Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 31 июля 2015 г. N 333/15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Тихенького О.Л.
Членов комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Пахомовой Ю.А.
главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Солонина К.В.,
В присутствии:
от заказчика и заявителя - представители, уведомленные надлежащим образом, не прибыли.
Рассмотрев жалобы ООО "ПримСтройТрест" и ОАО "Институт "Сахалингражданпроект" на действия муниципального заказчика - Комитета по управлению муниципальной собственностью МО "Тымовский городской округ", по факту определения поставщика путем проведении открытого конкурса по объекту: "Газификация котельных и строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях". Газификация котельных Тымовского района. Котельная N15 в с. Зональное (извещение N 0161300000815000155),
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России 27.07.2015 г. поступили жалобы ООО "ПримСтройТрест" и ОАО "Институт "Сахалингражданпроект" (далее - Заявители) на действия муниципального заказчика - Комитета по управлению муниципальной собственностью МО "Тымовский городской округ" (далее также - Заказчик), по факту определения поставщика путем проведении открытого конкурса по объекту: "Газификация котельных и строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях". Газификация котельных Тымовского района. Котельная N15 в с. Зональное (извещение N 0161300000815000155).
По мнению заявителей жалоб, документация конкурса, утвержденная муниципальным заказчиком, нарушает нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
В своих жалобах Заявители указывают на то, что Заказчик включил в один лот технологически и функционально не связанные между собой работы по подготовке проектной документации и проведению инженерных изысканий, поскольку одновременное выполнение указанных работ ведет к ограничению конкуренции.
Заказчиком утверждена конкурсная документация, размещенная 01.07.2015 на официальном сайте в сети интернет http://zakupki.gov.ru.
Так в п. 7 Информационной карты конкурсной документации указано: "Объем выполняемых работ: разработка проектной и рабочей документации, в объеме, установленном техническим заданием и требованиями конкурсной документации".
Вместе с тем, в Заданиях на проектирование (Приложения к муниципальному контракту) указано следующее: в п. 7 "Очередность и этапы выполнения работ" где вторым в очереди идет - Инженерные изыскания (выдача технических предложений и рекомендаций на проведение инженерно-изыскательских работ); в п. 13 "Особые условия проектирования" - "_Инженерные изыскания выполнить в соответствии с порядком выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации_"; в п. 13 "Объемы проектирования" - "_Выполнить инженерные изыскания_".
То есть установлено, что Заказчиком указано дополнительное требование, кроме выполнения работ по разработке проектной документации, подрядчику необходимо выполнить работы по инженерным изысканиям.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В силу ч. 3 ст. 17 указанного Закона наряду с установленными ч. 1 указанной статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске (далее также - выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске) к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами. (ч. 2 ст. 47 ГрК РФ).
Согласно Перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, утвержденному приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, для работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации требуется получение разных свидетельств о допуске к работам, выданных соответствующими саморегулируемыми организациями.
Исходя из требований конкурсной документации (п. 28 Информационной карты), потенциальный участник конкурса должен иметь копию свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией на виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства со следующим видом допуска: - работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
Однако, из указанного выше следует, что потенциальный участник самостоятельно организует работу и проводит необходимые инженерные изыскания в объеме достаточном для разработки проектной документации.
То есть, потенциальному участнику необходимо выполнить инженерные изыскания для чего требуется соответствующее свидетельство СРО, о требовании которого в конкурсной документации не отражено.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что потенциальному участнику закупки нужно иметь еще и свидетельство СРО (допуск) по выполнению работ инженерных изысканий, а в случае отсутствия указанного свидетельства привлекать субподрядчиков имеющих соответствующий допуск.
Вышеуказанные обстоятельства не могут не привести к ограничению конкуренции, так как не каждая организация имеющая допуск к работам по организации подготовки проектной документации имеет допуск к работам по инженерным изысканиям.
Также необходимо отметить, что инженерные изыскания являются первоначальной самостоятельной стадией строительного проектирования, представляющей из себя перечень видов работ, целью проведения которых является дальнейшее решение вопроса о целесообразности осуществления в конкретном определенном случае строительства объекта капитального строительства, поскольку только результат инженерных изысканий может дать положительный либо отрицательный ответ о возможностях природных и технических условий для осуществления строительства объекта.
Таким образом, Комиссия считает, что при определении объекта закупки и формировании конкурсной документации заказчик должен учитывать последовательность, соответствующую определенному этапу (стадии) строительства. То есть, при подготовке строительства распределительных газопроводов, необходимо произвести инженерные изыскания как первоначальной самостоятельной стадии строительства.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что проектные работы и работы по инженерным изысканиям не могут быть признаны технологически и функционально связанными между собой. Указанные работы относятся к различным специфическим видам деятельности, и на выполнение которых необходимо иметь самостоятельный разрешительный документ.
Действия Заказчика по объединению в состав одного лота работ по разработке проектной документации и работ по проведению инженерных изысканий не соответствуют ч. 3 ст. 17 Закона "О защите конкуренции", приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения ч. 2 ст.8 Закона о контрактной системе.
Согласно требованиям пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок действий (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия, руководствуясь частями 3, 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "ПримСтройТрест" и ОАО "Институт "Сахалингражданпроект" на действия муниципального заказчика - Комитета по управлению муниципальной собственностью МО "Тымовский городской округ", по факту определения поставщика путем проведении открытого конкурса по объекту: "Газификация котельных и строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях". Газификация котельных Тымовского района. Котельная N15 в с. Зональное (извещение N 0161300000815000155) - обоснованными.
2. В действиях Заказчика при формировании документации открытого конкурса установлено нарушение требований ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, в связи с чем выдать обязательное для исполнение предписание.
3. Передать должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии Ю.А. Пахомова
К.В. Солонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 31 июля 2015 г. N 333/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2015