Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 14 июля 2015 г. N 300/15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Тихенького О.Л.
Членов комиссии:
начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Подвысотского Д.С.
главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Солонина К.В.,
В присутствии:
от заказчика (аукционной комиссии) - Вдовиченко И.А.
от заявителя - представители, уведомленные надлежащим образом, не прибыли.
Рассмотрев жалобу ООО "ВостокМедБизнес" на действия аукционной комиссии - ГБУЗ "Анивская ЦРБ" им. В.А. Сибиркина, по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого аукциона в электронной форме по объекту: "Поставка изделий для контроля и стерилизации" (извещение N 0361300003015000061),
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России 09.07.2015 г. поступила жалоба ООО "ВостокМедБизнес" (далее - Заявитель, Общество) на действия аукционной комиссии - ГБУЗ "Анивская ЦРБ" им. В.А. Сибиркина (далее - аукционная комиссия, Заказчик), по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого аукциона в электронной форме по объекту: "Поставка изделий для контроля и стерилизации" (извещение N 0361300003015000061).
По мнению заявителей жалобы, аукционная комиссия, в нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), отклонила заявку Общества (порядковый номер N 2).
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
Кроме довода об отклонении заявки, Заявитель указывает на нарушения Закона о контрактной системе допущенные Заказчиком при формировании, а также утверждении аукционной документации.
В силу ч. 3, 4 ст. 105 Закона о контрактной системе, право у Заявителя на обжалование положений документации об электронном аукционе отсутствует, в виду подачи жалобы после окончания срока подачи заявок.
В соответствии с п.п. "а, б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 настоящего закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 указанного Закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч. 4 указанной статьи (ч. 3 ст. 67 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.
- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 указанной статьи, не допускается.
В п. 12 Информационной карты аукционной документации указаны, требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе:
- согласие участника на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) если такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией
- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в части VI "Техническая часть" настоящей документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара.
В соответствии с протоколом N 61/01рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 03.07.2015 заявке Общества N2 отказано в допуске на основании п.2 ч.4 ст.67 Федерального закона N 44-ФЗ, в связи с несоответствием информации, содержащейся в первой части заявки, требованиям аукционной документации. А именно, в наименовании товара количество штук в упаковке, предлагаемых к поставке и количество упаковок, по позициям N 16, N 17, N 18, N 19, не соответствуют значениям позиций, установленных частью VI "Техническая часть" аукционной документации.
В ходе изучения Технической части, а также соответствия ему заявки Заявителя N2 установлено, что в заявке по позициям N 16, N 17, N 18, N 19 количество штук в упаковке, предлагаемых к поставке и количество упаковок не соответствует значениям позиция в Технической части. Так, в позиции N16 Технической части количество упаковок 13, в заявке 26 соответственно. Следовательно аукционная комиссия, руководствуясь требованиями аукционной документации и Закона о контрактной системе законно отклонила заявку Заявителя N2.
Однако в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Сахалинского УФАС России выявила нарушения законодательства о контрактной системе в действиях Заказчика при формировании и утверждении аукционной документации, которые выразились в следующем.
Частями 1 и 2 статьи 8 Закона о закупках установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона: Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер, для всех участников процесса.
В пункте Технической части аукционной документации в столбце "наименование" Заказчик установил: Пакет из крафт-бумаги, "СтериТR" (115х200 мм), 100 штук. В столбце "характеристика" к данному товару, установлено требование "Пакеты из крафт-бумаги самоклеящиеся для паровой, воздушной, пароформальдегидной, этиленоксидной и радиационной стерилизации "СтериТR" легко проницаемы для соответствующих стерилизующих агентов, в закрытом виде непроницаемы для микроорганизмов, сохраняют целостность после стерилизации соответствующим методом. Соответствуют требованиям ГОСТ ISO 11607-2011, EN 868; На внешней стороне пакета нанесён индикатор 1 класса, позволяющий отличить простерилизованные изделия от нестерилизованных; Срок сохранения стерильности - 50 суток, в двойной упаковке - 60 суток. Гарантийный срок годности - 18 месяцев.". При этом в столбцах "единица измерения" и "количество" указано, что должно быть 10 уп.
Из указанного выше следует, что участнику закупки необходимо поставить товар с вышеуказанными характеристиками, при этом каждая упаковка должна содержать 100 шт. товара.
Аналогичные требования установлены Заказчиком практически в каждой позиции Технической части.
Следует учитывать, что Заказчиком в материалы дела не было представлено письменных доказательств, что под требуемый медицинский товар с требуемыми характеристиками подпадает несколько разных производителей (эквивалентный указанным характеристикам), в том числе с количеством штук в упаковке (см. выше).
На рассмотрении жалобы представитель Заказчика (аукционной комиссии) пояснил, что потребность закупки товара в количестве 100 шт. в упаковке, возникла в связи с удобным распределением и хранением товара в комнате хранения.
Таким образом, Комиссия решила, что вышеуказанный товар с требуемыми характеристиками, в том числе количественными подпадает под одного производителя.
Документация о торгах, составленная с нарушением требований Закона о закупках, может содержать условия, ограничивающие количество участников размещения заказа, путем установления непредусмотренных и запрещающих Законом о закупках требований, как к участнику закупки, так и к составу подаваемой им заявки на участие в аукционе. Установление вышеуказанных требований нарушает права и законные интересы лиц, претендующих на заключение контракта, но не имеющих возможности подать заявку на участие в аукционе с целью заключения такого контракта.
Таким образом, в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Необходимо отметить, что Заказчику, ни что не мешает осуществить закупку на поставку вышеуказанного товара (либо эквивалента) с теми же характеристиками, но при этом указать общее количество штук, без разделения на 100 шт. в упаковке. Таким образом, будет реализована потребность Заказчика в требуемом медицинском средстве без ограничения конкуренции.
Комиссия, руководствуясь частями 3, 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВостокМедБизнес" на действия аукционной комиссии - ГБУЗ "Анивская ЦРБ" им. В.А. Сибиркина, по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого аукциона в электронной форме по объекту: "Поставка изделий для контроля и стерилизации" (извещение N 0361300003015000061) необоснованной.
2. Признать действия государственного заказчика - ГБУЗ "Сахалинская областная больница" нарушившим требования ч.2 ст. 8 и п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в связи, с чем выдать заказчику обязательное для исполнения предписание, для устранения допущенных нарушений.
3. Передать должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии Д.С. Подвысотский
К.В. Солонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 14 июля 2015 г. N 300/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.07.2015