Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 16 июля 2015 г. N 310-03-2/2015
Резолютивная часть решения оглашена 13 июля 2015 г.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N 27 от 16.04.2015г. (далее - Комиссия), в составе:<_>, при участии представителей: ГБУ РО "Рязанская областная противопожарная - спасательная служба" <_>, Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области<_>, ООО "ДЕАЛОН"<_>, рассмотрев жалобу ООО "ДЕАЛОН" (далее - Заявитель) от 02.07.2015г. N 2-4/02 (вх. от 06.07.2015г. N 2632э), на действия заказчика - ГБУ РО "Рязанская областная противопожарная - спасательная служба" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по созданию комплексной системы оповещения населения Рязанской области с поставкой оборудования (извещение N 0159200001215000713), и проведя внеплановую проверку документов,
установила:
ГБУ РО "Рязанская областная противопожарная - спасательная служба" (далее - Заказчик) была инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по созданию комплексной системы оповещения населения Рязанской области с поставкой оборудования (далее - электронный аукцион).
30 июня 2015 года извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе были размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов - www.sberbank-ast.ru. в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Уполномоченным органом является Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составила: 9 437 800 00 руб.
Заявитель считает, что заказчик не правомерно установил требование в п.3.3 подпункта 2 документации об электронном аукционе: "Все участники закупки должны в обязательном порядке иметь документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки, или копии этих документов:
- лицензия на услуги связи по предоставлению каналов связи;
- лицензия на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;
- лицензия на услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;
- лицензия на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.
- лицензия на услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа.
По мнению Заявителя, установление необходимости предоставления данных лицензий является излишним.
В отзыве на жалобу, письмо от 10.07.2015г. N 597-1-11 (вх. от 10.07.2015г. N 2737) заказчик сообщил, что требование данных лицензий обусловлено следующим.
В соответствии с Законом Рязанской области от 14.09.2006 г. N 114-03 "Об утверждении областной целевой программы "Реконструкция территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Рязанской области на 2007-2010 годы" основной задачей программы является частичная реконструкция автоматизированной системы централизованного оповещения населения Рязанской области на базе современного комплекса технических средств оповещения П-166, действующих сетей радио, телевизионного и проводного вещания, каналов связи общего пользования и ведомственных сетей связи, предназначенных для обеспечения доведения сигналов и информации оповещения в установленные сроки от органов государственной власти Рязанской области до:
органов местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области;
руководящего состава и руководителей, служб обеспечения мероприятий гражданской обороны области;
оперативных дежурных служб (диспетчеров) потенциально-опасных объектов;
населения, проживающего на территории и Рязанской области, как показано в схеме организационно-технического постарения автоматизированной системы централизованного оповещения области на базе аппаратуры П-166.
Аппаратура П-166, являясь основой системы оповещения, выполнения на базе существующих информационных сетей с использованием технологий маршрутизации и отбора коммутируемых каналов связи, предполагает использование электросирен, сетей государственных и ведомственных АТС и АМТС, радиотрансляционных узлов и радиовещательных станций.
Подпрограмма 7 "Реконструкция территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения", утвержденная Постановлением Правительства Рязанской области от 29 октября 2014 г. N 317 ставит своей задачей расширение возможностей автоматизированной системы центрального оповещения населения Рязанской области, в том числе:
1.1. реконструкция автоматизированной системы централизованного оповещения населения;
1.2. создание комплексной системы оповещения населения;
В соответствии с Положением о системах оповещения населения, утвержденным приказом МЧС РФ , Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 июля 2006г. N 422/90/376 работы по реконструкции и поддерживанию технической готовности систем оповещения осуществляют организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания.
Согласно пп. 12 ст.2 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003г. N 126- ФЗ оператор связи - юридическое или физическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей.
В ходе рассмотрения дела Заказчик поддержал свое обоснование в полном объеме.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующему выводу, согласившись с обоснованием требований Заказчика о необходимости участнику обладать всеми видами лицензий, указанных в объяснении.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о ФКС - документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о ФКС.
В подпункте 2 пункта 3.3 документации об электронном аукционе: Заказчиком установлены следующие требования ко второй части заявок, а именно: "документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки, или копии этих документов.
- лицензия на услуги связи по предоставлению каналов связи;
- лицензия на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;
- лицензия на услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;
- лицензия на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя (далее - лицензия на шифрование).
- лицензия на услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа.
Согласно Разделу 13 "Технического задания" документации об электронном аукционе Заказчиком установлены требования к оказанию услуг являющимися предметом проводимой закупки.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат, в том числе следующие виды деятельности: разработка, производство,
распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Согласно пункту 12 Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (далее - Постановление N 313) в "Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств" входит: "монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств".
Указанные в п.1 ч.2 раздела 13 "Техническое задание" указанные системы оповещения должны быть оснащены криптозащитой для передачи сигнала поэтому необходимо наличие лицензии на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" в "Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи" входит:
- согласно пункту 1 "услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа";
- согласно пункту 13 "услуги связи по предоставлению каналов связи";
- согласно пункту 14 "услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации";
- согласно пункту 15 "услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации".
Заказчик при рассмотрении жалобы обосновал необходимость наличия лицензий тем, что по каждому оборудованию, указанному в Техническом задании, участник должен будет осуществить его установку и выполнить пуско-наладочные работы (раздел 13 Технического задания).
В связи с этим, выполняемые работы могут оказываться только лицами, обладающими специальным разрешением - лицензией.
Например, в локальной смете "Комплексная система оповещения населения Рязанской области":
- по Кадомскому муниципальному району в п. 13 "Программирование П166М-БУ", п. 14 "Настройка по ТУ", п.48 "Сдача объекта, контрольные и приемо - сдаточные испытания", п. 37. "Провода связи с двумя параллельно уложенными жилами".
- по Касимовскому муниципальному району в п. 13 "Программирование П166М-БУ", п. 14 "Настройка по ТУ", п.42 "Сдача объекта, контрольные и приемо - сдаточные испытания".
Кроме того, Заказчик указал, что оборудование блок управления П-166М БУ (п. 1 Технического задания) осуществляет шифрование переданной информации.
Следовательно, лицензия на шифрование так же является необходимой.
При этом Заказчик уточнил, что работы по монтажу, установке (инсталляции), наладке шифровальных (криптографических) средств, входят п.12 Постановления Правительства N313.
Комиссия согласилась с обоснованием Заказчика и предъявлением к участникам аукциона требований в соответствии с п.1 ч.1 ст. 31 Закона о ФКС в виде предоставления лицензий указанных в пп.2 п.3.3 Документации об электронном аукционе.
Заявитель не смог доказать что лицензии не требуются.
Таким образом, требования Заказчика о предоставление во второй части заявки вышеуказанных лицензий являются правомерными.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС и пунктом 3.1.2 приказа ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14 выявила следующие нарушения данного Закона, допущенные Заказчиком:
- нарушение части 5 статьи 63 (пункта 2 статьи 42) Закона о ФКС - в соответствии с данной нормой Закона о ФКС в извещении, о проведение электронного аукциона должно быть указанно место оказания услуги, а не ссылка на Техническое задание.
- нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 (части 6 статьи 66) Закона о ФКС - в соответствии с данной нормой Закона о ФКС требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей стати документов и информации, не допускается.
Заказчик в разделе 13 "Технического задания" в части 3 "Требование к подрядчику" указывает, что специалисты Подрядчика, выполняющие установку и пуско-наладку оборудования, должны иметь соответствующие свидетельства об обучении и авторизацию производителя оборудования.
Эти требования являются излишними при проведении данной процедуры определения поставщика.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
решила:
1 .Признать жалобу ООО "ДЕАЛОН" необоснованной.
2.Признать действия заказчика ГБУ РО "Рязанская областная противопожарная - спасательная служба" нарушившим часть 5 статьи 63, пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать заказчику ГБУ РО "Рязанская областная противопожарная - спасательная служба" и оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 16 июля 2015 г. N 310-03-2/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2015