Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16 июля 2015 г. N 971-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
рассмотрев жалобу ООО "Центр повышения энергетической эффективности"(432035, Ульяновская обл., г. Ульяновск, пр-т.Гая, д.59а) на действия (бездействие) заказчика в лице Администрации муниципального образования "Каменский городской округ" (далее - Администрация МО "Каменский ГО"), его комиссиипри проведении закупки путемоткрытого конкурса (извещение N 0162300011215000017)на выполнение научно-исследовательских работ по разработке схем водоснабжения и водоотведения в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Центр повышения энергетической эффективности"(вх. N 01-15575 от 09.07.2015) на действия (бездействие) заказчика в лице Администрации МО "Каменский ГО", его комиссии при проведении закупки в форме открытого конкурса (извещение N 0162300011215000017) на выполнение научно-исследовательских работ по разработке схем водоснабжения и водоотведения.
В своей жалобе заявитель обжалует действия заказчика в части установления критериев оценки заявок и их величин значимости. В доводах жалобы заявитель указывает, что заказчиком неверно сформулирован предмет контракта, что повлекло за собой нарушение установления предельных величин значимости критериев оценки заявок участников в соответствии с действующим законодательством. Просит провести внеплановую проверку закупки, выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами заявителя не согласилась, просилапризнать жалобуООО "Центр повышения энергетической эффективности" необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов и заслушав представителя заказчика, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
07.07.2015года на официальном сайте в сети "Интернет" заказчиком размещено извещение о проведении открытого конкурса N 0162300011215000017и конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила500 000,00рублей.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с чч. 8-9 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок участников открытого конкурса установлены Приложением к Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") (далее - Правила оценки заявок).
В соответствии с Приложением к Правилам оценки заявок предусмотрены следующие предельные величины значимости критериев оценки:
|
Предельные величины значимости критериев оценки |
||
минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) |
максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) |
||
2. |
Работы, услуги за исключением отдельных видов работ, услуг |
60 |
40 |
3. |
Отдельные виды товаров, работ, услуг: |
|
|
|
исполнение (как результат интеллектуальной деятельности), финансирование проката или показа национального фильма, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ |
20 |
80 |
Предметом контракта по данной закупке в соответствии с извещением о проведении открытого конкурса и п.2 ч.3 конкурсной документации является выполнение научно-исследовательских работ по разработке схем водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 19.3 части 2 конкурсной документации установлена следующая значимость критериев оценки заявок участников:
N п/п |
Наименование критерия оценки |
Значимость критерия оценки, в случае, если предложение о цене контракта до 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта |
Значимость критериев оценки, в случае, если предложение о цене контракта ниже на 25% и более начальной (максимальной) цены контракта |
|
|
А |
Б |
1 |
Цена контракта |
20% |
10% |
3 |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок |
50% |
55% |
2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
30% |
35% |
Совокупная значимость критериев |
100% |
100% |
Таким обозом, Администрация МО "Каменский ГО" в конкурсной документации установила предельные величины значимости критериев оценки заявок участников в соответствии с п.3 Приложения к Правилам оценки заявок. Представителем заказчика в ходе комиссии было пояснено, что предметом контракта является выполнение научно-исследовательских работпо разработке схем водоснабжения и водоотведения, в связи с чем, заказчиком установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок участниковзакупкиустановленные к научно-исследовательским работам в соответствии с п.3 Приложения к Правилам оценки заявок.
Согласно п.1ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ"О науке и государственной научно-технической политике" научная (научно-исследовательская) деятельность определена как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.
Согласно ч.5 ст.38 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат:
1) основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
2) прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов;
3) зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
4) карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
5) границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
6) перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.
Как следует из вышеприведённых норм законодательства разработка схем водоснабжения и водоотведения является предпроектным видом работ, поскольку заключается в планировании мероприятий по размещению объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, при этом ненаправлена на получение и применение новых знаний.
Кроме того, в извещении о проведении открытого конкурса в графе"информация об объекте закупки" заказчиком к данной закупке установлен код по ОКПД74.20.34.410.
В соответствии с действующим Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности" (далее - ОКВЭД)(принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст)код по ОКПД 74.20.34.410 соответствует видам услуг по проектированию объектов водоснабжения иканализации (систем распределения воды, водопотребления,удаления сточных вод). Услуги связанные с научными исследованиями предусмотрены подразделом 73 раздела КОКВЭД и не относятся к подразделу 74 (услуги, связанные с предпринимательской деятельностью, прочие) раздела К ОКВЭД, который включает в себя код ОКПД 74.20.34.410.
Следовательно, предметом рассматриваемой закупки является оказание услуг по проектированию объектов водоснабжения и канализации, а не научно-исследовательские работы по разработке схем водоснабжения и водоотведения как указано в извещении о проведении закупки и конкурсной документации. В связи с чем, в действиях заказчика выявлены нарушения п.1 ч.1 ст.50, п.1ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, при установлении предельных величин значимости критериев оценки заявок участников заказчик должен руководствоваться п. 2 Приложения к Правилам оценки заявок (работы, услуги за исключением отдельных видов работ, услуг). Поскольку предельные величинызначимости критериев оценки заявок участников открытого конкурса в конкурсной документации установлены заказчиком в нарушение п. 2 Приложения к Правилам оценки заявок, в действиях Администрации МО "Каменский ГО" выявлены нарушения п.9 ч.1 ст.50, ч.9 ст.32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, приэтом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;.
Частью 9 статьи 37 Закона о контрактной системе предусмотрено, что если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.
Предметом рассматриваемого открытого конкурса является оказание услуг по проектированию объектов водоснабжения и канализации. Таким образом, поскольку предмет контракта, заключаемого по данному открытому конкурсу, не входит в содержание понятия "поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения", закрепленного в ч.9 ст.37 Закона о контрактной системе, Администрация МО "Каменский ГО" не вправе включать в требования к составу заявки участников открытого конкурса обоснование предлагаемой цены контракта, подтверждающее возможность участника закупки осуществить оказание услуги по предлагаемой цене, в случае, если цена контракта, предлагаемая таким участником ниже начальной максимальной цены контракта на 25% и более.
Вместе с тем, в нарушениеп. 4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе, заказчик в пункте 14 части 3 (информационная карта) конкурсной документации устанавливает требованиео предоставлении в заявке участника обоснования предлагаемой цены контракта, иных документов и расчетов, подтверждающих возможность участника закупки осуществить оказание услуги по предлагаемой цене, в случае, если цена контракта, предлагаемая участником ниже начальной максимальной цены контракта на 25% и более.
Частью 4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным ФАС России от 19.11.2014г. N714/14, ч.8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ОАО "Центр повышения энергетической эффективности" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрации МО "Каменский ГО" выявленынарушенияпп. 1, 4, 9 ч.1 ст. 50, п.1 ч.1 ст.33, ч.9 ст.32, Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Администрации МО "Каменский ГО"выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16 июля 2015 г. N 971-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2015