренные Законом о закупках действия, направленные в том числе на удовлетворение его потребностей.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу АО "ЭлТех СПб" на действия Конкурсной комиссии ПАО "Протон-Пермские моторы" при проведении открытого конкурса на реализацию проекта "Реконструкция и техническое перевооружение заготовительного, механосборочного и испытательного производства"(корпус N58) (извещение N 0456000001115000008) необоснованной.
2. Признать жалобу АО "ЭлТех СПб" на действия ПАО "Протон-Пермские моторы" при проведении открытого конкурса на реализацию проекта "Реконструкция и техническое перевооружение заготовительного, механосборочного и испытательного производства"(корпус N58) (извещение N 0456000001115000008) обоснованной.
2. Признать в действиях ПАО "Протон-Пермские моторы" нарушение п.2 ч.1 ст.55 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения выявленных нарушений выдать ПАО "Протон-Пермские моторы" предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 июля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2015