Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 15 июля 2015 г. N 44-78/15
Резолютивная часть решения оглашена 15 июля 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 20 июля 2015 года.
На заседании производилась аудиозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - руководителя Псковского УФАС России
Членов комиссии:
начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России
главного специалиста - эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России
при участии представителей от Заявителя - ООО ГК "Профит", представители по доверенности;
от ответчика Администрации Гдовского района -- контрактный управляющий,- по доверенности,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на капитальный ремонт котельной в п. Смуравьево-2, Гдовского района, Псковской области рассмотрении (номер извещения: 0157300003515000007) (далее - Электронный аукцион) в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ " О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
28 мая 2015 года Администрацией Гдовского района объявлен электронный аукцион Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru .
Начальная (максимальная) цена контракта - 24 834 462,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 23.07.2015 года.
08 июля 2015 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя.
15 июня 2015 года состоялось заседание комиссии Псковского УФАС.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, вх.N 305 от 08.07.2015 года).
Документация заказчика при описании закупки носит необъективный характер.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменная позиция в материалах дела).
Заявитель злоупотребляет правом, затягивает процедуру торгов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация, об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пп. 1-2 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер и по возможности содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работы и услуги установленным заказчикам требованиям. При этом указываются максимальные и минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно действующему законодательству о контрактной системе заказчик самостоятельно определяет предмет закупки, а также детализирует его в соответствии со своими потребностями.
При формировании ТЗ заказчику, в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребностям, равно как и способ составления технического задания и описания товаров в нем. Кроме того, следуя буквальному толкованию положений, установленных статьями 33, 64 Закона о контрактной системе, следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Исследуя аукционную документацию в части "требований к характеристикам используемых товаров на выполнение работ капитального ремонта котельной" установлены следующие диапазонные характеристики:
1. Фильтр магнитный фланцевый - диаметр условного прохода должен быть от 100 до 150 мм. Номинальное давление 1,0;1,6 Мпа.
2. Затвор дисковой поворотный - диаметр условного прохода должен быть>100 и <150 мм. Вес затвора с ручкой 10 кг.
3. Теплообменник пластинчатый контура отопления ОВ - условный проход от 80 мм до 125 мм.
4. Фланец стальной - диаметр условного прохода от 25 до 40 мм.
5. Труба ВГП - марка стали Ст2пс;Ст2кп;Ст2сп;Ст3кп;Ст3пс,Ст3сп далее массовой доли веществ: массовая доля марганца должна быть в пределах 0,25-0,65%, массовая доля углерода должна быть в пределах 0,09 -0,22%, массовая доля кремния должна быть 0,05-0,30 %.
В соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 28338-89 "Проходы условные (размеры номинальные)" значение условного прохода (номинального размера) могут быть только: "...25,32,40...80,100,125,150.." из чего следует, что под вышеуказанные диапазоны технических характеристик, с учетом требований документации, не позволяющей использовать крайние значения, подходит только одно значение которое не может изменяться (в диапазоне от 100 до 150 - 125; в диапазоне от 80 до 125- 100; в диапазоне с 25 до 40 - 32).
Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 380-2005 "Сталь углеродистая" сталь изготовляют следующих марок: Ст0, Ст1кп, Ст1пс, Ст1сп, Ст2кп, Ст2пс, Ст2сп, Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп, Ст3Гпс, Ст3Гсп, Ст4кп, Ст4пс, Ст4сп, Ст5пс, Ст5сп, Ст5Гпс, Ст6пс, Ст6сп. Буквы "Ст" обозначают "Сталь", цифры - условный номер марки в зависимости от химического состава, буквы "кп", "пс", "сп" - степень раскисления стали: "кп" - кипящая, "пс" - полуспокойная, "сп" - спокойная.
В техническом задании заказчик предъявляет следующие требования к товару "Труба ВГП - марка стали должна быть: Ст2кп,Ст2пс,Ст3кп,Ст3пс,Ст3сп. При этом указывает диапазонные значения массовой доли веществ, содержащихся в стали.
Анализируя аукционную документацию и требования вышеуказанного ГОСТа, следует, что показателю массовой доли марганца, в установленных заказчиком пределах, 0,25-0,65% будут соответствовать марки стали Ст2кп,Ст2пс,Ст3пс,Ст3кп,Ст3сп, массовой доли углерода с интервальным значением 0,09-0,22% будут соответствовать марки Ст2кп Ст2пс,Ст3кп,Ст3пс,Ст3сп, с показателем массовой доли кремния 0,05-0,30% - все указанные марки.
Данный факт позволяет сделать вывод, что Заказчик имея потребность в товарах с неизменными техническими показателями, с целью ввести участников в заблуждение, не указывает конкретный стандартный показатель, а также указывает излишние характеристики (массовая доля веществ). Что может привести к необоснованному усложнению подготовки заявки, провоцирует увеличение количества допуска возможных технических опечаток, поскольку намеренно указывает диапазонные характеристики товара, при отсутствии таковых.
Кроме того дополнительно в примечании, Заказчик сообщает от том, что в отдельных случаях требование "от" и "до" обозначает, что нижние и верхние границы показателей в диапазон не входят, а в отдельных случаях со словом "включительно" входят. Слова "минимально" и "максимально" следует понимать как "не более" "не менее", при этом одновременно самостоятельно в документации используются обозначения слов "не более" "не менее" с таким же значением. Также используются математические знаки "больше, меньше, или равно" при этом их значение по смысловой нагрузке также обозначает "больше или меньше".
Таким образом, устанавливая диапазонные характеристики к товарам используются различные варианты написания требований к характеристикам, по смыслу с одним и тем же значением. Данное описание характеристик не обусловлено потребностью Заказчика, поскольку либо предполагается неизменная конкретная характеристика товара, либо все марки, которые соответствуют ГОСТу при это описывается интервальное значение состава стали, что позволяет сделать вывод о необъективном описании объекта закупки, результатом которого может стать отклонение участников закупки за технические ошибки. В связи с необоснованным большим количеством требований в документации.
Комиссия считает, что целью Заказчика являлось не приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а ограничение количества участников закупки.
Кроме того, как следует из пояснений представителей заявителя, в жалобе указаны лишь некоторые пункты, технического задания, которое в целом содержит аналогичные нарушения в части описания товара используемого для ремонта котельной.
Вместе с тем Комиссия Псковского УФАС не соглашается с доводами жалобы в части установления необъективных требований к товару со следующими техническими характеристиками: "кран шаровый, должен быть: стандартно проходной, полно проходной", "клапан обратный. Тип присоединения: муфтовое, фланцевое, под приварку", "мембранный бак. Тип мембраны: сменная, не сменная". В ходе рассмотрения жалобы представитель заявителя не оспаривал, что данные показатели дают участнику закупки возможность выбора товара с предложенными характеристиками, однако в случае если участник закупки уберет одно из предложенных техническим заданием значение, он будет снят за невыполнение требований документации. Данные утверждения являются надуманными и ни чем не подтвержденными.
Административная ответственность за утверждение документации об аукционе, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 105, на основании части 3, части 15 и части 22 статьи 99, части 8 статьи 106, ст. 33, 64 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит" обоснованной в части установления в техническом задании документации электронного аукциона необъективных характеристик при описании объекта закупки.
2. Установить в действиях заказчика Администрации Гдовского района нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - Администрации Гдовского района Псковской области выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в соответствии с принятым решением.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица уполномоченного органа.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание:
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 15 июля 2015 г. N 44-78/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2015