Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 3 августа 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
А.С. Филатова Ю.В. Моргунова |
по итогам рассмотрения жалобы ООО "Ирбис" на действия комиссии Заказчика - Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Приморский" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Южному федеральному округу при проведении электронного аукциона N 0358100019315000062 "Выполнение работ по текущему ремонту дымовой трубы котельной ФГКУ комбинат "Приморский" Росрезерва" (далее - аукцион) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заказчика (Путухов С.С.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика.
Заявитель полагает, что его заявка на участие соответствует требованиям Закона и документации, ввиду чего комиссия необоснованно отклонила его от участия в торгах.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Отсутствие конкретных показателей товара является основание для отказа участнику торгов в допуске к участию в аукционе.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
30.06.2015 г. на официальном сайте закупок, электронной торговой площадке Заказчиком опубликовано извещение о проведении электронного аукциона.
Согласно извещению начальная (максимальная) цена контракта составляет 876 022.41 рублей.
1) Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Документация по настоящему аукциону содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых работ требованиям Заказчика (техническая документация; локальный сметный расчет).
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 10.07.2015 г. на участие в аукционе поступило 4 заявки.
Участникам NN1, 2 отказано в допуске к участию в аукционе по причине непредставления конкретных показателей товаров. В частности, участником N 1 дано только Согласие на выполнение работ, участником N 2 - Согласие и графическое изображение дымовой трубы.
Участнику N 3 отказано в допуске по причине неуказания страны происхождения предлагаемых товаров. Так, участником не указана страна в отношении кислорода, кирпича и т.д.
Комиссией Ростовского УФАС России достоверно установлено, что основания для отказа, приведенные в протоколе, соответствуют обстоятельствам дела.
Учитывая положения ст. ст. 64, 66, 67 Закона, комиссией Заказчика отказано участникам NN 1, 2, 3 в допуске к участию в аукционе правомерно.
2) Технической документацией предусмотрена поставка/использование, например, товаров:
Раствор |
Раствор готовый кладочный цементный марки 25. Водоудерживающая способность растворной смеси 90 %. Расслаиваемость свежеприготовленной смеси %. Морозостойкость циклов. Песок для приготовления раствора класса. Модуль крупности Полный остаток песка на сите с сеткой N 063: (проценты по массе). Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц % по массе. Содержание глины в комках % по массе. По удельной эффективной активности радионуклеидов песок должен относиться к первому классу. Содержание зерен крупностью св. 10 мм % по массе, зерен крупностью св. 5 мм % по массе, зерен крупностью менее 0,16 мм - % по массе. Суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов до 370 Бк/кг. Допустимое содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в песке, используемом в качестве заполнителя для бетонов и растворов, не превышает следующих значений: аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень и др.) - ммоль/л; сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3 - %, пирит в пересчете на SO3 - % по массе; слюда - % по массе; гаплоидные соединения (галит, сильвин и др.), включающие в себя водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора - % по массе; уголь - не % по массе. В качестве вяжущих материалов для приготовления раствора следует применять портландцемент по ГОСТ 10178. Портландцемент с добавками или бездобавочный марки , с массовой долей ангидрида серной кислоты % по массе. Предел прочности при изгибе в возрасте 28 суток МПа. Предел прочности при сжатии в возрасте 28 суток кгс/см2. Начало схватывания цемента мин, а конец ч от начала затворения. Содержание SO3 %. Тонкость помола цемента должна быть такой, чтобы при просеивании пробы цемента сквозь сито с сеткой N 008 по ГОСТ 6613-86 проходило не менее 85% массы просеиваемой пробы. Портландцемент может содержать активные минеральные добавки до 2 0% по массе, в том числе: доменные гранулированные и электротермофосфорные шлаки от 0 до 2 0%; осадочного происхождения, кроме глиежа от 0 до 2 0%; прочие активные добавки, включая глиеж, от 0 до 2 0%. |
Кислород |
Кислород технический газообразный. Первого или второго сорта. Объемная доля кислорода %. Объемная доля водяных паров %. Объемная доля водорода %. |
Документацией об аукционе установлено требование к участникам закупки о необходимости указания в заявках на участие конкретных значений по показателям.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона установлено, что документация об аукционе должна включать в себя требования к содержанию и составу заявок на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст.66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 3 статьи 66 Закона предусмотрены требования к содержанию первых частей заявок на участие в аукционе. Согласно п.3 ч.3 ст.66 Закона первая часть заявки на участие в аукционе, по итогам которого заключается контракт на выполнение работ с использованием товара, должна содержать, в том числе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям установленным документацией о таком аукционе.
Обязанность по установлению в документацию об аукционе показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика, а также значений таких показателей, предусмотрена ч.2 ст.33 Закона.
Из совокупного анализа приведенных норм следует, что формируя документацию об аукционе, заказчик определяет: перечень товаров, в отношении которых участнику закупки необходимо дать предложения; перечень показателей, в отношении которых участнику закупки необходимо указать конкретные значения.
Следовательно, определяя минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом, Заказчик должен учитывать ранее обозначенный запрет на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов должно исключить возможность для субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Заказчику, на стадии подготовки документации, при установлении требований к показателям товара и возложении на участников закупки обязанности по указанию конкретных значений таких показателей, необходимо учитывать следующее: отдельные значения показателей товаров представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний.
Применительно к приведенным товарам конкретные значения показателей (например, содержание зерен крупностью, содержание пылевидных частиц в песке, содержание SO3, объемная доля водяных паров, объемная доля водорода и т.д.) возможно указать только по результатам испытания готовой продукции. Следовательно, исполнить требования Закона в части указания конкретных значений применительно к данным показателям способен только участник, имеющий данный товар в наличии.
Вместе с тем, Закон не возлагает на участников закупки обязанности по приобретению товара, используемого при выполнении работ, на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
Таким образом, данное требование необоснованно ограничивает участие в аукционе лиц, не имеющих в наличии товар, требования к которому установил заказчик, а планирующих закупить такой товар в случае заключения контракта на выполнение работ.
Комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу, что установив требование к указанным показателям, возложив на участника обязанность представить в заявке конкретные значения таких показателей, Заказчик ограничил круг участников хозяйствующими субъектами, имеющими данный товар в наличии, чем нарушил п.2 ч.1 ст.64 Закона.
Кроме того, такие требования документации создают ситуацию, при которой приоритет имеет формальное заполнение заявки, ее соответствие документации, а не достоверность сведений и (или) информации, указанной в данных заявках.
Закон является универсальным, применимым для различного рода товаров, работ, услуг, ввиду чего применение той или иной нормы данного Закона должно осуществляться с учетом обычаев делового оборота, требований разумности, добросовестности, общих начал и смысла гражданского законодательства.
Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Участники закупки должны действовать добросовестно.
Установление однозначного, безальтернативного требования о необходимости указания в заявках на участие в аукционе конкретных показателей товаров, которые в силу своей физической природы (специфики), технических документов и иного, могут быть указаны в диапазоне, в частности, на стадии подачи заявок, противоречит основам гражданского законодательства.
За неуказание конкретных показателей товаров по названным позициям участникам торгов отказано не было.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ирбис" необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 1 ст. 64 Закона.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение Закона не повлияло на результаты торгов.
4. Электронной торговой площадке обеспечить Заказчику, комиссии Заказчика возможность совершения дальнейших действий в отношении указанного аукциона.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок А.С. Филатова
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 3 августа 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2015