Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 12 августа 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
К.А. Коренченко |
Члены Комиссии: |
А.Д. Кравцов В. В. Моргунов, |
по итогам рассмотрения жалобы ООО "Центр организации торгов" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Муниципального учреждения Служба "Заказчика" Октябрьского района при проведении открытого конкурса N 0358300380215000114 "Выполнение ремонтных работ на участках муниципальных межпоселковых автомобильных дорог общего пользования местного значения Октябрьского района Ростовской области" (далее - конкурс) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заказчика (Бондаренко А.А.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель полагает, что Заказчиком не соблюдены требования законодательства о контрактной системе при подготовке конкурсной документации: Заказчик фактически описывает материалы, используемые при изготовлении товара, требуемого к использованию, что нельзя отнести ни к функциональным, ни к техническим, ни к качественным, ни к эксплуатационным характеристикам объекта закупки.
Кроме того, Заявитель полагает, что Заказчиком искусственно в один лот объединены три различные дороги.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Заказчиком в документацию внесены изменения в части устранения нарушений относительно первого заявленного Заявителем довода.
Объединение в один лот трех дорог обусловлено их территориальной близостью (связью): дороги расположены в одном муниципальном образовании.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
06.07.2015 г. на официальном сайте закупок Заказчиком опубликовано извещение о проведении конкурса.
В указанное извещение внесены изменения.
Согласно извещению начальная (максимальная) цена контракта составляет 58 884 997.51 рублей.
1) В соответствии с ч.1 ст.50 Закона документация должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 настоящего закона. Частью 1 ст.33 Закона предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. Применительно к работам по ремонту автодороги, указанные сведения содержатся в сметной документации.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона не допускается включение в документацию о закупке требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Также, п.1 ч.1 ст.33 Закона установлено, при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер;
при составлении описания объекта закупки, если это возможно, должны использоваться стандартные показатели, требования, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством о техническом регулировании.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из совокупного анализа приведенных норм следует, что устанавливая в документации о закупке требования к товарам, используемым при выполнении работ (минимальные значения, максимальные значения, значения, которые не могут изменяться, подлежащие конкретизации), заказчик, тем самым, определяет перечень сведений о товаре, которые должны быть указаны в составе заявке на участие, иными словами - содержание заявки.
Данные требования направлены на достижение целей законодательства о контрактной системе, а именно: повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, а также соблюдение принципов на которых основывается контрактная система (открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок).
Следовательно, требования документации к товарам, используемым при выполнении работ, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации и действующим государственным стандартам.
Применительно к товарам, используемым при выполнении работ, соблюдением правил описания объекта закупки является установление требований к товарам в соответствии с государственными стандартами, распространяющимися на данные товары.
Вместе с тем, устанавливая требования к материалам из которых изготавливается товар, используемый при выполнении работ, заказчик нарушает правила описания объекта закупки и создает преимущества производителям таких товаров.
Требования к товарам, подлежащим конкретизации участниками и которые необходимы Заказчику к поставке/использованию, установлены в Приложении 1 к разделу 4 конкурсной документации.
Согласно данному разделу Заказчику к поставке/использованию необходима, в том числе, "арматура-сетка из стали класса А-I диаметром 12; 14 мм. Сталь должна быть горячекатаная круглая гладкая. Должна представлять собой круглый гладкий профиль. Класс арматурной стали должен быть А-I(А240). Площадь поперечного сечения стержня арматурной стали должна быть 1,131 см2; 1,54 см2. Арматурная сталь должна быть изготовлена из углеродистой стали одной из марок Ст3кп; Ст3пс или Ст3сп. Механические свойства арматурной стали должны соответствовать следующим требованиям: Предел текучести не менее 235 Н/мм2; временное сопротивление разрыву не менее 373 Н/мм2; относительное удлинение не менее 25%. Арматурная сталь должна соответствовать действующим ГОСТ".
Согласно ГОСТ 23279-2012 "Межгосударственный стандарт. Сетки арматурные сварные для железобетонных конструкций и изделий. Общие технические условия" арматурная сталь должна соответствовать требованиям: стержневая арматурная сталь классов A400 (А-III) и A240 (А-I) - ГОСТ 5781.
Согласно п. 2.2 ГОСТа 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" арматурную сталь изготовляют из углеродистой и низколегированной стали марок, указанных в таблице:
------------------------------------------------------------------ Класс арматурной стали|Диаметр профиля, мм |Марка стали ----------------------+--------------------+---------------------- A-I (А240) |6 - 40 |Ст3кп, Ст3пс, Ст3сп ----------------------+--------------------+----------------------
Как видно одновременно с требованиями к сетке арматурной Заказчик предъявляет требования к материалам, которые используются при ее изготовлении, а именно, стали.
ГОСТ 23279-2012 не предъявляет подобных требований к данному товару. Таким образом, такие характеристики, не характеризуют сетку арматурную, подлежащую использованию при выполнении работ.
Кроме того, такие требования, ограничивают круг участников закупки в связи со следующим:
Закон, в части требований, предъявляемых при проведении торгов, не возлагает на их участников обязанность являться производителями тех материалов, которые используются при выполнении работ. Следовательно, участник закупки вправе приобрести такие товары у хозяйствующих субъектов, которые в свою очередь могут являться как их производителями, так и перепродавцами.
Согласно п.2 ст.456 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Согласно п. 8. 4 ГОСТу 23279-2012 каждая партия сеток, поставляемых специализированными предприятиями арматурных изделий, должна сопровождаться документом о качестве, в котором указывают:
наименование и адрес предприятия-изготовителя;
номер и дату выдачи документа;
номер партии;
наименование изделий с указанием их марок и числа в партии;
дату изготовления.
Таким образом, приведенные положения позволяют сделать вывод, о том, что сопроводительные документы на такой товар как "сетка арматурная" не содержат информацию о характеристиках материала, используемого при его изготовлении.
Лицо, не являющееся изготовителем указанных товаров, ограничено в возможности получить данные сведения и как следствие сообщить их в своей заявке.
При этом, неуказание в заявке каких-либо сведений о товаре, в отношении, которых заказчиком установлены требуемые к заполнению значения, влечет безусловное отклонение такой заявки комиссией, что лишает участника закупки возможности принять участие в таком конкурсе. Также требование об указании сведений о материалах, используемых при изготовлении товара, вынуждает участника заранее, на стадии подачи заявки, определить вещества, которые будут использованы производителем необходимого товара. Закон не возлагает на участников закупки обязанность приобретать товары, необходимые при выполнении работ, до подачи заявки на участие в конкурсе. Подавая заявку на участие в конкурсе, потенциальный участник вынужден сформировать свое предложение таким образом, чтобы оно отвечало всем требованиям и условия документации. Таким образом, предлагая характеристики, определяемые в процессе производства, участник берет на себя риск несоблюдения данных характеристик производителем, использующим материалы с иными характеристиками, но также производящего конечный продукт в соответствии с соответствующими стандартами.
Заказчику предоставлено право самостоятельно формировать свою потребность относительно объекта закупки. Вместе с тем, реализация данного права не должна противоречить целям и принципам законодательства о контрактной системе, противоречить положениям отдельных норм Закона о контрактной системе, а именно: ч.2 ст.8 Закона, запрещающей совершение заказчиками действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению количества участников закупки, ч. 1 ст.50 Закона, устанавливающей допустимость требований к содержанию заявок, и необходимость соблюдения правил описания объекта закупки.
Необоснованность данных требований, кроме пояснений заказчика, подтверждается содержанием стандартов, распространяющихся на товары, подлежащие использованию. Также из содержания документации следует, что заказчик допускает использование любых материалов при изготовлении указанных товаров, при этом возлагая на участника лишь обязанность, изложить характеристики таких материалов. То есть для заказчика не имеют значения характеристики материалов, использованных при изготовлении товара.
В силу требованием ч. 1 ст.50 Закона, предусматривающей, что информация о товаре, указанная в заявке участника включается в проект контракта при его заключении, характеристики товаров, указанные в заявке участника, включаются в состав рабочей документации. Следовательно, для использования какого-либо товара при выполнении работ подрядчик обязан подтвердить документально его соответствие сведениям ранее указанным в заявке на участие в конкурсе. Учитывая, что часть сведений, подлежащих указанию в заявке, касающаяся материалов, из которых изготавливается товар, не указывается в документах о качестве товар, данное требование приведет к отказу лиц, добросовестно планирующих исполнять условия контракта, к отказу от намерений участвовать в торгах на право заключения такого контракта. Кроме того, такое требование предоставляет заказчику неограниченные возможности отказа в принятии работ с использованием товаров, в отношении которых не подтверждено соответствие материалов, используемых при их изготовлении, сведениям заявки на участие в конкурсе.
Исходя из изложенного, Комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу, что действия Заказчика, связанные с установлением требований к материалам, используемым в процессе изготовления товара, подлежащего применению при выполнении работ, имеющих своим последствием определение требований к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников, в части необходимости описания характеристик таких материалов, которые ограничивают круг участников, нарушают ч.1 ст. 50Закона.
Аналогичная правовая позиция изложена в судебных актах NN А40-170688/2014, А40-170682/2014, А40-170685/2014, а также решении ФАС России от 04.02.2015 года по делу N К-94/15.
Указанное нарушение законодательства Заказчиком устранено 08.08.2015 г. путем исключения из документации (после поступления жалобы Заявителя в Ростовское УФАС России (вх. N 12619 от 05.08.2015 г.).
2) В локальном сметном расчете, представленном в качестве обоснования начальной цены контракта, выделено три раздела, каждый на свой участок дороги. Данная смета получила положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости N 6-2-1-0127-15 от 23.06.2015 г.
На работы, являющиеся предметом торгов, бюджетные ассигнования выделены единой суммой.
Данные дороги территориально находятся в одном муниципальном образовании - Октябрьском районе Ростовской области.
Закон не содержит ограничений на закупку работ оспариваемым Заявителем образом.
Довод Заявителя об объединении в объект закупки трех дорог, расположенных в одном районе области, является необоснованным.
3) Согласно Приложению 1 к разделу 4 конкурсной документации Заказчику для выполнения работ требуется товар "асфальтобетонная мелкозернистая смесь".
Заказчик к данному товару установил требования. В рамках данной позиции Заказчиком кроме того установлены требования к иному товару - асфальтобетону: "асфальтобетонная мелкозернистая смесь марка II тип Б, наибольший размер минеральных зерен до 20мм., величина остаточной пористости асфальтобетона: свыше 2,5% до 5%. Температура смеси при отгрузке, °С: от 140 до 160. Пористость минеральной части асфальтобетонов из горячих смесей должна быть от 14 %...".
ГОСТ 9128-2013 устанавливает требования к изготовлению асфальтобетонных смесей и асфальтобетона, полимерасфальтобетонных смесей с применением полимерно-битумных вяжущих на основе блоксополимеров типа СБС и полимерасфальтобетона из этих смесей.
В настоящем стандарте применены, в том числе, следующие термины с соответствующими определениями:
асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов [щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него] с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии;
асфальтобетон: Уплотненная асфальтобетонная смесь.
Согласно п. 4.1.3 ГОСТа смеси и асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на виды.
Согласно п. 4.1.4 ГОСТа асфальтобетоны в зависимости от величины остаточной пористости также подразделяют на виды.
Согласно п.6.8 ГОСТ при периодическом контроле качества смесей определяют, в том числе, остаточную пористость.
Согласно п.6.9 ГОСТ на каждую партию отгруженной смеси потребителю выдают документ о качестве, в котором указывают обозначение настоящего стандарта и результаты испытаний, в том числе: остаточную пористость и пористость минеральной части.
Как видно ГОСТ разделяет понятия "асфальтобетонная смесь" и "асфальтобетон".
Согласно данному ГОСТу остаточная пористость "св. 2,5% до 5,0%" установлена для асфальтобетона.
Учитывая положения названного ГОСТа, Заказчиком в документации при установлении требований к товару - асфальтобетонная смесь использованы нестандартная терминология, нестандартные требования.
Согласно ч. 1 ст. 50 Закона документация должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Обоснование использования в документации нестандартной терминологии отсутствует.
Заказчик нарушил ч.1 ст. 50 Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр организации торгов" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 1 ст. 50 Закона.
3. Выдать Заказчику, комиссии Заказчика предписание:
внести изменения в документацию путем ее приведения в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 50 Закона, учитывая позицию, изложенную в настоящем Решении;
продлить срок подачи заявок в соответствии со ст. 50 Закона;
совершить дальнейшие действия, установленные Законом в отношении указанной закупки.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок К.А. Коренченко
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок А.Д. Кравцов
В.В. Моргунов
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 12 августа 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2015