Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 24 августа 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
К.А. Коренченко |
Члены Комиссии: |
А.Д. Кравцов Ю.В. Моргунова, |
по итогам рассмотрения жалобы ООО "Альянс" (далее - Заявителя) на действия Заказчика - Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей второй категории N 62 "Рябинка" при участии Организации, осуществляющей закупку - Уполномоченного органа - Администрации Азовского района при проведении электронного аукциона N 0158300049615000031 "Определение поставщика на право заключения муниципального контракта с МБДОУ N 62 "Рябинка" на приобретение модульного детского сада на 60 мест, с производственно-хозяйственным и инженерным оборудованием и производственно-хозяйственным инвентарем для Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей второй категории N 62 "Рябинка" (далее - аукцион) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Попова Л.В., Агафонова О.А.), слушателя в процессе,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
По мнению Заявителя, при установлении требований в документации и извещении Заказчиком не соблюдены требования Закона. Также Заказчиком даны ответы на запросы, изменившие суть документации; при описании объекта закупки использована нестандартная терминология.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы Заявителя.
Заказчик указал, что при формировании технического задания были допущены технические опечатки, которые обусловили поступление соответствующих запросов от участников торгов. Поскольку Заказчиком даны ответы, то описание объекта закупки имеет объективный характер.
В остальной части доводов жалобы Заказчик не признал нарушений Закона.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
12.05.2015 г. на официальном сайте закупок, электронной торговой площадке Заказчиком опубликовано извещение о проведении электронного аукциона.
В указанное извещение девять раз внесены изменения.
Согласно извещению в редакции от 31.07.2015 г. начальная (максимальная) цена контракта составляет 18 000 000.00 рублей.
1) Согласно пункту 5 части 5 статьи 63 Закона в извещении о проведении электронного аукциона указываются, в том числе:
преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона;
условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно ст. 42 Закона в извещении об осуществлении закупки должна содержаться следующая информация: ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из положений части 1 статьи 64 Закона указанная информация также включается в аукционную документацию.
Согласно извещению к участникам торгов установлено преимущество: субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (в соответствии со ст. 30 Закона).
При проведении торгов к участникам торгов установлено также "ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Закона): участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Правовая природа понятий "преимущество" и "ограничение" различны.
Так, Закон предусматривает преимущества участников при осуществлении закупки. Закон обязывает Заказчиков предоставлять преимущества социально ориентированным организациям, субъектам малого предпринимательства.
Заказчик может ограничить участие в закупке, указав, что ее участниками могут выступать только указанные субъекты (организации). Информация об ограничении участия в закупке в обязательном порядке указывается в извещении о ее проведении.
Согласно ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. При этом при проведении конкурса или электронного аукциона декларация о принадлежности участника такой закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям прямо включена в состав заявки.
В случае недекларирования или декларирования своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям участником с нарушением требований инструкции, содержащейся в документации о закупке, комиссия отклоняет такую заявку на участие.
Согласно документации:
ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя): участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации;
предоставление преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям в закупках: не предоставляются;
вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
- декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-5,7, 9 части 1 статьи 31 Закона;
- решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Согласно ч. 5 ст. 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Закона.
Из совокупного анализа информации и сведений, указанных в извещении и документации, не представляется возможным определить что именно в отношении указанной закупки установлено Заказчиком: ограничение участия либо преимущество.
Сведения относительно "ограничения участия" и "преимущества" в документации и извещении противоречивы между собой.
Отсутствие в требованиях ко второй части заявки необходимости подтверждать свое соответствие ст. 30 Закона дополнительно исключает возможность определения фактических требований Заказчика к участникам настоящего аукциона.
Представитель Заказчика на заседании комиссии Ростовского УФАС России указал, что участниками торгов могут выступать исключительно субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Таким образом, Заказчик имел своей целью установить ограничение участия в определении подрядчика.
Учитывая фактические обстоятельства дела и приведенные нормы права, Заказчиком нарушены:
ч. 5 ст. 63 Закона в части установления противоречивых требований относительно "преимущества" участия либо "ограничения" участия;
ч. 1 ст. 64 Закона в части наличия разночтений в документации об аукционе и извещении;
ч. 1 ст. 64 Закона в части установления ненадлежащих требований к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с ч. 5 ст. 66 Закона.
2) "Описанием объекта закупки" предусмотрена поставка Заказчику следующего товара: "плитки половой керамической - размеры плитки - длина, мм: минимальное значение 190 мм, максимальное значение 450 мм; ширина - максимальное значение 450мм, минимальное значение 190мм; Толщина плитки, мм - минимальное значение 6 мм, максимальное значение 9 мм; Площадь одной плитки: 0,0361-0,2025м2".
Заявитель указывает, что ГОСТом 6787-2001 не предусмотрен такой показатель как "площадь одной плитки". Данное обстоятельство указывает на использование Заказчиком нестандартной терминологии.
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, предусмотренными статьей 33 Закона.
Так, положениями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Таким образом, Заказчик при описании объекта закупки должен соблюдать требования статьи 33 Закона. При этом, Заказчик должен руководствуется принципами контрактной системы в сфере закупок, в том числе, принципом обеспечения конкуренции.
Отсутствие в ГОСТе какого-либо показателя, в частности, "площади одной плитки" не влечет ограничения круга участников торгов; не возлагает на участников закупки дополнительных обязательств.
Довод Заявителя в данной части необоснован.
3) "Описанием объекта закупки" предусмотрена поставка Заказчику следующего товара: "внутренние перегородки, стены: выполнить перегородки из Гипсокартона толщиной не менее 12 мм по металлическому каркасу с заполнением пустот шумоизолирующим материалом, допустимым к применению в ДОУ. Длина, мм: не более 4000, не менее 2000. Ширина, мм: 600, 1200. Площадь, м2: до 4,9, более 1. Гипсокартонные листы: группа горючести - выше "Г2", группа воспламеняемости - не ниже "В3", группа дымообразующей способности "Д1" (по ГОСТ 12.1.044); токсичность -Т1 (по ГОСТ 12.1.044), соответствие ГОСТ 30244, ГОСТ 30402. по металлическому каркасу с внутренним утеплением".
ГОСТ 6266-97 "Межгосударственный стандарт. Листы гипсокартонные. Технические условия" распространяется на гипсокартонные листы, предназначенные для отделки стен, устройства перегородок, подвесных потолков, огнезащиты конструкций, изготовления декоративных и звукопоглощающих изделий.
Согласно ГОСТу в зависимости от свойств и области применения листы подразделяют на следующие виды: обычные (ГКЛ); влагостойкие (ГКЛВ); с повышенной сопротивляемостью воздействию открытого пламени (ГКЛО); влагостойкие с повышенной сопротивляемостью воздействию открытого пламени (ГКЛВО).
Согласно ГОСТу гипсокартонные листы ГКЛ, ГКЛВ, ГКЛО и ГКЛВО относятся к группе горючести Г1 по ГОСТ 30244, к группе воспламеняемости В3 по ГОСТ 30402, к группе дымообразующей способности Д1 по ГОСТ 12.1.044, к группе токсичности Т1 по ГОСТ 12.1.044.
Отнесение гипсокартонных листов к более высокой (менее пожароопасной) группе воспламеняемости может быть осуществлено на основании результатов испытаний продукции конкретного изготовителя.
ГОСТ по умолчанию устанавливает требования к классам горючести и воспламеняемости: Г1 и В3 соответственно.
Заказчик установил требования по данным показателем отличные от указанных в ГОСТе. Возможность предложения товара с характеристиками иными, в том числе, относящимися к "более высокой группе" Заказчиком не обоснована.
При таких обстоятельствах, Заказчиком при описании объекта закупки используются нестандартные показатели, требования, терминология; обоснование необходимости использования таких показателей, требований, и терминологии в документации отсутствует.
Заказчик по данной позиции нарушение Закона признал (в письменных пояснениях).
Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 64 Закона.
4) "Описанием объекта закупки" предусмотрена поставка следующего товара:
Стул Воспитателю |
Стол с задней стенкой, однотумбовый; Размер (ДхШхВ): не менее 550х550х750 мм. Материал: ЛДСП толщиной 16 мм, края обрамлены кантом ПВХ толщиной 2 мм; Количество ящиков в тумбе: 4шт.Направляющие ящиков: роликовые; Ручки-скобы: металлические; |
Как видно Заказчиком фактически не определен объект закупки.
В адрес Заказчика по данному вопросу поступил запрос.
Заказчиком дано разъяснение, в котором указано, что "стул воспитателя" следует читать как "стол воспитателя".
Согласно части 5 статьи 65 Закона разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Разъяснение Заказчика изменило объект закупки, а следовательно, изменило суть документации.
Заказчиком нарушена ч. 5 ст. 65 Закона.
5) Проектом контракта установлено следующее: "при поставке Поставщик передает Заказчику следующую документацию:
проект модульного детского сада;
исполнительную схему внутренних инженерных сетей (отопление, канализация, холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение);
проект основания (площадки);
проект автоматической пожарной сигнализации.
паспорт на модульный детский сад и сертификат соответствия".
Заявитель полагает, что представление Поставщиком "проекта автоматической пожарной сигнализации" при поставке самого товара нарушает положения Закона, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". По мнению Заявителя, данное условие ограничивает круг участников торгов.
Заявителем в подтверждение указанного довода не представлены никакие доказательства; Заявителем не указано каким образом данное требование нарушает его права и интересы.
Требование Заказчика о поставке товара и одновременном представлении проектной документации по монтажу пожарной сигнализации не нарушает положения Закона, поскольку не требуют от участника торгов каких-либо специальных разрешительных документов и являются связанными между собой.
6) Согласно извещению "дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 21.08.2015".
Согласно документации этой датой следует считать "19 августа 2015 г.".
Как видно Заказчиком установлены противоречивые сведения относительно даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок.
Согласно ч. 1 ст. 64 Закона сведения, указанные в извещении, должны соответствовать информации, указанной документация.
На основании изложенного, Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 64 Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альянс" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 65 Закона.
3. Выдать Заказчику, комиссии Заказчика обязательное к исполнению предписание об аннулировании торгов.
4. Электронной торговой площадке обеспечить Заказчику, комиссии Заказчика возможность исполнения выданного предписания.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок К.А. Коренченко
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок А.Д. Кравцов
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 24 августа 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2015