Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 21 июля 2015 г. N 986-3
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
Ружникова Е.А. - заместителя руководителя Управления, председателя Комиссии,
Литяевой О.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Кузьмич М.В. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий А.С. Федулова (доверенность N 8211-4-3-8 от 25.06.2015), Ю.Н. Бобиной (доверенность от 06.05.2015), В.И.
- в отсутствие заявителя в лице заявителя ООО "Строительные технологии", уведомленного надлежащим образом о времени месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Строительные технологии" (вх. N01-15856 от 14.07.2015 года) о нарушении заказчиком в лице Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его комиссией при проведении электронного аукциона на "Выполнение работ по строительству объекта: "Строительство и реконструкция объектов учебно-материальной базы УРПСО МЧС России по Сибирскому тракту 14 в г. Екатеринбурге с филиалами. IV этап строительства. Водно-спасательная станция по ул. Контролеров в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга"" (извещение N0162100022915000050) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Строительные технологии" (вх. N01-15856 от 14.07.2015 года) о нарушении заказчиком в лице Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его комиссией при проведении электронного аукциона на "Выполнение работ по строительству объекта: "Строительство и реконструкция объектов учебно-материальной базы УРПСО МЧС России по Сибирскому тракту 14 в г. Екатеринбурге с филиалами. IV этап строительства. Водно-спасательная станция по ул. Контролеров в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга"" (извещение N0162100022915000050) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что в описании объекта закупки содержащееся в аукционной документации имеется нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе, в рамках доводов, указанных в жалобе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
19.06.2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162100022915000050 и документация об аукционе.
Начальная максимальная цена контракта составила 101 055 800,00 рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, поведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 5 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что до ввода в эксплуатацию указанной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (официальный сайт).
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 указанного закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 66 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам объекта закупки, которые указаны в части II. Задание на аукцион (Описание объекта закупки).
В п. 31 информационной карты документации об аукционе указано, что в части II. Задание на аукцион (Описание объекта закупки) указаны характеристики, используемые для определения соответствия потребностям Заказчика или эквивалентности товаров, предлагаемых к применению при выполнении работ: максимальные и (или) минимальные значения соответствующих показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Качественные характеристики (потребительские свойства) товаров, предлагаемых Участником аукциона к использованию, по своим конкретным, диапазонным показателям должны соответствовать значениям, установленным в нормативной документации, соблюдение требований которых обязательно при выполнении работ: НПБ, ГОСТ, СаНПиН, СНиП, СП, ПУЭ, ГН, ТУ со всеми рекомендованными и иными приложениями к НПБ, ГОСТ, СаНПиН, СНиП, СП, ПУЭ, ГН, ТУ (в том числе всем примечаниям и справочным значениям) с учетом требованиям заказчика к качественным характеристикам (потребительским свойствам товара) установленных в части II. Задание на аукцион (Описание объекта закупки).
В п. 10 Технического задания указано, что работы подлежат выполнению в соответствии с требованиями нормативных документов Российской Федерации (Технических регламентов, СНиП, ГОСТ, СанПин, ПУЭ и др.). Перечень нормативных документов, обязательных к руководству при выполнении работ приведен в п. 13 настоящего Технического задания.
В п. 13 Технического задания содержится указание на нормативные документы, соблюдение требований которых обязательно при выполнении работ.
Представителями заказчика было пояснено, что заказчиком в соответствии с п.13 Технического задания установлено требование на соответствие товаров, указанных в части II. Задание на аукцион (Описание объекта закупки) ГОСТ, СНиП, ГОСТ, СанПин, ПУЭ и др.
Вместе с тем, в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки характеристики товаров должны соответствовать характеристикам, указанным в части II. Задание на аукцион (Описание объекта закупки).
В свою очередь, в таблице с характеристиками товаров в части II. Задание на аукцион (Описание объекта закупки) требования о том, что товары должны соответствовать ГОСТ, СНиП, ГОСТ, СанПин, ПУЭ и др., заказчиком не установлено. В п. 13 Технического задания аукционной документации заказчик также не установил требование на соответствие товара, указываемого участником в первой части заявки ГОСТ, СНиП, ГОСТ, СанПин, ПУЭ и др.
Таким образом, данное указание характеристик 82 позиции товаров отдельно от перечисленных 155 ГОСТ, СНиП, ГОСТ, СанПин, ПУЭ и др. вводит участников закупки в заблуждение, и не позволяет соответствующим образом соотнести товары с обязательными стандартами.
На основании изложенного, в действиях заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Относительно доводов заявителя об указании в документации об аукционе недействующего ГОСТ Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующему выводу.
Заявитель обратился с жалобой на положения документации об аукционе. При этом, согласно ч. 9 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на момент заседания Комиссии Свердловского УФАС России в жалобе отсутствовали надлежащие доказательства, подтверждающие ее обоснованность.
При этом, Комиссия Свердловского УФАС России отмечает, в том случае если для определения требований к качеству выполняемых работ, Заказчиком, в Техническом задании документации об аукционе установлены требования к товарам, использующимся в ходе выполнения работ, со ссылками на недействующие ГОСТы, то, соответственно, и товары должны быть поставлены, соответствующие указанным ГОСТам.
Кроме того, в рамках рассмотрения жалобы представитель заявителя не представил доказательств того, что на рынке отсутствуют товары, произведенные в соответствии с ГОСТ 30673-99.
Относительно доводов заявителя об указании в документации об аукционе п. 12, п. 81, п. 33 и др. пунктах максимальных и минимальных значений характеристик товаров с показателями "не хуже", "лучше", Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующему выводу.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, участнику закупки необходимо предложить товар, который будет обладать характеристиками "не хуже", "лучше", чем нежели указаны в документации об аукционе.
На основании изложенного, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что указание характеристик показателей со значениями "не хуже", "лучше" противоречит п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, так как является субъективным, и, соответственно не позволяет участнику определить соответствие закупаемых товаров.
Кроме того, в ходе внеплановой проверки Комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее.
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Соответствующие требования установлены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") (далее по тексту - Постановление N99).
В соответствии с п. 2 Постановления N 99 при выполнении работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, устанавливается дополнительное требование к участникам закупки:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка,
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
В соответствии с извещением о проведении закупки код по ОКПД указан 45.21.14.110, начальная (максимальная) цена контракта составляет 101 055 800,00 руб.
Таким образом, заказчик обязан установить требования к участникам закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
В силу ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
На основании изложенного, заказчик в нарушение ч. 2 ст. 31, ч. 1 ст. 64, п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки, а также требование к составу второй части заявки не установил.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1.Жалобу ООО "Строительные технологии" признать обоснованной в части нарушения описания объекта закупки и установления показателей со значениями "не хуже", "лучше".
2.В действиях заказчика в лице Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33, ч. 2 ст. 31, ч. 1 ст. 64, п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.А. Ружников
Члены Комиссии О.В. Литяева
М.В. Кузьмич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 21 июля 2015 г. N 986-3
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2015