Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 24 августа 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
К.А. Коренченко |
Члены Комиссии: |
А.Д. Кравцов А.С. Филатова, |
по итогам рассмотрения жалобы ООО "Тацинском ДСУ" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Администрации Персиановского сельского поселения при проведении электронного аукциона N 0358300380215000110 "Ремонт дороги по ул. Юбилейная, п. Кадамовский, Октябрьского района Ростовской области" при участии Уполномоченного органа - Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Октябрьского района Ростовской области (далее - аукцион) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заказчика (Парафиев С.А.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель указывает, что Заказчиком необъективно описан объект закупки. Так, Заказчиком установлены требования к сырью, из которого подлежит изготовлению товар, а также установлены противоречивые требования к самим товарам.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Заказчик указал, что при формировании требований к товарам им соблюдены требования законодательства.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
На официальном сайте закупок Заказчиком опубликовано извещение о проведении аукциона.
Согласно извещению начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 720 203,80 рублей.
1) ГОСТ Р 52290-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" устанавливает группы, изображения, размеры дорожных знаков (далее - знаков), предназначенных для установки на улицах и дорогах (далее - дорогах) с целью информирования участников дорожного движения об условиях и режимах движения, а также технические требования к знакам и применяемым для их изготовления материалам, методам испытаний.
Согласно ГОСТу коэффициент световозвращения (удельный коэффициент силы света) () знаков со световозвращающей поверхностью при угле наблюдения должен быть не менее значений, указанных в таблице 5.2, при углах наблюдения и - в таблицах 5.2а и 5.2б соответственно.
Заказчиком в Техническом задании установлены требования к товару - знаку дорожному на оцинкованной подоснове со световозвращающей пленкой (тип Б/В) особых предписаний.
Заказчиком установлены, в том числе, следующие минимальные требования к коэффициенту световозвращения при угле наблюдения 20 градусов:
Как видно пленки типа Б имеют характеристики ниже указанных в документации. Под установленные Заказчиком характеристики возможна поставка исключительно пленок типа В (при этом, документация предусматривает поставку пленок типа и Б, и В).
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона установлено, что документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу требований части 2 статьи 33 Закона документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В нарушение указанных норм Закона в Техническом задании установлены противоречивые требования к товарам. Формирование требований подобным образом не позволяет определить потребность Заказчика и надлежащим образом подготовить заявку на участие.
Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 64 Закона в части отсутствия надлежащего описания объекта закупки.
2) Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона не допускается включение в документацию о закупке требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Также, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер;
при составлении описания объекта закупки, если это возможно, должны использоваться стандартные показатели, требования, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством о техническом регулировании.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.3 ч.3 ст.66 Закона при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, заявка на участие в аукционе, помимо прочего, должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Из совокупного анализа приведенных норм следует, что устанавливая в документации о закупке требования к товарам, используемым при выполнении работ (минимальные значения, максимальные значения, значения, которые не могут изменяться, подлежащие конкретизации), заказчик, тем самым, определяет перечень сведений о товаре, которые должны быть указаны в составе заявке на участие в аукционе, иными словами - содержание заявки.
Часть 6 статьи 66 Закона устанавливает запрет на требования от участников закупки документов и сведений, непредусмотренных ч.ч. 3,5 ст.66 Закона о контрактной системе.
Пункт 2 части 1 статьи 64 Закона также предусматривает запрет на установление требований к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников.
Данные требования направлены на достижение целей законодательства о контрактной системе, а именно: повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, а также соблюдение принципов на которых основывается контрактная система (открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок).
Следовательно, требования документации об аукционе к товарам, используемым при выполнении работ, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия.
Применительно к товарам, используемым при выполнении работ, соблюдением правил описания объекта закупки является установление требований к товарам в соответствии с государственными стандартами, распространяющимися на данные товары.
Вместе с тем, устанавливая требования к материалам из которых изготавливается товар, используемый при выполнении работ, заказчик нарушает правила описания объекта закупки, запрашивает сведения, непредусмотренные ст.66 Закона о контрактной системе, создает преимущества производителям таких товаров.
Техническая часть документации содержит требования к камням бортовым БР 100.20.8. Заказчиком наряду с прочим установлено следующее требование к товару: "окисляемость воды должна быть_".
Однако, ГОСТ 6665-91 не предъявляет такого требования к камням бортовым. Данная характеристика материала, не характеризует товар, подлежащий использованию при выполнении работ. Заказчик одновременно с требованиями к камням предъявляет требования к материалам, которые используются при его изготовлении, а именно, воде.
Требование таких сведений не предусмотрено ст. 66 Закона, в том числе, ч. 3 ст. 66 Закона, согласно которой заявка должна содержать конкретные показатели используемого товара.
Согласно п.2 ст.456 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Согласно ГОСТу все изделия, принятые техническим контролем предприятия-изготовителя, должны иметь штамп технического контроля с указанием в нем номера принятой партии изделий и номера партии бетона, примененного для изготовления изделий.
Каждая поставляемая партия изделий должна сопровождаться документом о качестве.
В документе о качестве должны быть указаны:
наименование и адрес предприятия-изготовителя;
номер и дата выдачи документа;
наименования и марки изделий;
номер партии или изделия (при поштучной поставке);
число изделий каждой марки;
дата изготовления изделий;
проектный класс бетона по прочности и требуемая прочность бетона в проектном возрасте;
отпускная и (или) передаточная прочность бетона (нормируемая, требуемая, фактическая);
обозначение стандарта, технических условий или рабочей документации на изделие.
Приведенные положения позволяют сделать вывод, о том, что сопроводительные документы на такой товар как "камни бортовые" не содержат информацию о характеристиках материалов, использованных при его изготовлении.
Такие требования ограничивают круг участников закупки в связи со следующим:
Закон в части требований, предъявляемых при проведении электронных аукционов, не возлагает на их участников обязанность являться производителями тех материалов, которые используются при выполнении работ. Участник закупки вправе приобрести такие товары у хозяйствующих субъектов, которые в свою очередь могут являться как их производителями, так и перепродавцами.
Лицо, не являющееся изготовителем указанных товаров, ограничено в возможности получить данные сведения и как следствие сообщить их в своей заявке.
При этом, неуказание в заявке каких-либо сведений о товаре, в отношении, которых заказчиком установлены требуемые к заполнению значения, влечет безусловное отклонение такой заявки аукционной комиссией, что лишает участника закупки возможности принять участие в таком аукционе. Также требование об указании сведений о материалах, используемых при изготовлении товара, вынуждает участника заранее, на стадии подачи заявки, определить вещества, которые будут использованы производителем необходимого товара. Закон не возлагает на участников закупки обязанность приобретать товары, необходимые при выполнении работ, до подачи заявки на участие в аукционе. Подавая заявку на участие в аукционе, потенциальный участник вынужден сформировать свое предложение таким образом, чтобы оно отвечало всем требованиям и условия документации об аукционе. Таким образом, предлагая характеристики, определяемые в процессе производства, участник берет на себя риск несоблюдения данных характеристик производителем, использующим материалы с иными характеристиками, но также производящего конечный продукт в соответствии с соответствующими стандартами.
Заказчику предоставлено право самостоятельно формировать свою потребность относительно объекта закупки. Вместе с тем, реализация данного права не должна противоречить целям и принципам законодательства о контрактной системе, противоречить положениям отдельных норм Закона е, а именно: ч. 2 ст. 8 Закона, запрещающей совершение заказчиками действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению количества участников закупки, ч.1 ст.64 Закона, устанавливающей допустимость требований к содержанию заявок, и необходимость соблюдения правил описания объекта закупки.
Учитывая изложенное, установление Заказчиком требований, например, к сырью, из которого подлежит изготовлению товар, является нарушением ч. 1 ст. 64 Закона.
При принятии указанного решения Ростовское УФАС России учитывало правовую позицию изложенную в судебных делах NN А40-17068/2014, А17-394/2015, а также решении ФАС России N К-94/15 от 04.02.2015 г.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тацинском ДСУ" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 1 ст. 64 Закона.
3. Выдать Заказчику, комиссии Заказчика, Уполномоченному органу предписание об аннулировании торгов.
4. Электронной торговой площадке обеспечить возможность Заказчику, комиссии Заказчика исполнения выданного предписания.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок К.А. Коренченко
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок А.Д. Кравцов
А.С. Филатова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 24 августа 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2015