Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 31 июля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
А.С. Грачева Ю.В. Моргунова |
по итогам рассмотрения жалобы ООО "НовоСтрой" на действия Заказчика - Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 1 "Ромашка" при проведении электронного аукциона N 0358300248615000016 "Приобретение модульного детского сада на 80 мест" (далее - аукцион) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Кошельникова Э.В.), Заявителя (Филимонова Е.Ю.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
По мнению Заявителя, объект закупки описан не объективно.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Заказчик указал, что при подготовке документации об аукционе учтены требования законодательства.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
22.06.2015 г. на официальном сайте закупок, электронной торговой площадке Заказчиком опубликовано извещение о проведении электронного аукциона.
В указанное извещение внесены изменения.
Согласно извещению в редакции от 08.07.2015 г. начальная (максимальная) цена контракта составляет 24 000 000.00 рублей.
1) Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона предусматривает, что заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Часть 2 статьи 33 Закона предусматривает, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Исходя из буквального толкования вышеприведенных положений статьи 33 Закона следует, что при формировании технического задания Заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Вместе с тем, заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом излагать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Ростовским УФАС России установлено:
Заказчиком закупается модульный детский сад. При этом, Заказчиком установлены подробные требования к таким товарам как плитка керамическая, грунтовка, трубы, плиты изоляционные, линолеум, профиль стальной, фанера общего назначения, замок врезной, профиль оконный и т.д.
Антимонопольный орган полагает, что с учетом предмета торгов в технической документации отсутствует необходимость описывать требования к перечисленным (и иным) товарам на 25 листах, в том числе, делать это в формате PDF, исключающем возможность поиска и редактирования текста, с использованием чертежей, требующих указания конкретных показателей, устанавливая, при этом, требования к твердости глазури по Моосу (плитка керамическая), твердости пленки по маятниковому прибору М-3 (грунтовка), массовой доли нелетучих веществ (грунтовка), коэффициенту пароприницаемости (ленте самоклеющейся), прочности полимерного покрытия на лицевой стороне проката при растяжении по Эриксену (водоотлив), температуре размягчения поливинилхлоридных профилей по Вика (блок дверной) и т.д., учитывая, что согласно документации не требовалось изготовление товаров, отличных от стандартных, а требовалась их закупка.
В случае, если Заказчику требовался товар по некоторым показателям отличный от стандартного, то Заказчик во исполнение ст. ст. 64, 33 Закона вправе указать только такие нестандартные показатели, не загромождая техническую документацию излишней информацией, во избежание трудности ее восприятия и воспроизведения участниками торгов.
На основании изложенного, объект закупки изложен Заказчиком не объективно.
2) Согласно Техническому заданию Заказчику к использованию/поставке необходима, в том числе, фанера:
Согласно Инструкции "знак "/" должен читаться, как "или", кроме случаев, когда соответствующее использование знака "/" предусмотрено действующими стандартами в обозначении показателей, их значений, характеристик, а также случаев, когда знак "/" используется для записи единиц измерения и обыкновенных дробей".
ГОСТ 3916.1-96 "Фанера общего назначения с наружными слоями из шпона лиственных пород. Технические условия" распространяется на фанеру общего назначения с наружными слоями из шпона лиственных пород древесины.
Фанеру подразделяют в зависимости от внешнего вида поверхности на сорта, по степени водостойкости клеевого соединения на марки, по степени обработки поверхности на шлифованную и нешлифованную.
По внешнему виду фанеру подразделяют на сорта в зависимости от комбинации сортности наружных слоев: E, I, II, III, IV.
Аналогичную классификацию имеет сорт шпона наружных слоев фанеры.
Сочетание сортов шпона наружных слоев указано в ГОСТ 30427.
ГОСТ 3916.2-96 "Межгосударственный стандарт. Фанера общего назначения с наружными слоями из шпона хвойных пород. Технические условия" распространяется на фанеру общего назначения с наружными слоями из шпона хвойных пород древесины.
Фанеру подразделяют в зависимости от внешнего вида поверхности на сорта, по степени водостойкости клеевого соединения на марки, по степени обработки поверхности на шлифованную и нешлифованную.
По внешнему виду фанеру подразделяют на сорта в зависимости от комбинации сортности наружных слоев: , , , , .
Аналогичную классификацию имеет сорт шпона наружных слоев фанеры.
Сочетание сортов шпона наружных слоев указано в ГОСТ 30427.
ГОСТ 30427-96 "Фанера общего назначения. Общие правила классификации по внешнему виду" распространяется на фанеру общего назначения из лущеного шпона и устанавливает общие требования к качеству ее поверхности.
Фанеру в зависимости от внешнего вида наружных слоев шпона подразделяют на пять сортов: Е (элита), I, II, III, IV - для лиственных пород; Ex (элита), Ix, IIx, IIIx, IVx - для хвойных пород.
Рекомендуемое направление использования сортов шпона наружных поверхностей фанеры общего назначения указано в Приложении А:
/-------------------------------------------------------------------------\ | Сорт | Направление использования | |------------+------------------------------------------------------------| | E, Ex | Для лицевых поверхностей изделий под прозрачную отделку | |------------+------------------------------------------------------------| | I, Ix | Для лицевых поверхностей изделий под прозрачную отделку | |------------+------------------------------------------------------------| | II, IIx | Для поверхностей изделий различного назначения под все виды| | |отделки | |------------+------------------------------------------------------------| | III, IIIx | Для поверхностей изделий преимущественно конструкционного | | |назначения под непрозрачную отделку | |------------+------------------------------------------------------------| | IV, IVx | Без предъявления требований к внешнему виду изделий | \-------------------------------------------------------------------------/
Как видно наружные слои шпона определяются единственной величиной; какое-либо указание на дроби в ГОСТах отсутствует.
При таких обстоятельствах требование Заказчика, например, "сочетание сортов шпона не ниже IV/IV" не объективно. Данное обстоятельство исключает необходимость применения знака "/" при описании требований к наружным слоям шпона.
Участниками закупки по данной позиции предложения даны различным образом: Ix, IV/IV,IIIx/IIIx (в порядке возрастания присвоенных участникам номеров). При этом, участники NN 2, 3 допущены к торгам согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 30.06.2015 г.
Сопоставление содержания аукционной документации в части технического задания с результатами аукциона на предмет последствий, указывает, что необъективное изложение аукционной документации, в частности, требований к товарам, привело к неоднозначному пониманию потребности Заказчика.
3) Заказчику к поставке необходим, в том числе, "оконный блок из поливинилхлоридных профилей. К данному товару установлено требование: "класс звукоизоляции оконного блока".
Согласно ГОСТу 30674-99 "класс звукоизоляции, не ниже Д" установлен исключительно для изделий с трехкамерными профилями.
Согласно ГОСТу по вариантам конструктивного исполнения ПВХ-профилей оконные блоки подразделяют на изделия с одно-, двух-, трех-, четырех- и более камерными профилями.
Заказчик закупает оконные блоки с одно-двухкамерными профилями что следует из Технического задания документации.
ГОСТ 30674-99 "Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия" устанавливает, что звукоизоляция определяется по ГОСТ 26602.3.
Согласно Приказу Росстандарта от 29.11.2012 N 1383-ст применение на территории Российской Федерации ГОСТ 26602.3-99 "Блоки оконные и дверные. Метод определения звукоизоляции" с 1 декабря 2013 г. отменено в связи с утверждением и введением в действие следующих стандартов (для добровольного применения): ГОСТ Р ИСО 10140-1-2012 "Акустика. Лабораторные измерения звукоизоляции элементов зданий. Часть 1. Правила испытаний строительных изделий определенного вида", идентичный международному стандарту ИСО 10140-1:2010 "Акустика. Лабораторные измерения звукоизоляции элементов зданий. Часть 1. Правила испытаний изделий определенного вида"; ГОСТ Р ИСО 10140-2-2012 "Акустика. Лабораторные измерения звукоизоляции элементов зданий. Часть 2. Измерение звукоизоляции воздушного шума", идентичный международному стандарту ИСО 10140-2:2010 "Акустика. Лабораторные измерения звукоизоляции элементов зданий. Часть 2. Измерение звукоизоляции воздушного шума"; ГОСТ Р ИСО 10140-3-2012 "Акустика. Лабораторные измерения звукоизоляции элементов зданий. Часть 3. Измерение звукоизоляции ударного шума", идентичный международному стандарту ИСО 10140-3:2010 "Акустика. Лабораторные измерения звукоизоляции элементов зданий. Часть 3. Измерение звукоизоляции ударного шума"; ГОСТ Р ИСО 10140-4-2012 "Акустика. Лабораторные измерения звукоизоляции элементов зданий. Часть 4. Методы и условия измерений", идентичный международному стандарту ИСО 10140-4:2010 "Акустика. Лабораторные измерения звукоизоляции элементов зданий. Часть 4. Методы и условия измерений"; ГОСТ Р ИСО 10140-5-2012 "Акустика. Лабораторные измерения звукоизоляции элементов зданий. Часть 5. Требования к испытательным установкам и оборудованию", идентичный международному стандарту ИСО 10140-5:2010 "Акустика. Лабораторные измерения звукоизоляции элементов зданий. Часть 5. Требования к испытательным установкам и оборудованию".
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об аукционе должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 настоящего закона. Частью 1 ст.33 Закона предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона не допускается включение в документацию о закупке требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Также, п.1 ч.1 ст.33 Закона установлено, при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер;
при составлении описания объекта закупки, если это возможно, должны использоваться стандартные показатели, требования, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством о техническом регулировании.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.3 ч.3 ст.66 Закона при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, заявка на участие в аукционе, помимо прочего, должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Из совокупного анализа приведенных норм следует, что устанавливая в документации о закупке требования к товарам, используемым при выполнении работ (минимальные значения, максимальные значения, значения, которые не могут изменяться, подлежащие конкретизации), заказчик, тем самым, определяет перечень сведений о товаре, которые должны быть указаны в составе заявке на участие в аукционе, иными словами - содержание заявки.
Часть 6 статьи 66 Закона устанавливает запрет на требования от участников закупки документов и сведений, непредусмотренных ч.ч. 3,5 ст.66 Закона о контрактной системе.
Пункт 2 части 1 статьи 64 Закона также предусматривает запрет на установление требований к содержанию заявок, которые ограничивают круг участников.
Данные требования направлены на достижение целей законодательства о контрактной системе, а именно: повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, а также соблюдение принципов на которых основывается контрактная система (открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок).
Следовательно, требования документации об аукционе к товарам должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе, по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об аукционе и действующим государственным стандартам.
Как видно одновременно с требованиями к оконным блокам Заказчик предъявляет требования, которые ГОСТом 30674-99 не предусмотрены. Таким образом, такие характеристики используемых материалов, не характеризуют закупаемый товар.
Следовательно, требование таких сведений не предусмотрено ст.66 Закона.
Кроме того, такие требования, ограничивают круг участников закупки в связи со следующим:
Закон, в части требований, предъявляемых при проведении электронных аукционов, не возлагает на их участников обязанность являться производителями тех материалов, которые используются при выполнении работ. Следовательно, участник закупки вправе приобрести такие товары у хозяйствующих субъектов, которые в свою очередь могут являться как их производителями, так и перепродавцами.
Согласно п.2 ст.456 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Согласно ГОСТ 23166-99 "Блоки оконные. Общие технические условия" каждая партия изделий должна сопровождаться документом о качестве (паспортом), в котором указывают: наименование и адрес предприятия-изготовителя или его товарный знак; условное обозначение изделия; данные о сертификации изделий; номер партии (заказа); количество изделий в партии (в шт. и м2); спецификацию комплектующих деталей; дату отгрузки.
Как видно сопроводительные документы на товар не содержат информации о звукоизоляции.
Лицо, не являющееся изготовителем указанных товаров, ограничено в возможности получить данные сведения и как следствие сообщить их в своей заявке.
При этом, неуказание в заявке каких-либо сведений о товаре, в отношении, которых заказчиком установлены требуемые к заполнению значения, влечет безусловное отклонение такой заявки аукционной комиссией, что лишает участника закупки возможности принять участие в таком аукционе.
Также требование об указании оспариваемых сведений вынуждает участника заранее, на стадии подачи заявки, определить вещества, которые будут использованы производителем необходимого товара. Закон не возлагает на участников закупки обязанность приобретать товары, необходимые при выполнении работ, до подачи заявки на участие в аукционе. Подавая заявку на участие в аукционе, потенциальный участник вынужден сформировать свое предложение таким образом, чтобы оно отвечало всем требованиям и условия документации об аукционе. Таким образом, предлагая характеристики, определяемые в процессе производства, участник берет на себя риск несоблюдения данных характеристик производителем, использующим материалы с иными характеристиками, но также производящего конечный продукт в соответствии с соответствующими стандартами.
Заказчику предоставлено право самостоятельно формировать свою потребность относительно объекта закупки. Вместе с тем, реализация данного права не должна противоречить целям и принципам законодательства о контрактной системе, противоречить положениям отдельных норм Закона о контрактной системе, а именно: ч.2 ст.8 Закона, запрещающей совершение заказчиками действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению количества участников закупки, ч.1 ст.64 Закона, устанавливающей допустимость требований к содержанию заявок, и необходимость соблюдения правил описания объекта закупки.
В силу требованием ч.2 ст.70 Закона, предусматривающей, что информация о товаре, указанная в заявке участника включается в проект контракта при его заключении, характеристики товаров, указанные в заявке участника аукциона, включаются в состав рабочей документации. Следовательно, для использования какого-либо товара участник обязан подтвердить документально его соответствие сведениям ранее указанным в заявке на участие в аукционе. Учитывая, что часть сведений, подлежащих указанию в заявке, касающаяся материалов, из которых изготавливается товар, не указывается в документах о качестве товар, данное требование приведет к отказу лиц, добросовестно планирующих исполнять условия контракта, к отказу от намерений участвовать в аукционе на право заключения такого контракта. Кроме того, такое требование предоставляет заказчику неограниченные возможности отказа в принятии товаров, в отношении которых не подтверждено соответствие материалов, используемых при их изготовлении, сведениям заявки на участие в аукционе.
Исходя из изложенного, Комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу, что ранее описанные действия Заказчика, которые ограничивают круг участников, в части необходимости описания характеристик таких материалов, которые ограничивают круг участников, нарушают ч.1 ст.64 Закона.
При принятии решения Ростовское УФАС России учитывало правовую позицию, изложенную в судебных актах NN А40-170688/2014, А40-170682/2014, А40-170685/2014, а также решении ФАС России от 04.02.2015 года по делу N К-94/15.
4) Заявитель указывает, что Заказчиком установлены требования к товарам, которые могут быть известны участникам торгов только после проведения соответствующих испытаний. Данное требование ограничивает круг участников торгов.
Довод Заявителя опровергается доказательствами по делу.
В п. 17. 2 информационной карты указано, что "в случае, если участник закупки не располагает конкретным значением установленного аукционной документацией показателя ввиду того, что не имеет требуемый товар в наличии, конкретное значение такого показателя не может быть обеспечено технологией производства с предусмотренной действующими стандартами точностью и в соответствии с действующими стандартами определяется производителем по результатам испытания готовой продукции, участник закупки вправе указать в первой части своей заявки диапазон значений такого показателя, в пределах которого производителем гарантировано конкретное значение. При этом указываемый участником диапазон значений не должен выходить за пределы, установленные для такого показателя документацией об аукционе в электронной форме".
На основании изложенного, довод Заявителя необоснован.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НовоСтрой" необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 1 ст. 64 Закона.
3. Выдать Заказчику, комиссии Заказчика обязательное к исполнению предписание об аннулировании аукциона.
4. Электронной торговой площадке обеспечить Заказчику, комиссии Организации, осуществляющей закупку, комиссии Заказчика возможность исполнения выданного предписания.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок А.С. Грачева
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 31 июля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2015