Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 27 июля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова, |
по итогам рассмотрения жалобы ООО "НовоСтрой" на действия комиссии Заказчика - Администрации Мартыновского района Ростовской области при проведении электронного аукциона N 0158300002215000050 "На право заключения муниципального контракта на приобретение модульного детского сада, с производственно-хозяйственным и инженерным оборудованием и производственно-хозяйственным инвентарем на 80 мест для МБДОУ д/с"Сказка" сл.Большая Орловка" (далее - аукцион) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заявителя (Перепелица Е.В.), Заказчика (Тюрева Л.Н., Пасечная О.Г.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика.
По мнению Заявителя, его заявка на участие соответствует требованиям документации и Закона; отказ в допуске к участию в аукционе неправомерен.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Заказчик указал, что комиссия Заказчика при рассмотрении заявок, поступивших на участие в аукционе, руководствовалась документацией об аукционе.
Заявка Заявителя не соответствует требованиям документации, ввиду чего отклонена от участия в торгах.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
26.06.2015 г. на официальном сайте закупок, электронной торговой площадке Заказчиком опубликовано извещение о проведении электронного аукциона.
В указанное извещение внесены изменения.
Согласно извещению начальная (максимальная) цена контракта составляет 24 000 000.00 рублей.
1) В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
Подавая заявку на участие в закупке, потенциальный участник вынужден сформировать свое предложение таким образом, чтобы оно отвечало всем требованиям и условиям аукционной документации.
Зачастую формирование "предложения" зависит от восприятия хозяйствующими субъектами - участниками торгов Инструкции по заполнению заявок, а допуск заявки к участию в торгах - в том числе, от восприятия данной Инструкции комиссией Заказчика, комиссией контролирующего органа.
Согласно п. 17. 2 документации "в главе 3 "Описание объекта закупки" заказчиком установлены требования к техническим и качественным характеристикам товаров (материалов), входящих в комплект поставки".
Глава N 3 содержит, в том числе, "Описание основных конструктивных элементов модульного детского сада".
Данный раздел содержит, в том числе, позицию 18:
Участник N 1 (Заявитель) в составе первой части заявки предложение в отношении позиции 18 дал следующим образом: "радиаторы: 10-секционные- 2 шт.".
Аналогичным образом предложение заявлено участником N 4.
Заявитель указал, что при формировании предложения учитывал положения п. 17. 2 документации: "знаки "," и ";", а также союз "и" означает перечисление всех необходимых заказчику значений (характеристик) товара. Исключением является случай, если в описании параметров эквивалентности присутствует обобщающее слово или фраза, после которого (-ой) стоит знак ":" и значения параметра эквивалентности разделены точкой с запятой (;) (в том числе в форме таблицы). В этом случае участник должен выбрать одно значение (характеристику) товара (материала)".
Заказчик указал, что по позиции 18 отсутствует указание на товарный знак, соответственно, отсутствуют значения эквивалентности, а следовательно, знаки "," и ";" необходимо воспринимать как перечисление всех требуемых Заказчику значений (характеристик) товара.
Доводы Заявителя, комиссии Заказчика, Заказчика сводятся к трактовке Инструкции по заполнению заявки.
Из положений документации однозначно не следует, что участник должен выбрать один конкретный тип радиатора либо указать все указанные виды. Данное обстоятельство, в свою очередь, не позволяет определить конкретную потребность Заказчика и сформировать соответствующее предложение.
Положения Инструкции противоречивы и изложены некорректно.
Установление противоречивых требований не только ввело в заблуждение потенциальных участников закупки, но и послужило основанием для отказа в допуске к участию в аукционе по причине формального несоответствия заявки установленным требованиям.
Учитывая фактические обстоятельства дела, документация Заказчика в части установления правил составления заявки - Инструкции по заполнению заявки не позволяет сделать однозначный вывод о потребности Заказчика и, следовательно, адекватно сформировать предложение участникам закупки.
Заказчиком нарушена ч. 1 ч. 64 Закона.
Неправомерные действия Заказчика в части формирования требований по заполнению заявок на участие в аукционе привели к отказу Заявителю в допуске к участию в аукционе, ввиду подачи заявки несоответствующей требованиям Заказчика.
Решение комиссии Заказчика отражено в протоколе рассмотрения первых частей заявок от 17.07.2015 г.
2) Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона не допускается включение в документацию о закупке требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Также, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер;
при составлении описания объекта закупки, если это возможно, должны использоваться стандартные показатели, требования, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством о техническом регулировании.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.3 ч.3 ст.66 Закона при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, заявка на участие в аукционе, помимо прочего, должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Из совокупного анализа приведенных норм следует, что устанавливая в документации о закупке требования к товарам, используемым при выполнении работ (минимальные значения, максимальные значения, значения, которые не могут изменяться, подлежащие конкретизации), заказчик, тем самым, определяет перечень сведений о товаре, которые должны быть указаны в составе заявке на участие в аукционе, иными словами - содержание заявки.
Часть 6 статьи 66 Закона устанавливает запрет на требования от участников закупки документов и сведений, непредусмотренных ч.ч. 3,5 ст.66 Закона о контрактной системе.
Пункт 2 части 1 статьи 64 Закона также предусматривает запрет на установление требований к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников.
Данные требования направлены на достижение целей законодательства о контрактной системе, а именно: повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, а также соблюдение принципов на которых основывается контрактная система (открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок).
Следовательно, требования документации об аукционе к товарам, используемым при выполнении работ, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия.
Применительно к товарам, используемым при выполнении работ, соблюдением правил описания объекта закупки является установление требований к товарам в соответствии с государственными стандартами, распространяющимися на данные товары.
Вместе с тем, устанавливая требования к материалам из которых изготавливается товар, используемый при выполнении работ, заказчик нарушает правила описания объекта закупки, запрашивает сведения, непредусмотренные ст.66 Закона о контрактной системе, создает преимущества производителям таких товаров.
Согласно главе N 3 - описание объекта закупки Заказчику к поставке необходим, в том числе, трап чугунный.
Заказчиком установлены, наряду с прочим, следующие требования к данному товару: "трапы должны отливаться из серого чугуна марок СЧ10 или СЧ15, с временным сопротивлением при растяжении, МПа, не менее 100".
ГОСТ 1811-97 "Трапы для систем канализации зданий. Технические условия" распространяется на чугунные и пластмассовые трапы, предназначенные для приема и отведения в канализационную сеть сточных вод с поверхности пола, устанавливаемые в жилых, общественных и производственных зданиях.
Согласно указанного ГОСТа чугунные трапы должны отливаться из серого чугуна марок СЧ10 и СЧ15 по ГОСТ 1412.
ГОСТ 1412-85 (СТ СЭВ 4560-84) "Чугун с пластинчатым графитом для отливок. Марки" распространяется на чугун с пластинчатым графитом для отливок и устанавливает его марки, определяемые на основе временного сопротивления чугуна при растяжении.
Согласно п. 2.1 ГОСТа временное сопротивление при растяжении чугуна в литом состоянии или после термической обработки должно соответствовать указанному в таблице:
------------------------------------------------------------------ Марка чугуна | Марка чугуна по | Временное сопротивление | СЕ СЭВ 4560-84 | при растяжении сигма , | | в | | МПа (кгс/мм2), не менее -------------------+-------------------+-------------------------- СЧ10 | 31110 | 100 (10) СЧ15 | 31115 | 150 (15) СЧ18 | - | 180 (18) СЧ20 | 31120 | 200 (20) СЧ21 | - | 210 (21) СЧ24 | - | 240 (24) СЧ25 | 31125 | 250 (25) СЧ30 | 31130 | 300 (30) СЧ35 | 31135 | 350 (35)
Примечание. Допускается превышение минимального значения временного сопротивления при растяжении не более чем на 100 МПа, если в нормативно-технической документации на отливки нет других ограничений.
Временное сопротивление при растяжении чугуна марки СЧ10 определяется по требованию потребителя.
Как видно, одновременно с требованиями к трапу Заказчик предъявляет требования к материалам, которые используются при его изготовлении, а именно: чугуну.
ГОСТ 1811-97 не предъявляет таких требований к трапу. Данная характеристика материала, не характеризует трап, подлежащий использованию при выполнении работ.
Следовательно, требование таких сведений не предусмотрено ст. 66 Закона, в том числе, ч. 3 ст. 66 Закона, согласно которой заявка должна содержать конкретные показатели используемого товара.
Кроме того, такие требования, ограничивают круг участников закупки в связи со следующим:
Закон, в части требований, предъявляемых при проведении электронных аукционов, не возлагает на их участников обязанность являться производителями тех материалов, которые используются при выполнении работ. Следовательно, участник закупки вправе приобрести такие товары у хозяйствующих субъектов, которые в свою очередь могут являться как их производителями, так и перепродавцами.
Согласно п.2 ст.456 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Согласно ГОСТу 1811-97 трапы, отгружаемые потребителю в одной транспортной единице по одному сопроводительному документу, должны сопровождаться паспортом и инструкцией по эксплуатации. В паспорте должны быть указаны: наименование предприятия-изготовителя, его товарный знак и адрес; условное обозначение трапа; комплектность; гарантия предприятия-изготовителя; дата выпуска или отгрузки; штамп ОТК. Допускается совмещать паспорт с инструкцией по монтажу и эксплуатации. На наружной поверхности трапа должны быть указаны: товарный знак предприятия-изготовителя или его наименование; месяц и год изготовления трапа.
Таким образом, приведенные положения позволяют сделать вывод, о том, что сопроводительные документы на такой товар как "трапы чугунные" не содержат информацию о характеристиках материалов, использованных при его изготовлении.
Лицо, не являющееся изготовителем указанных товаров, ограничено в возможности получить данные сведения и как следствие сообщить их в своей заявке.
При этом, неуказание в заявке каких-либо сведений о товаре, в отношении, которых заказчиком установлены требуемые к заполнению значения, влечет безусловное отклонение такой заявки аукционной комиссией, что лишает участника закупки возможности принять участие в таком аукционе. Также требование об указании сведений о материалах, используемых при изготовлении товара, вынуждает участника заранее, на стадии подачи заявки, определить вещества, которые будут использованы производителем необходимого товара. Закон не возлагает на участников закупки обязанность приобретать товары, необходимые при выполнении работ, до подачи заявки на участие в аукционе. Подавая заявку на участие в аукционе, потенциальный участник вынужден сформировать свое предложение таким образом, чтобы оно отвечало всем требованиям и условия документации об аукционе. Таким образом, предлагая характеристики, определяемые в процессе производства, участник берет на себя риск несоблюдения данных характеристик производителем, использующим материалы с иными характеристиками, но также производящего конечный продукт в соответствии с соответствующими стандартами.
Заказчику предоставлено право самостоятельно формировать свою потребность относительно объекта закупки. Вместе с тем, реализация данного права не должна противоречить целям и принципам законодательства о контрактной системе, противоречить положениям отдельных норм Закона е, а именно: ч. 2 ст. 8 Закона, запрещающей совершение заказчиками действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению количества участников закупки, ч.1 ст.64 Закона, устанавливающей допустимость требований к содержанию заявок, и необходимость соблюдения правил описания объекта закупки.
Учитывая изложенное, установление Заказчиком требований, например, к чугуну, из которого подлежит изготовлению трап, является нарушением ч. 1 ст. 64 Закона.
При принятии указанного решения Ростовское УФАС России учитывало правовую позицию изложенную в судебных делах NN А40-170688/2014, А40-170682/2014, А40-170685/2014, А17-394/2015, а также решении ФАС России N К-94/15 от 04.02.2015 г.
3) Согласно главе N 3 - описание объекта закупки Заказчику к поставке необходим, в том числе, оконный блок.
Заказчиком установлены, наряду с прочим, следующие требования к данному товару: "с однокамерным стеклопакетом, со стеклом толщиной 4 мм., номинальная толщина стеклопакета 24 мм., ширина профиля не менее 60 мм., ширина герметизирующего слоя стеклопакетов должна быть не более 16 мм., профиль должен иметь не менее трех камер".
Согласно п. 5.2 проекта контракта "поставщик гарантирует, что качество Товара полностью соответствует требованиям нормативно-технической документации (стандартам, техническим условиям, сертификатам качества, утвержденным в установленном порядке для данного вида Товара), поставленный Товара соответствует требованиям, изложенным в Контракте и установленным в Техническом задании".
ГОСТ 31462-2011 "Межгосударственный стандарт. Блоки оконные защитные. Общие технические условия", ГОСТ 23166-99 "Блоки оконные. Общие технические условия", ГОСТ 30674-99 "Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия", иные ГОСТы в отношении указанного товара не содержат такого показателя (термина) как "ширина герметизирующего слоя стеклопакетов должна быть не более 16 мм.".
Данные ГОСТы содержат самостоятельные понятия "первичный герметический слой", "вторичный герметический слой", "внутренний герметический слой", "наружный герметический слой", а также значения глубины, толщины в отношении указанных слоев.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать, в частности, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Обоснование необходимости использования показателей, требований, терминологии, не предусмотренных ГОСТами, в документации отсутствует.
На заседании Комиссии Ростовского УФАС России, а также в письменных пояснениях, Заказчик указал, что предлагаемые к поставке товары могут не соответствовать ГОСТам. Такого требования к товарам Заказчик не предъявляет.
Довод Заказчика опровергается фактическими обстоятельствами (п. 5. 2 проекта контракта).
Учитывая изложенное, Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 64 Закона в части использования нестандартных показателей, терминологии и отсутствия обоснования необходимости их использования.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НовоСтрой" необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 1 ст. 64 Закона.
3. Выдать Заказчику, комиссии Заказчика обязательное к исполнению предписание об аннулировании закупки.
4. Электронной торговой площадке обеспечить Заказчику, комиссии Организации, осуществляющей закупку, комиссии Заказчика возможность исполнения выданного предписания.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 27 июля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2015