Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 28 августа 2015 г. N 44-103/15
Резолютивная часть решения оглашена 28 августа 2015 года. Решение изготовлено в полном объеме 02 сентября 2015 года. На заседании производилась аудиозапись.
|
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии-начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС
Членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы
главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России
в отсутствии заявителя ООО "Аванмед", уведомленного надлежащим образом, представившим ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие,
при участии от Заказчика ГБУЗ "Струго-Красненская межрайонная больница" (доверенность б/н от 28.08.2015 г.),
рассмотрев жалобу ООО "Аванмед" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ГБУЗ ПО "Струго-Красненская межрайонная больница" на положения документации при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов (Шовный материал) (номер извещения: 0357200028915000002) (далее - электронный аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
11 августа 2015 года Заказчиком - ГБУЗ ПО "Струго-Красненская межрайонная больница" объявлен электронный аукцион на поставку расходных материалов (Шовный материал) (номер извещения:0357200028915000002)
Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 11 августа 2015 года в 10:49.
Начальная (максимальная) цена контракта - 398 366 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 24.08.2015 15:00.
21 августа 2015 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 28 августа 2015 года в 16 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, вх.N374 от 21.08.2015 года).
1. Установление требований к общему сроку годности изделия медицинского назначения до 2 лет и остаточному сроку годности изделий медицинского назначения в процентном соотношении недопустимо и ограничивает конкуренцию.
2. Указание в аукционной документации цены контракта с НДС недопустимо, так как аукцион объявлен среди СМП и СОНО, которые в большинстве случаев не являются плательщиками НДС.
3. Проект контракта не содержит графы для указания страны происхождения товара, что является грубым нарушением законодательства о контрактной системе.
4. Техническое задание содержит указание на шовный материал Матен, Никант, Абактолат, который производится только одной компанией, что в свою очередь ограничивает конкуренцию.
5. Установление в аукционной документации требования о предоставлении сертификатов по форме СТ-1 является неправомерным, так как заявленный к приобретению товар не подпадает под действие запретов и ограничений, установленных ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения, исх. 371 от 27.08.2015 в материалах дела).
1.Установление в техническом задании аукционной документации требований к остаточному сроку годности товара в процентах обусловлено спецификой закупаемого товар и не ограничивает конкуренцию.
2.Цена контракта указана с учетом НДС, поскольку налоговое законодательство не обязывает СМП и СОНО применять упрощенную систему налогообложения, это является их правом.
3.По итогам проведения электронного аукциона и заключения контракта страна происхождения будет указана в нем, кроме того указанное нарушение можно устранить путем подписания протокола разногласий.
4.Шовный материал Никант, Матен, Абактолат производится несколькими отечественными производителями, о чем свидетельствует информация размещенная на официальном сайте Росздравнадзора.
5.Поскольку в объем закупаемых товаров входят иглы, включенные в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 5.02.2015 г. N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчиком правомерно установлено требование о предоставлении копии сертификатов о происхождении товара.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, объектом закупки является шовный материал (используемый для наложения хирургических швов).
Согласно Письму ФАС России от 26.08.2014 года NАК/34487/14 "О разъяснении вопросов установления государственными и муниципальными заказчиками в документации о закупках остаточного срока годности лекарственных препаратов" требования заказчиков об остаточном сроке годности лекарственного препарата, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей лекарственных препаратов, ограничение конкуренции и количества участников закупок. В целях предупреждения ограничения конкуренции ФАС России считает, что остаточный срок годности лекарственных препаратов, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого лекарственные препараты сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой лекарственные препараты сохраняют свою пригодность для использования по назначению.
Несмотря на то, что шовный материал является медицинским изделием, а не лекарственным препаратом, указанные разъяснения ФАС России, по мнению Псковского УФАС России, также должны были быть учтены Заказчиком при установлении требований к сроку годности объектов закупки. Кроме того, как следует из пояснений представителя Заказчика, перечисленные в техническом задании виды шовных материалов имеют разные сроки годности от 3 до 5 лет, что также свидетельствует о неправомерности установления Заказчиком требований об остаточном сроке годности "не менее 70%" ко всему перечню закупаемых нитей.
2. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, любой участник закупки, в том числе который применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе при осуществлении закупки в документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта. При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
На основании изложенного, с учетом положений Закона о контрактной системе контракт заключается по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применения системы налогообложения у данного участника.
Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость является прибылью победителя торгов, не являющегося плательщиком такого налога.
При подготовке конкурсов, аукционов и запросе котировок законодательство не требует от заказчика учитывать особенности применяемой поставщиком или потенциальным поставщиком системы налогообложения. А проведение отдельных закупочных процедур только для организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО законом не предусмотрено.
Таким образом, в данной части жалоба Заявителя не может быть признана обоснованной.
3. Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, требований об указании наименования страны происхождения товара относятся к заявке на участи в электронном аукционе, а не к проекту контракта, который в соответствии со ст. 34 Закона о контрактной системе заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. В связи с чем доводы жалобы в данной части не могут быть признаны обоснованными. Спецификация, в которой отсутствует графа для указания страны происхождения товара, не является обязательным документом для публикации в составе аукционной документации.
4. 16 августа 2015 года Заказчиком были внесены изменения в аукционную документацию, в соответствии с которыми наименование шовного материала Матен, Никант, Абактолат (позиции 11-13 Технического задания) были убраны заказчиком из описания объекта закупки. Срок подачи заявок продлен до 24 августа 2015 года.
В соответствии с ч. 6 ст. 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Поскольку причины, послужившие основанием для подачи жалобы, были устранены заказчиков в установленные законом сроки, оснований для удовлетворения жалобы в данной части не имеется.
5. В соответствии с ч.1,3 ст. 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 утвержден Перечень отдельных видов медицинских изделий, для которых установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу п. 3 указанного Постановления, подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по установленной форме СТ-1.
Вместе с тем согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является расходный медицинский материал (шовный материал), которому в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) присвоен код 24.42.24.159.
Указанный код ОКПД не включен в перечень, установленный Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 г. N 102, ввиду чего у Заказчика отсутствовали основания для указания п.п.4 п. 22 Инструкции для участников закупки необходимости предоставления копии сертификатов о происхождении товаров, странами происхождения которых являются Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан.
Таким образом, части жалоба в данной части является обоснованной.
Утверждение документации об аукционе, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7. 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.22 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аванмед" обоснованной в части неправомерного установления Заказчиком требования к остаточному сроку годности медицинского изделия в процентном соотношении, а также указании в Инструкции для участников закупки необходимости предоставления во второй части заявки копии сертификата о происхождении товара.
2. Установить в действиях Заказчика - ГБУЗ ПО "Струго-Красненская межрайонная больница" нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материал должностному лицу Псковского УФАС России для возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственных должностных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии
Члены Комиссии:
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 28 августа 2015 г. N 44-103/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2015