Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 июля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Стройпрогресс" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Отдел капитального строительства и развития территории администрации Верещагинского муниципального района" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительсво (реконструкция) "Межшкольный стадион в г. Верещагино" (извещение N 0156300044515000071),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300044515000071 Заказчиком проводился аукцион в электронной форме на выполнение работ по объекту: "Строительсво (реконструкция) "Межшкольный стадион в г. Верещагино".
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
Требования к товару, используемому при выполнении работ, установлены Заказчиком в приложении к аукционной документации.
В п.7 приложения Заказчиком установлены требования к горячекатаной арматурной стали периодического профиля класса А-III ГОСТ 5781-82, в том числе:
"Номинальный диаметр 5,75 мм
Предельные отклонения номинального диаметра: +0,3 -0,5 мм.
d1: 6,75 мм
h: 0,5 мм
предельное отклонение h: _0,25 мм
h1: 0,5 мм
b: 0,5 мм
b1: 1,0 мм
r: 0,75 мм".
В ходе рассмотрения жалобы, Комиссией установлено, что все вышеуказанные показатели соответствуют требованиям ГОСТ 5781-82, а именно требования к упомянутому номинальному диаметру установлены в таблице 2 ГОСТа. Обязанность Заказчика предоставлять какие-либо пояснения требованиям государственных стандартов не предусмотрена положениями Закона о закупках.
По аналогичной причине отклоняются доводы Заявителя по п. 19 кислород технический газообразный ГОСТ 5583-78. Химический состав кислорода установлен указанным ГОСТом.
Заказчиком в приложении к аукционной документации установлены в том числе следующие требования:
в п.11 к щебню ГОСТ 8267-93 группа щебня 1-3
в п.16 к извести ГОСТ 9179-77 сорт 1-3
в п.32 к комплекту болт с гайкой и шайбой оцинкованные, в том числе требования к шайбе ГОСТ 11371-78 класс точности А-С,
в п.30 растворитель, в том числе требования к ксилолу, входящему в химический состав материала, соответствующему ГОСТ 9410-78, ОКП 24 1451 0110-24 1451 0140.
Заказчиком в рассматриваемых пунктах установлены минимально и максимально допустимые значения, удовлетворяющие потребностям Заказчика и соответствующие требованиям упомянутых ГОСТов. Таким образом, в рассматриваемых случаях Заказчиком соблюдены правила описания объекта закупки, установленные ст.33 Закона о закупках.
В п.13 приложения установлены требования к цементу, п.28 требования к пемзе шлаковой, п.30 к растворителю в том числе требования к химическому составу материала. Заказчиком установлены требования к максимально/минимально допустимым значениям показателей химического состава, соответствие материалов каким-либо ГОСТам не предусмотрено. Исходя из того, что Заказчик устанавливает требования к материалам, исходя из своих потребностей, Комиссия приходит к выводу, что предоставление сведений по установленным в приложении к аукционной документации по рассматриваемым пунктам показателям является для Заказчика достаточным.
По тому же основанию отклоняется довод Заявителя относительно требований в п. 15 приложения "Ксилол нефтяной".
В п.20 приложения установлены требования к растворителю, соответствующему ГОСТ 7827-74, в том числе летучесть по этиловому эфиру не менее 5. Таким образом, Заказчиком установлено минимально допустимое значение показателя. Аналогично установлены требования по остальным показателям для рассматриваемого материала. При этом, минимально допустимые значения для показателей, установленных в аукционной документации полностью соответствуют минимально допустимым значениям соответствующих показателей, установленных в табл.2 ГОСТ 7827-74.
В п.21 приложения Заказчиком установлены требования к прожектору, в том числе: "Допустимое отклонение напряжения не более _22 В". При этом, Комиссия отмечает, что 09.07.2015г. Заказчиком на официальном сайте закупок опубликовано разъяснение рассматриваемого положения аукционной документации, о том, что используемый знак "_" означает отклонение как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Таким образом, исходя из смысла требования, учитывая разъяснения, опубликованные на момент подачи жалобы участником, можно сделать вывод, что Заказчиком установлены максимально/минимальные значения допустимого отклонения напряжения.
В п.25 приложения Заказчиком установлено требование к асфальтобетонной смеси ГОСТ 9128-2013, в том числе к зерновому составу щебня в процентах по массе, при этом указано, что размер зерен, мм, мельче указанных в требованиях значений. Комиссия приходит к выводу, что используемая Заказчиком формулировка позволяет участникам сделать вывод о том, что в требованиях установлены максимально допустимые значения показателей.
К аналогичному выводу Комиссия приходит по п.33 приложения, в котором установлены требования к бетону ГОСТ 26633-2012, в том числе требование о содержании пирита, слоистым силикатам, галоидам, свободном волокну асбеста, фосфориту, углю в пересчете на SO3. Для спорных показателей Заказчиком установлены максимально допустимые значения, в соответствии с требованиями установленного ГОСТ (В табл. 4 ГОСТ 26633-2012 установлены допустимые значения показателей, при этом очевидно, что содержание примесей свыше указанных является несоответствием ГОСТ. Аналогичный вывод следует и из текста приложения к аукционной документации).
В п.32 приложения установлены требования к комплекту болт с гайкой и шайбой оцинкованным, в том числе требование о соответствии гайки ГОСТ 5915-70, а также: "диаметр описанной окружности е, не менее 14,2 мм". Довод Заявителя, относительно несоответствия данного показателя требованиям ГОСТ не находит подтверждения, поскольку согласно п.2 ГОСТ 5915-70 для гайки с номинальным диаметром резьбы 8 мм (требования к которой установлены в аукционной документации) диаметр описанной окружности е составляет не менее 14,2 мм.
В рассматриваемом пункте также установлены требования к болту, в том числе шаг резьбы до 1,25 мм. При этом, требования о соответствии каким-либо ГОСТ Заказчиком не установлено, в связи с чем ссылка подателя жалобы на положения ГОСТ 7805-70, требованиям которого не соответствует аукционная документация признается Комиссией не подлежащей удовлетворению.
Доводы Заявителя относительно недопустимости формулировки требования к бетону ГОСТ 26633-2012 (а именно соотношение цемента песка и щебня 1:2,1-2,6:3,9-4,5) а также о некорректности показателя по частному остатку на сите в п.25 "Асфальтобетонная смесь ГОСТ 9128-2013" не имеют обоснования, в связи с чем не предоставляется возможным сделать вывод каким именно требованиям не соответствуют или каким нормам законодательства противоречат упомянутые показатели. Материалы жалобы не содержат пояснений по упомянутым пунктам, представители Заявителя на рассмотрение не явились, дополнительных пояснений не предоставили, в связи с чем установить нарушение Закона о закупках в данном случае не предоставляется возможным.
В п.52 приложения установлены требования к трубе безнапорной ГОСТ 31416-2009, в том числе: длина не менее 2950 мм, допускаемое отклонение от прямолинейности не более 16 мм.
Комиссией установлено, что согласно п.6.1.3 ГОСТ 31416-2009 допускаемое отклонение от прямолинейности, мм, не должно превышать для безнапорных труб длиной:
2950 мм - 12;
3950 мм - 16;
5000 мм - 20".
Таким образом, Заказчиком установлено минимально допустимое значение длины трубы, в связи с чем участник может предложить все три значения длин труб, установленные в ГОСТ, однако максимально допустимое значение допускаемого отклонения установлено таким образом, что участнику закупки не предоставляется возможным предложить к использованию при выполнении работ трубы длиной 5000 мм. Исходя из вышеизложенного, Заказчиком нарушены требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, в части необъективного описания объекта закупки.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что 09.07.2015г. на официальном сайте закупок Заказчиком даны подробные разъяснения всех указанных в жалобе спорных положений аукционной документации. На момент подачи жалоб (13.07.2015г.) участник закупки имел возможность ознакомиться с упомянутыми разъяснениями.
Кроме того, из материалов жалобы не прослеживается намерение ООО "Стройпрогресс" подать заявку на участие в закупке, представители общества на заседание Комиссии не явились, в связи с чем не пояснили каким образом в данном случае нарушены права хозяйствующего субъекта.
С учетом вышеизложенного, учитывая предоставленные Заказчиком разъяснения положений аукционной документации, а также отсутствие объективного подтверждения и обоснования нарушения прав подателя жалобы, на основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройпрогресс" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Отдел капитального строительства и развития территории администрации Верещагинского муниципального района" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Строительсво (реконструкция) "Межшкольный стадион в г. Верещагино" (извещение N 0156300044515000071) обоснованной в части довода по п.52 приложения аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1. ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 июля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2015