Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16 июля 2015 г. N 973-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице МБОУ СОШ N50 - ,
- уполномоченного органа в лице Муниципального казенного учреждения Администрация муниципального образования город Нижний Тагил - ,
- заявителя в лице ООО "Практика-НТ" - ,
рассмотрев жалобу ООО "Практика-НТ" (622000, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Ломоносова, 49.) о нарушении заказчиком в лице МБОУ СОШ N50 (622002, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Фрунзе, 25а), уполномоченным органом в лице Муниципального казенного учреждения Администрация муниципального образования город Нижний Тагил (622034, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Пархоменко, 1а) при осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации питания учащихся МБОУ СОШ N 50 (извещение N 0162300000815000299) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Практика-НТ" (вх. N 01-13549 от 09.07.2015г.) о нарушении заказчиком в лице МБОУ СОШ N50, уполномоченным органом в лице Муниципального казенного учреждения Администрация муниципального образования город Нижний Тагил при осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации питания учащихся МБОУ СОШ N 50 (извещение N 0162300000815000299) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
Представитель заявителя ООО "Практика-НТ" поддержал доводы жалобы, пояснил, что согласно конкурсной документации в составе заявки участнику необходимо представить в качестве подтверждения квалификации данные по работникам участника по: должностям повар и пекарь или кондитер. Порядок оценки позволяет присвоить баллы участнику, в заявке которой представлены трудовые договоры с работниками, имеющими дипломы по специальностям "повар", "пекарь" и "кондитер". Иные специальности оцениваются как "0" баллов. Указанное заказчиком требование о предоставлении данных о работниках именно указанных специальностей противоречит смыслу конкурсного отбора (выбор наиболее квалифицированного участника) и нарушает нормы Закона о контрактной системе.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
29 мая 2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса N0162300000815000299 и конкурсная документация, действующая в редакции от 25.06.2015г. Начальная максимальная цена контракта составила 4 581 170,00 рублей.
В соответствии с ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
4) предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;
9) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 6 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:
6) в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации (ч. 5 ст.53 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании ч.ч. 1, 4 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки) оценка - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п.4 Правил оценки в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 28 Правил оценки оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил оценки.
Пунктом 10 Правил оценки установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Положениями конкурсной документации заказчик установил для оценки заявок 2 критерия: цена контракта (величина значимости 60%), квалификация участников конкурса, (величина значимости 40%).
Показателем критерия "квалификация участников конкурса" является:
- наличие в штате организации участника конкурса квалифицированных специалистов: 1) повар, 2) пекарь или кондитер.
Для оценки по данному критерию участник конкурса должен представить в составе заявки следующие документы, или их копии в отношении специалиста "повар", специалиста "пекарь" или "кондитер":
- дипломы об образовании или иные документы об образовании, подтверждающие специальность повар, пекарь или кондитер;
- копии действующих трудовых договоров между организацией участника конкурса и специалистом (повар, пекарь или кондитер) позволяющие определить наличие в штате организации участника конкурса квалифицированных специалистов (повар, пекарь или кондитер).
Положениями конкурсной документации также установлено, что данный критерий носит бинарный характер: "да" (100) баллов) - в штате организации участника конкурса есть:
1) повар, 2) пекарь или кондитер (для оценки представлены подтверждающие документы в полном объеме) или "нет" (0 баллов) отсутствуют подтверждающие документы или представлены не в полном объеме.
Документы и сведения для оценки по данному критерию должны быть представлены согласно требований указанных в Приложении N2 "Сведения о квалификации участника конкурса" файла "Требования к содержанию и составу заявки".
Представленные документы и сведения должны быть в действующей редакции, достоверны, без разночтений, в читаемом виде, в полном объеме (с приложениями, дополнениями, изменениями).
Пунктом 3.4 конкурсной документации установлены требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки и перечень документов, которые должны быть представлены участниками конкурса, в том числе заявка на участие в конкурсе должна содержать:
3.4.1.6. в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника конкурса, заявка участника конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Федерального закона о контрактной системе.
Пунктом 3.4.1.7. конкурсной документации предусмотрено, что подробная информация размещена в сопроводительной документацией в виде файла.
В соответствии с указанный файлом "требование к содержанию и составу заявки" конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие квалификацию участника конкурса (приложение N2).
Приложение N2 "Сведения о квалификации участника конкурса" конкурсной документации предусмотрено предоставление сведений о квалификации участника конкурса, а именно: участник конкурса должен представить в составе заявки следующие документы, или их копии в отношении специалиста "повар", в отношении специалиста "пекарь" или "кондитер:
* - дипломы об образовании или иные документы об образовании, подтверждающие специальность повар, пекарь или кондитер;
** - копии действующих трудовых договоров между организацией участника конкурса и специалистом (повар, пекарь или кондитер) позволяющие определить наличие в штате организации участника конкурса квалифицированных специалистов (повар, пекарь или кондитер).
Инструкция: По специалисту "повар", необходимо представить следующие документы: 1) диплом об образовании или иные документы об образовании, подтверждающие специальность "повар"; 2) - копия трудового договора между организацией участника конкурса и специалистом "повар" с указанием в договоре должности "повар". По специалисту "пекарь", необходимо представить следующие документы: 1) диплом об образовании или иные документы об образовании, подтверждающие специальность "пекарь"; 2) - копия трудового договора между организацией участника конкурса и специалистом "пекарь" с указанием в договоре должности "пекарь". По специалисту "кондитер", необходимо представить следующие документы: 1) диплом об образовании или иные документы об образовании, подтверждающие специальность "кондитер"; 2) - копия трудового договора между организацией участника конкурса и специалистом "кондитер" с указанием в договоре должности "кондитер".
В случае предоставления документов на других специалистов (техник-технолог приготовления пищи, заведующая производством, и др.), которые не требуются в конкурсной документации, данные документы не будут учитываться при оценке заявок на участие в конкурсе.
Вместе с тем, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч.1 ст.8 Закона о контрактной системе).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 1 ст.8 Закона о контрактной системе).
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 19.02.10 технология продукции общественного питания, утв. Приказом Министерства образования и науки от 22.04.2014г. N384, (далее - Стандарт) область профессиональной деятельности выпускников: организация процесса и приготовление сложной кулинарной продукции, хлебобулочных и мучных кондитерских изделий для различных категорий потребителей и управление производством продукции питания (п. 4.1).
Пунктом 4.2 Стандарта установлено, в том числе, что объектами профессиональной деятельности выпускников являются: различные виды продуктов и сырья, полуфабрикаты промышленной выработки, в том числе высокой степени готовности; технологические процессы приготовления сложной кулинарной продукции, хлебобулочных и мучных кондитерских изделий из различного вида сырья и полуфабрикатов промышленной выработки, в том числе высокой степени готовности.
Пунктом 4.3 Стандарта установлено, техник-технолог готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Организация процесса приготовления и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.
4.3.2. Организация процесса приготовления и приготовление сложной холодной кулинарной продукции.
4.3.3. Организация процесса приготовления и приготовление сложной горячей кулинарной продукции.
4.3.4. Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий.
4.3.5. Организация процесса приготовления и приготовление сложных холодных и горячих десертов.
4.3.6. Организация работы структурного подразделения.
4.3.7. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).
4.4. Старший техник-технолог готовится к следующим видам деятельности:
4.4.1. Организация процесса приготовления и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.
4.4.2. Организация процесса приготовления и приготовление сложной холодной кулинарной продукции.
4.4.3. Организация процесса приготовления и приготовление сложной горячей кулинарной продукции.
4.4.4. Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий.
4.4.5. Организация процесса приготовления и приготовление сложных холодных и горячих десертов.
4.4.6. Организация производства продукции питания для различных категорий потребителей.
4.4.7. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).
Приложением к Стандарту установлен перечень профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена, а именно: бармен, кондитер, повар.
Таким образом, техник-технолог при наличии соответствующего документа об образовании вправе исполнять трудовые обязанности по должностям пекарь, повар.
Таким образом, в нарушение п. 4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе, заказчиком установлено требование к составу заявки на участие в закупке, влекущее за собой ограничение возможности представления документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, наличием специалистов, получивших образование по специальности техник-технолог и выполняющим работы по таким рабочим профессиям как кондитер или повар.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Практика-НТ" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице МБОУ СОШ N50 признать нарушение п. 4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице МБОУ СОШ N50, уполномоченному органу в лице Муниципального казенного учреждения Администрация муниципального образования город Нижний Тагил выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16 июля 2015 г. N 973-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2015