Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 14 августа 2015 г. N 44-96/15
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Росфарм СПб" на действие Заказчика - ГКУЗОТ ПО "Медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв" на положение документации об аукционе на поставку лекарственного препарата (номер извещения: 0357200019015000002) (далее - электронный аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
30 июля 2015 года Заказчиком - ГКУЗПО МЦ "Резерв" объявлен электронный аукцион на поставку лекарственных средств (номер извещения: 0357200019015000002).
Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 30 июля 2015 года.
Начальная (максимальная) цена контракта - 124 406,33 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 07.08.2015 12:00.
07 августа 2015 года в 09:17 адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 14 августа 2015 года в 15 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, N582 от 06.08.2015 года).
Заказчик установил требование поставки лекарственных препаратов с остаточным сроком годности не менее 90% от общего срока годности, что может привести к ограничению количества участников закупки.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения, N297 от 11.08.2015 года, в материалах дела).
Формирование и обслуживание Медицинского резерва осуществляется в соответствии с Положением о мобилизационном резерве, а его хранение регламентируется "инструкцией по хранению мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества", введенной в действие приказом Минздравсоцразвития России от 03.10.2005 года N613дсп.
Согласно п.40 названной инструкции на длительное хранение принимаются лекарственные средства свежих сроков изготовления с остаточным сроком годности не менее 80% для продукции со сроком годности 3 года и 90% для продукции со сроком годности более 3-х лет от даты изготовления.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно Письму ФАС России от 26.08.2014 года NАК/34487/14 "О разъяснении вопросов установления государственными и муниципальными заказчиками в документации о закупках остаточного срока годности лекарственных препаратов" требования заказчиков об остаточном сроке годности лекарственного препарата, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей лекарственных препаратов, ограничение конкуренции и количества участников закупок. В целях предупреждения ограничения конкуренции ФАС России считает, что остаточный срок годности лекарственных препаратов, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течении которого лекарственные препараты сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой лекарственные препараты сохраняют свою пригодность для использования по назначению.
В техническом задании документации об аукционе заказчиком установлено требования к качеству товара и условиям его поставки - остаточный срок годности на поставленный товар должен составлять не менее 90% от срока годности, установленного производителем.
На рассмотрении жалобы Заказчик не представил Инструкцию по хранению мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества", введенной в действие приказом Минздравсоцразвития России от 03.10.2005 года N613дсп, поскольку данный документ предназначен лишь для служебного пользования.
Представленные Постановления Администрации Псковской области: N230 от 18.06.2010 года " О создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории Псковской области" и N189 от 30.06.2008 года "О резерве материальных ресурсов Администрации области для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Псковской области" не содержит требований к остаточным срокам годности лекарственных препаратов.
На основании вышеизложенного, доводы заявителя, указывающие на то, что заказчиком в аукционной документации необоснованно установлены сроки годности к лекарственным препаратам в "%" выражении, являются обоснованными.
В ходе проведения внеплановой проверки установлены следующие нарушения:
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N1 к Постановлению N99.
Предметом закупки оспариваемого аукциона является закупка лекарственного препарата (код ОКПД: 24.42.13.853).
В Постановлении N99 дополнительных требований к участникам закупки на поставку лекарственных средств не установлено.
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона неправомерно установлено требование к участнику закупки о наличии опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта.
Заказчиком в извещении о проведении аукциона установлено единое требование к участникам о соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при этом не установил требование к содержанию и составу заявки о предоставлении копии документа подтверждающего наличие лицензии на фармацевтическую деятельность, что является обязательным.
Данные действия Заказчика являются нарушением пункта 2 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренные частью 4.2. статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.22 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Росфарм СПб" обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика - ГКУЗ ПО МЦ "Резерв" нарушение части 2 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 6 статьи 66, Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - ГКУЗ ПО МЦ "Резерв" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении виновного должностного лица Заказчика утвердившего документацию об аукционе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 14 августа 2015 г. N 44-96/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2015