Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 18 августа 2015 г. N 1077-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Дирекция единого заказчика" -
- заявителя в лице ООО Инженерный центр "Лидер-С" -
рассмотрев жалобу ООО Инженерный центр "Лидер-С" (620062, Екатеринбург г, ул. Гагарина, д.8, оф. 202/1) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Дирекция единого заказчика" (624600, Свердловская область, город Алапаевск, улица Павла Абрамова, 8) при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме (извещение N 0162300005715000039) на подготовку проекта планировки территории микрорайона "Сосновый" города Алапаевск, Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), в соответствии со статьей 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО Инженерный центр "Лидер-С" (вх. N 01-17234 от 06.08.2015г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Дирекция единого заказчика" при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме (извещение N 0162300005715000039) на подготовку проекта планировки территории микрорайона "Сосновый" города Алапаевск, Закона о контактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что в документации Заказчиком не правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки в виде наличия лицензии ФСБ РФ на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну - в соответствии со статьей 27 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5485-I "О государственной тайне": "Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности_".
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам:
30.07.2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162300005715000039 и документация об аукционе.
Начальная максимальная цена контракта составила - 1 920 000,00 рублей.
Относительно доводов заявителя, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующему выводу:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчик в п. 25 информационной карты аукционной документации установил, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе также должна содержать: лицензию ФСБ РФ на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну - в соответствии со статьей 27 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5485-I "О государственной тайне": "Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности_".
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (Далее - Закон о государственной тайне) государственную тайну составляют сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.
В соответствии со ст. 8 Закона о государственной тайне устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно". Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Закона о государственной тайне передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
Предприятия, учреждения или организации, в том числе и негосударственных форм собственности, при проведении совместных и других работ (получении государственных заказов) и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих государственную тайну, могут заключать с государственными предприятиями, учреждениями или организациями договоры об использовании услуг их структурных подразделений по защите государственной тайны, о чем делается соответствующая отметка в лицензиях на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обеих договаривающихся сторон.
Таким образом, в случае осуществления закупки государственными (муниципальными) органами на выполнение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, включение в аукционную документацию требования к участнику размещения заказа о необходимости наличия соответствующей лицензии является обязательным условием.
В соответствии со ст. 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Пунктом 3 Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к разным степеням секретности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 N 870, установлено, что cведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" определен порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются - предприятия) по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны определен порядок выдачи лицензий.
В то числе, в п. 8 Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 определено, что в лицензии указываются:
- вид деятельности, на осуществление которого выдана лицензия;
- степень секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну, - для лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
Вместе с тем, заказчиком в п. 25 аукционной документации не определена степень секретности сведений составляющих государственную тайну, установленных в аукционной документации, что не позволяет участникам определить степень секретности сведений используемых в рамках исполнения данного муниципального контракта, и, соответственно не конкретизированы сведения, которые должны содержаться в лицензии участника электронного аукциона.
Перечень сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа, являющихся государственной тайной строго определен ст. 5 Федерального закона от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" и Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".
04.08.2015г. в ответ на запрос заказчиком было опубликовано разъяснение положений документации об электронном аукционе NРД1 относительно требования к участникам закупки о предоставлении в составе заявки копии лицензии ФСБ РФ:
В соответствии с положениями аукционной документации, при выполнении работ по подготовке проекта планировки территории микрорайона "Сосновый" города Алапаевск, предполагается "Создание цифровой карты М 1:2000 (пункт 2.1.5. Технического задания - приложения N 1 к контракту).
Пункт 6 части 6 Постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29 октября 2002 года N 150 "Об утверждении инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации", утвержденного Приказом Госстроя Росси от 29 октября 2002 года N 150 (далее - Постановление N 150), гласит:
"6. В качестве картографической основы при разработке градостроительной документации_ применяются цифровые топографические карты и цифровые планы городов либо составленные на их основе производные цифровые карты".
Согласно условиям документации электронного аукциона, участники закупки до начала работ по подготовке проекта планировки должны подготовить цифровую топографическую карту на территорию, по которой в дальнейшем будут выполняться проект планировки, проект межевания и градостроительные планы земельных участков.
При определении обязательных требований к участникам закупки, установленных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчик, руководствовался статьей 27 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" и установил требования к участникам закупки о предоставлении ими в составе заявки лицензии ФСБ РФ на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну:
"Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом правительством Российской Федерации, лицензии на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности_."
Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне и в том числе:
"60. Геопространственные сведения по территории Российской Федерации и другим районам Земли, раскрывающие результаты топографической, геодезической, картографической деятельности, имеющие важное оборонное или экономическое значение"
Вместе с тем, на заседании Комиссии заказчиком не было представлено доказательств, подтверждающих наличие важного оборонного или экономического значения при проведении на электронного аукциона на подготовку проекта планировки территории микрорайона "Сосновый" города Алапаевск.
Так же в виду того, что заказчиком в п. 25 аукционной документации не конкретизировано требование о предоставлении лицензии с видом деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 N 870, Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что требование к участникам закупки о наличии лицензии ФСБ РФ на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну не соответствует требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО Инженерный центр "Лидер-С" признать обоснованной
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Дирекция единого заказчика" признать нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Дирекция единого заказчика" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 18 августа 2015 г. N 1077-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2015