Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 27 августа 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
К.А. Коренченко |
Члены Комиссии: |
А.Д. Кравцов Ю.В. Моргунова, |
по итогам рассмотрения жалобы ООО проектно-строительная компания "Гидрострой" (далее - Заявитель) на действия комиссии Заказчика - Отдела образования Администрации Верхнедонского района Ростовской области при проведении электронного аукциона N 0358300027615000009 "выполнение строительно-монтажных работ: "Строительство детского сада на 80 мест в ст. Казанская Верхнедонского района Ростовской области" (далее - аукцион) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Савченко А.С.), Заявителя (Колесников А.А.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика. В обоснование неправомерности действий комиссии Заказчика Заявитель указывает на нарушения законодательства, содержащиеся в документации.
Заявитель также указывает, что протокол содержит недостоверные сведения относительно победителя торгов (наименования победителя). Кроме того, в протоколе отсутствует информация о признании торгов несостоявшимися.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Заказчик указал, что заявка не соответствует требованиям Закона и документации, ввиду чего Заявителю отказано в допуске к участию в аукционе.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
09.07.2015 г. на официальном сайте закупок Заказчиком опубликовано извещение о проведении конкурса.
В указанное извещение внесены изменения.
Согласно извещению в редакции от 24.07.2015 г. начальная (максимальная) цена контракта составляет 67 614 500.00 рублей.
1) Согласно ч. 3 ст. 66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать информацию: конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Достоверно установлено, что в заявке Заявителя по позиции "камни бортовые" (п.п. 87, 89) отсутствуют единицы измерения габаритных размеров товара.
Вместе с тем, согласно документации "показатели температуры указаны заказчиком в градусах Цельсия, показатели размеров в мм, если технической частью документации и государственными стандартами для данного показателя не предусмотрено иное. В случае отсутствия в технической части указания на единицы измерения показателей (либо наличия технических опечаток в единицах измерения показателей) читать их в соответствии с нормами действующих стандартов. В случае отсутствия в технической части указания на единицы измерения показателей читать их в соответствии с нормами действующих стандартов".
При таких обстоятельствах, заявка Заявителя по указанным позициям не соответствует требованиям документации.
Установлено, что в заявке Заявителя не дано конкретное предложение по позиции "унитаз фарфоровый" (п. 69).
В частности, указаны следующие характеристик товара: "водопоглащение фарфоровых изделий", "водопоглащение фаянсовых изделий", "водопоглащение полуфарфоровых изделий". Заявитель указывает о поставке товара фарфорового, однако указывает характеристики, присущие, в том числе, фаянсовым и полуфарфоровым товарам.
При таких обстоятельствах, заявка Заявителя по указанной позиции не содержит конкретного предложения о предлагаемом к поставке товаре.
Учитывая положения ст. ст. 64, 66, 67 Закона, комиссией Заказчика принято правомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в торгах.
Решение комиссии Заказчика отражено в протоколе рассмотрения первых частей заявок от 11.08.2015 г.
Основания, послужившие причинами для отказа Заявителю в допуске к участию в аукционе, и описанные в настоящем решении, приведены в качестве примера. Полный перечень оснований указан в протоколе от 10.08.2015 г.
2) Рассмотрение доводов жалобы в части обжалования документации об аукционе Ростовским УФАС России не проводится, поскольку согласно ч. 3 ст. 105 Закона жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
Срок окончания подачи заявок согласно извещению 10.08.2015 10:00; жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган 21.08.2015 г.
3) Согласно ч. 6 ст. 67 Закона по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч. 8 ст. 67 Закона в случае, если по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником, такой аукцион признается несостоявшимся. В протокол, указанный в части 6 настоящей статьи, вносится информация о признании такого аукциона несостоявшимся.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 10.08.2015 г. только один участник закупки, подавший заявку на участие в аукционе, признан его участником.
Указание о том, что аукцион признан несостоявшимся в протоколе отсутствует.
Комиссией Заказчика нарушила ч. 8 ст. 67 Закона.
4) Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки от 12.08.2015 г. (протоколу подведения итогов аукциона) победителем торгов признано ООО "ДонСтройКомплект".
Данная информация размещена на сайте закупок и доступна для ознакомления:
Вместе с тем, в прикрепленном файле протокола от 12.08.2015 г. содержится указание о признании победителем ООО "ДонСтроКомплект".
Заказчик в качестве пояснений указал о том, что в протоколе допущена опечатка: указано "ДонСтроКомплект" вместо "ДонСтройКомплект".
Сведения, приведенные в сканированной версии протокола от 12.08.015 г., не нарушают и не могут нарушить права и интересы в сфере предпринимательской деятельности Заявителя.
В совокупности представленной информации, Ростовское УФАС России не соглашается с доводом Заявителя о нарушении норма Закона в данной части.
5) Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона не допускается включение в документацию о закупке требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Также, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер;
при составлении описания объекта закупки, если это возможно, должны использоваться стандартные показатели, требования, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством о техническом регулировании.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.3 ч.3 ст.66 Закона при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, заявка на участие в аукционе, помимо прочего, должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Из совокупного анализа приведенных норм следует, что устанавливая в документации о закупке требования к товарам, используемым при выполнении работ (минимальные значения, максимальные значения, значения, которые не могут изменяться, подлежащие конкретизации), заказчик, тем самым, определяет перечень сведений о товаре, которые должны быть указаны в составе заявке на участие в аукционе, иными словами - содержание заявки.
Часть 6 статьи 66 Закона устанавливает запрет на требования от участников закупки документов и сведений, непредусмотренных ч.ч. 3,5 ст.66 Закона о контрактной системе.
Пункт 2 части 1 статьи 64 Закона также предусматривает запрет на установление требований к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников.
Данные требования направлены на достижение целей законодательства о контрактной системе, а именно: повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, а также соблюдение принципов на которых основывается контрактная система (открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок).
Следовательно, требования документации об аукционе к товарам, используемым при выполнении работ, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия.
Применительно к товарам, используемым при выполнении работ, соблюдением правил описания объекта закупки является установление требований к товарам в соответствии с государственными стандартами, распространяющимися на данные товары.
Вместе с тем, устанавливая требования к материалам из которых изготавливается товар, используемый при выполнении работ, заказчик нарушает правила описания объекта закупки, запрашивает сведения, непредусмотренные ст.66 Закона о контрактной системе, создает преимущества производителям таких товаров.
Согласно Описанию объекта закупки Заказчику к поставке/использованию необходим, в том числе, бетон тяжелый:
Как видно, одновременно с требованиями к бетону Заказчик предъявляет требования к материалам, которые используются при его изготовлении, например, песку.
ГОСТ 26633-2012 "Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" распространяется на тяжелые и мелкозернистые бетоны на цементных вяжущих, применяемые во всех областях строительства, и устанавливает технические требования к бетонам, правила их приемки, методы испытаний" не предъявляет таких требований к бетону. Подобные (развернутые) характеристики материала (сырья) не характеризует бетон, подлежащий использованию при выполнении работ. Следовательно, требование таких сведений не предусмотрено ст. 66 Закона, в том числе, ч. 3 ст. 66 Закона, согласно которой заявка должна содержать конкретные показатели используемого товара.
Кроме того, такие требования, ограничивают круг участников закупки в связи со следующим:
Закон, в части требований, предъявляемых при проведении электронных аукционов, не возлагает на их участников обязанность являться производителями тех материалов, которые используются при выполнении работ. Следовательно, участник закупки вправе приобрести такие товары у хозяйствующих субъектов, которые в свою очередь могут являться как их производителями, так и перепродавцами.
Согласно п.2 ст.456 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Бетонные смеси принимают партиями. Каждая партия бетонной смеси должна иметь документ о качестве. Документ о качестве предоставляют на каждую загрузку бетонной смеси заданного качества и загрузку бетонной смеси заданного состава.
Согласно ГОСТу 26633-2012, ГОСТу 7473-2010 (EN 206-1:2000) "Межгосударственный стандарт. Смеси бетонные. Технические условия" сопроводительные документы на такой товар как "бетон" не содержат информацию о характеристиках материалов, использованных при его изготовлении и указанных в документации.
Лицо, не являющееся изготовителем указанных товаров, ограничено в возможности получить данные сведения и как следствие сообщить их в своей заявке.
При этом, неуказание в заявке каких-либо сведений о товаре, в отношении, которых заказчиком установлены требуемые к заполнению значения, влечет безусловное отклонение такой заявки аукционной комиссией, что лишает участника закупки возможности принять участие в таком аукционе. Также требование об указании сведений о материалах, используемых при изготовлении товара, вынуждает участника заранее, на стадии подачи заявки, определить вещества, которые будут использованы производителем необходимого товара. Закон не возлагает на участников закупки обязанность приобретать товары, необходимые при выполнении работ, до подачи заявки на участие в аукционе. Подавая заявку на участие в аукционе, потенциальный участник вынужден сформировать свое предложение таким образом, чтобы оно отвечало всем требованиям и условия документации об аукционе. Таким образом, предлагая характеристики, определяемые в процессе производства, участник берет на себя риск несоблюдения данных характеристик производителем, использующим материалы с иными характеристиками, но также производящего конечный продукт в соответствии с соответствующими стандартами.
Заказчику предоставлено право самостоятельно формировать свою потребность относительно объекта закупки. Вместе с тем, реализация данного права не должна противоречить целям и принципам законодательства о контрактной системе, противоречить положениям отдельных норм Закона е, а именно: ч. 2 ст. 8 Закона, запрещающей совершение заказчиками действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению количества участников закупки, ч.1 ст.64 Закона, устанавливающей допустимость требований к содержанию заявок, и необходимость соблюдения правил описания объекта закупки.
Учитывая изложенное, установление Заказчиком требований, например, к сырью, из которого подлежит изготовлению сам товар, является нарушением ч. 1 ст. 64 Закона.
При принятии указанного решения Ростовское УФАС России учитывало правовую позицию изложенную в судебных делах NN А40-170688/2014, А40-170682/2014, А40-170685/2014, А17-394/2015, а также решении ФАС России N К-94/15 от 04.02.2015 г.
6) Выявленные нарушения Закона не повлияли на результаты торгов.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО проектно-строительная компания "Гидрострой" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 1 ст. 64 Закона.
3. Признать комиссию Заказчика нарушившей ч. 8 ст. 67 Закона.
4. Заказчику, комиссии Заказчика предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение законодательства не повлияло на результаты торгов.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок К.А. Коренченко
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок А.Д. Кравцов
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 27 августа 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2015