Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 7 августа 2015 г. N 1062-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе (далее по тексту - Комиссия):
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница N 1 город Первоуральск" ,
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области,
- заявителя в лице ООО ТД "Вертикаль",
рассмотрев жалобу ООО ТД "Вертикаль" (620024, г. Екатеринбург, Елизаветинское шоссе, д. 29, оф.109) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница N 1 город Первоуральск" (623106, г. Первоуральск, ул. Металлургов, д. 3-а), уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области (620014, г. Екатеринбург, ул. Малышева ,101) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту в здании поликлиники (литер 1А) ГБУЗ СО "ГБ N 1 г. Первоуральск" - работы по замене лифта (с демонтажными и монтажными работами по замене лифта, пусконаладочными работами и техническим освидетельствованием) по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Емлина, 22 (извещение N 0162200011815001207) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст.99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО ТД "Вертикаль" (вх. N 01-16879 от 31.07.2015г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница N 1 город Первоуральск", уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту в здании поликлиники (литер 1А) ГБУЗ СО "ГБ N 1 г. Первоуральск" - работы по замене лифта (с демонтажными и монтажными работами по замене лифта, пусконаладочными работами и техническим освидетельствованием) по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, ул. Емлина, 22 (извещение N 0162200011815001207), соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что аукционной комиссией нарушен порядок отбора участников закупки, так как заявка участника закупки ООО ТД "Вертикаль" необоснованно отклонена, положения документации об электронном аукционе (далее по тексту - аукционная документация) нарушают Закон о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
10 июля 2015г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162200011815001207 и документация об аукционе. Начальная максимальная цена контракта составила 1 810 125,90 рублей.
23 июля 2015г. аукционной комиссией была проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, по ее итогам составлен протокол, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии.
В соответствии с указанным протоколом поступило 7 заявок от участников закупки. Участники закупки, заявкам которым присвоены порядковые номера 1, 2, 3, 5, 6, 7, 10, были допущены до участия в аукционе. Участнику закупки, заявке которого присвоен порядковый номер 4, отказано в допуске к участию в аукционе.
Заявка с порядковым номером 4 участника закупки ООО ТД "Вертикаль" отклонена на основании: п. 1 ч. 4 ст. 67 N44-ФЗ от 05.04.2013г. - не предоставление информации, предусмотренной п.п. "б" п. 1 части 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно: в заявке участника отсутствует показатель "Число остановок кабины", предусмотренный Частью II "Описание объекта закупки".
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 14.1 информационной карты документации об аукционе предусмотрено требование к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, в соответствии с которым, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:
- согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью II "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, в том числе:
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара. |
Лифт N1 количество - 1 штука | ||
| ||
Область применения |
|
медицинские учреждения (больницы, поликлиники, и т.д.) |
Предназначение |
|
грузоподъемная машина, предназначенная для обеспечения вертикального перемещения людей на специальной платформе кабины лифта, которая передвигается по жестким направляющим внутри общественного здания, также допускается перевозка грузов, если общая масса пассажиров с грузом не превысит грузоподъёмности лифта |
Число остановок кабины |
шт |
7 |
В представленной первой части заявки с порядковым номером 4 участника закупки ООО ТД "Вертикаль", не содержит указания на показатель "Число остановок кабины", что не соответствует требованиям аукционной документации и инструкции по заполнению заявки.
Согласно ч.3 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Частью 4 ст. 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе комиссий было принято правомерное решение об отказе в допуске к участию в аукционе участнику закупки ООО ТД "Вертикаль" заявке которого присвоен порядковый номер 4, на основании, указанном в протоколе от 23 июля 2015г.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона и аукционной документации объектом закупки является выполнение работ по разработке рабочей документации и по строительству объекта: " Капитальный ремонт в здании поликлиники (литер 1А) ГБУЗ СО "ГБ N 1 г. Первоуральск" - работы по замене лифта (с демонтажными и монтажными работами по замене лифта, пусконаладочными работами и техническим освидетельствованием) по адресу: Свердловская область, г.Первоуральск, ул. Емлина, 22" (п.11.1 информационной карты аукционной документации).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требований к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работы, являющейся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований прямо предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу п. 1 ч. 1 ст.33 Закона о контактной системе частью II "Описание объекта закупки" аукционной документации установлено техническое задание заказчика, в соответствии с которым видами работ, подлежащих выполнению, являются, в том числе разработка проектных работ в соответствии с действующими нормативными документами и правилами, поставка лифтов и сопутствующее им оборудование: выполнить строительно-отделочные работы шахт лифтов, заделку дверных проемов в период между началом работ по демонтажу старых лифтов и окончанием работ по монтажу новых лифтов до выполнения работ по пуско-наладке новых лифтов; выполнить демонтаж старых лифтов Заказчика, а также сопутствующего им оборудования, расположенного в шахте и машинном отделении лифта; выполнить монтажные и пусконаладочные работы новых лифтов; обеспечить полное техническое освидетельствование новых лифтов после завершения монтажных и пуско-наладочных работ с оформлением протокола; получить и предоставить Заказчику декларацию соответствия лифта требованиям Технического регламента, зарегистрированную в аккредитованном органе по сертификации.
Относительно включения в состав лота работ по организации строительства (строительно-монтажные работы) и подготовке проектных работ (разработка рабочей документации) Комиссия приходит к следующему выводу.
Частью 1 ст. 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
части II "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены "Виды работ", в том числе:
- поставить лифты и сопутствующее им оборудование (далее - лифты), соответствующие техническим характеристикам
- выполнить проектные работы в соответствии с действующими нормативными документами и правилами;
- выполнить строительно-отделочные работы шахт лифтов, заделку дверных проемов в период между началом работ по демонтажу старых лифтов и окончанием работ по монтажу новых лифтов до выполнения работ по пуско-наладке новых лифтов.
В соответствии со ст. 758 Гражданского кодека Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В соответствии с п.1 ст. 759 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
Вместе с тем, в соответствии с п.1 ст. 740 ГК РФ установлено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии с п. 2 ст. 740 ГК РФ договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
В соответствии с п.1 ст.743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Согласно ч.6 ст.52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.
Учитывая, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации (ч. 2 ст. 48 ГрК РФ), которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, то условия исполнения контракта в части объема выполняемых строительно-монтажных работ могут быть определены после разработанной заказчиком проектной документации в полном объеме.
Таким образом, отсутствие в документации о торгах требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации, разработанной в полном объеме, приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта, в части расчёта цены и объёмов работ по строительству.
Кроме того, частью 1 ст. 95 Закона о контрактной системе также установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, установленных Законом о контрактной системе.
Также, в соответствии с ч. 1 ст.55.8 ГрК РФ индивидуальные предприниматели или юридические лица вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе осуществлять подготовку проектной документации и строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией (далее также - СРО) свидетельства о допуске к таким работам.
Виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким видам работ (ч. 4 ст. 48 ГрК РФ).
Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким видам работ (ч. 2 ст. 52 ГрК РФ).
Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным Приказом, установлено, что для осуществления работ по строительству и подготовке проектной документации требуется получение разных свидетельств о допуске к работам, выданных соответствующими саморегулируемыми организациями.
В соответствии со статьей 55.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций.
Таким образом, исходя из положений как ГрК РФ, так и ГК РФ контракт на подготовку проектной документации заключается с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком), а контракт на осуществление строительства - с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг от 06.08.1993 N 17 (далее - ОКДП) услуги по проектированию строительной продукции входят в группу 4560000 "Проектная документация и технико-экономическое обоснование продукции". Вместе с тем, работы в области строительства относятся к группе 4520000 "Услуги по проведению общих строительных работ по возведению зданий и сооружений".
Вместе с тем, Заказчиком опубликован протокол проведения электронного аукциона от 27.07.2015 N0162200011815001207-2, на основании данного протокола все участники закупки допущены до участия в нем. В соответствии с протокол подведения итогов электронного аукциона от 30.07.2015 N0162200011815001207-3 победителем признан участник закупки ООО "Запад Урал Лифт - Управляющая компания".
Таким образом, нарушение п.1 ч.1 ст.33, пп. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, а именно неправомерное объединение в один предмет торгов работы по подготовке проектной документации в части разработки рабочей документации и работы по организации строительства, не повлияло на права участников и результат закупки.
В данных действиях содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО ТД "Вертикаль" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница N 1 город Первоуральск", уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области признать нарушение п.1 ч.1 ст.33, п. 1,2 ч.1, ч. 3 ст.64, ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница N 1 город Первоуральск", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 7 августа 2015 г. N 1062-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2015