Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 18 августа 2015 г. N 1107-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства",
- уполномоченного органа в лице Администрации города Нижний Тагил,
- заявителя в лице ООО "Березовскстройинвест",
рассмотрев жалобу ООО "Березовскстройинвест" (623700, г. Екатеринбург, ул. Орджоникидзе, д.17А) о нарушении заказчиком в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства" (622036, Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Мира, д. 53, каб. 122), уполномоченного органа в лице Администрации города Нижний Тагил (622034, Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Пархоменко, д. 1А) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта: "Малоэтажное жилищное строительство по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, пер. Станционный 7, пер. Станционный 9, пер. Станционный 11" (извещение N 0162300000815000425), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Березовскстройинвест" (вх. N 01-17620 от 12.08.2015г.) о нарушении заказчиком в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства", уполномоченного органа в лице Администрации города Нижний Тагил при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта: "Малоэтажное жилищное строительство по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, пер. Станционный 7, пер. Станционный 9, пер. Станционный 11" (извещение N 0162300000815000425) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что требования к характеристикам описания объекта и условия контракта закупки установлены в нарушении Закона о контрактной системе, что неправомерно ограничивает количество участников закупки, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
23 июля 2015г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162300000815000425 и документация об аукционе в действующей редакции от 28.07.2015г. Начальная максимальная цена контракта составила 82 404 660,00 рублей.
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе содержит указание на наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Пунктом 19 информационной картой документации об аукционе предусмотрена "Инструкция по заполнению первой части заявки" в соответствии с которой отдельным документом прикреплен файл "Требованиях к составу и содержанию заявки на участие в электронном аукционе" а именно:
-Характеристики товаров должны соответствовать характеристикам, указанным в приложении N 3 к техническому заданию. Характеристики предлагаемого к поставке товара должны быть указаны четко и трактоваться однозначно. При описании характеристик не допускается применение слов "должен", "должен быть", "может быть", "эквивалент", "менее", "более" и т.п. слов, которые не позволяют однозначно трактовать такие характеристики (за исключением случаев, если в паспорте производителя характеристики товара, указываются с применением слов "не более", "не менее", "плюс/минус", в диапазонных значениях).
Приложение N 3 к техническому заданию "Технические характеристики материалов" аукционной документации установлены требования к качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), размерам, в том числе:
N п/п |
Наименование |
Требования к качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), размерам |
4 |
Краски масляные, готовые к применению |
Должны соответствовать ГОСТ 10503-71 Массовая доля пленкообразующего вещества, %, не менее:20 Массовая доля летучего вещества, %, не более: 20 Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при температуре (20,0 Степень перетира, мкм, не более: 80 Укрывистость невысушенной пленки краски, г/м2, не более: 235 Время высыхания до степени 3 при температуре (20 Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20 |
5 |
Теплосчетчик |
Должен соответствовать ГОСТ Р 51649-2000. Теплосчетчик должен обеспечивать измерение количества теплоты в измерительном канале в соответствии с уравнениями измерений, регламентированными нормативными документами, утвержденными в установленном порядке. Пределы допускаемой относительной погрешности измерительного канала теплосчетчиков в рабочих условиях применения должны быть: Конструкция теплосчетчика должна обеспечивать резьбовые или фланцевые или сварные соединения с трубопроводами водяной системы теплоснабжения. Теплосчетчик должен быть снабже защитными устройствами, предотвращающими возможность разборки, перестановки или переделки теплосчетчика без очевидного повреждения защитного устройства (пломбы). Программное обеспечение теплосчетчика должно обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства в условиях эксплуатации. |
7 |
Двери деревянные |
Должны соответствовать ГОСТ 6629-88. Двери должны быть следующих типов:
с глухими полотнами (тип Г);или с остекленными полотнами (тип О); Двери типов Г и О должны быть с одно- или двупольными полотнами, с порогом или без порога, с наплавом или без наплава, с обкладками или без обкладок, с коробками или без коробок. |
Комиссия Свердловского УФАС России проанализировав установленное описание объекта закупки приходит к выводу, что по п. 4 "Краски масляные, готовые к применению", п.5 "Теплосчетчик", п. 7 "Двери деревянные" описание объекта закупки носит объективный характер и соответствует требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе, позволяет предложить товар соответствующий указанным характеристикам.
Пунктом 7 Раздела "1.1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" информационной картой документации об аукционе предусмотрен "Состав работ" в соответствии, с которым, в том числе:
Комплексные инженерные изыскания на площадке строительства и по трассам инженерных сетей до точек подключения:
- инженерно-геодезические;
- инженерно-геологические;
- инженерно-экологические;
Перед выполнением комплекса инженерных изысканий необходимо:
- разработать программу и согласовать с МКУ "Управление архитектуры и градостроительства" (г. Нижний Тагил) и Заказчиком;
- получить разрешение на выполнение работ.
Отчетная документация должна быть передана в МКУ "Управление архитектуры и градостроительства"
При производстве инженерно-геодезических изысканий на отведенном земельном участке должны быть вынесены и закреплены геодезические реперы и переданы в МКУ "Управление архитектуры и градостроительства" и Заказчику по акту.
В соответствии с ч.1 ст. 47 "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 13.07.2015), инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий. Результаты инженерных изысканий, выполненных в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, могут быть использованы в целях подготовки и реализации проектной документации применительно к указанным объектам транспортной инфраструктуры.
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) зарегистрирован СП 47.13330.2012 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения", в соответствии с которым, п. 4.15 установлено, что программа инженерных изысканий для подготовки проектной документации должна содержать следующие разделы:
Общие сведения - наименование, местоположение, идентификационные сведения об объекте; границы изысканий, цели и задачи инженерных изысканий; краткая характеристика природных и техногенных условий района; сведения о застройщике (техническом заказчике) и исполнителе работ.
Оценка изученности территории - описание исходных материалов и данных, представленных застройщиком (техническим заказчиком); результаты анализа степени изученности природных условий; оценка возможности использования ранее выполненных инженерных изысканий с учетом срока их давности и репрезентативности; сведения о материалах и данных, дополнительно приобретаемых (получаемых) исполнителем.
Краткая физико-географическая характеристика района работ - краткая характеристика природных и техногенных условий района работ, влияющих на организацию и выполнение инженерных изысканий.
Состав и виды работ, организация их выполнения - обоснование состава и объемов работ, методы и технологии их выполнения, применяемые приборы и оборудование, включая программное обеспечение; последовательность выполнения видов работ; сведения о метрологическом обеспечении средств измерений; организация выполнения полевых и камеральных работ и др.
Особые условия (при необходимости) - обоснование применения не стандартизированных технологий (методов), необходимости выполнения научно-исследовательских работ, научного сопровождения инженерных изысканий и др.
Контроль качества и приемка работ - виды и методы работ по контролю качества; оформление результатов полевого и (или) камерального контроля и приемки работ.
Используемые нормативные документы - перечень нормативных технических документов, обосновывающих методы выполнения работ.
Требования по охране труда и технике безопасности при проведении работ.
Представляемые отчетные материалы и сроки их представления Приложения к программе выполнения инженерных изысканий содержат: копию задания, перечень нормативно-технических документов или их частей, обосновывающих методы выполнения работ, копии документов, определенных законодательством Российской Федерации ее субъектов, требуемых для выполнения инженерных изысканий, и графические приложения для планирования и организации производства работ и др.
Таким образом, состав инженерных изысканий, методы выполнения и объемы отдельных видов работ устанавливаются программой инженерных изысканий разработанной на основе задания застройщика или технического заказчика.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Разделом 4. "Обязанности Подрядчика" муниципального контракта, установлены требования для выполнения работ по настоящему контракту, в соответствии с которыми Подрядчик обязан, в том числе:
4.12. Подготовить График выполнения работ, составленный в программе управления проектами Microsoft Project в форме подробной диаграммы Ганта с указанием следующих данных: перечень выполняемых работ; указать сроки выполнения работ (выделить в графике отдельной колонкой), в том числе указать срок поставки оборудования; указать потребность, последовательность и сроки обеспечения работ трудовыми и материально-техническими ресурсами; указать планируемые объемы выполнения работ в денежном выражении. Представить и утвердить График выполнения работ, совмещенный с графиком финансирования, Заказчиком в дневный срок с даты заключения контракта.
4.13. Выполнять все работы в строгом соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 "Системы менеджмента качества. Требования" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.12.2011 г. N1575-ст):
1-ведение документации;
2-требования к материалам, качеству проведения работ и организации работ;
3-требования к измерениям.
Обеспечить: производство работ в полном соответствии с проектом, сметами, рабочими чертежами и СНиП, ГОСТ и ТУ; качество выполнения всех работ в соответствии с проектной документацией и действующими нормами СНиП, ГОСТ и ТУ;
своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных в процессе производства работ, при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации объекта;
бесперебойное функционирование инженерных систем и оборудования при нормальной эксплуатации объекта в течение гарантийного срока.
В части установленных требований по п. 4.12, п. 4.13 муниципального контракта, Комиссия проходит к следующему: программа под маркой Microsoft Project для управления проектами, разработанная и продаваемая корпорацией Microsoft имеет несколько продуктов и решений, а именно: Standard, Professional, Web Access, Portfolio Server. Данные продукты и решения разработаны для марки Microsoft Project и не входят в пакет стандартных услуг предоставляемых корпорацией Microsoft, их использование возможно при наличии лицензированного договора, технической поддержки на платных условиях.
Вместе с тем, на рыночной позиции присутствуют программы для управления проектами, разработанные другими производителями, марки: Primavera, GanttProject, Basecamp и прочие.
Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 48 принятия межгосударственных нормативных документов по переписке от 22 декабря 2011 г.) принят "ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования", в соответствии с которым:
Требования к системе менеджмента качества, установленные настоящим стандартом, являются дополняющими по отношению к требованиям к продукции.
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:
a) нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;
b) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного ее улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям.
Вместе с тем, для создания системы менеджмента качества необходимо стратегическое решение организации.
В соответствии с ч.3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, на основании вышеизложенного, заказчиком при описании объекта закупки нарушены ч.3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Березовскстройинвест" признать обоснованной, в части наличия дискриминационных требований к участникам.
2. В действиях аукционной комиссии лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства", уполномоченного органа в лице Администрации города Нижний Тагил, нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. В действиях заказчика в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства", уполномоченного органа в лице Администрации города Нижний Тагил, выявлено нарушение ч.3 ст. 33, Закона о контрактной системе.
4. Заказчику в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства", уполномоченного органа в лице Администрации города Нижний Тагил, выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 18 августа 2015 г. N 1107-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2015