Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 20 июля 2015 г. N 983-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Детская городская больница город Каменск-Уральский" - ,
- в отсутствии заявителя в лице ООО "Архитектурно-градостроительная компания", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Архитектурно-градостроительная компания" (624260, Свердловская обл., г. Асбест, ул. Ладыженского, 2) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Детская городская больница город Каменск-Уральский" (623400, Свердловская обл., г. Каменск-Уральский, ул. Сибирская, 5/А), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения двухэтапного конкурса на разработку проектно-сметной документации для выполнения работ по капитальному ремонту подвальных помещений, отделения патологии новорожденных и недоношенных детей (извещение N 0362200071415000093) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Архитектурно-градостроительная компания" (вх. N 01-15759 от 13.07.2015г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Детская городская больница город Каменск-Уральский", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения двухэтапного конкурса на разработку проектно-сметной документации для выполнения работ по капитальному ремонту подвальных помещений, отделения патологии новорожденных и недоношенных детей (извещение N 0362200071415000093) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что комиссией нарушен порядок отбора участников закупки в части присвоения баллов по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", кроме того, установленный заказчиком в конкурсной документации порядок оценки заявок по указанному критерию не позволяет выявить лучшее условия выполнения контракта, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
20 мая 2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса N 0362200071415000093 и конкурсная документация. Начальная максимальная цена контракта составила 868 815,00 рублей.
03 июля 2015 года единой комиссией была проведена процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, по итогам которой подписан протокол, присутствующими на заседании членами комиссии.
В соответствии с указанным протоколом заявки 3 участников закупки ООО "Климат "Центр", ОАО "Архитектурно-градостроительная компания" и ООО "Мустафин и Компания" признаны соответствующими требованиям конкурсной документации, заявке участника закупки ООО "Мустафин и Компания" присвоен 1 порядковый номер с итоговым рейтингом в 72,90 балла, заявке участника закупки ОАО "Архитектурно-градостроительная компания" присвоен 2 порядковый номер с итоговым рейтингом в 64,00 баллов, заявке участника закупки ООО "Климат "Центр" присвоен 3 порядковый номер с итогом рейтингом в 53,16 баллов.
В соответствии с ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
9) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации (часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании ч.ч. 1, 4 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки) оценка - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п.4 Правил оценки в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 28 Правил оценки оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил оценки.
Пунктом 10 Правил оценки установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В силу п.11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п. 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
В п. 32 общего раздела конкурсной документации установлено, что порядок оценки заявок, величины значимости критериев согласно приложению N8 к конкурсной документации.
Приложением N8 конкурсной документации заказчик установил для оценки заявок 2 критерия: цена контракта (величина значимости 60%), качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (качество услуг) (величина значимости 40%).
В отношении нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (качество услуг)" установлено, что показателем критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" является "Качество работ".
Количество баллов присваивается от 0 до 100 в зависимости от степени детализации и содержательной проработанности предложения о качестве работ (Приложение к заявке на участие в закупке).
Заявкам с наибольшей степенью детализации и содержательной проработанности предложения о качестве работ: в котором участник излагает свое видение выполнения требуемых работ, их содержание, объемы и виды, дает развернутое, детальное предложение о методах и способах решения поставленных задач на основании данных, указанных в техническом задании присваиваются баллы - от 41 до 100 баллов.
Заявкам с меньшей степенью детализации и недостаточно содержательной проработанностью предложения о качестве работ: в котором участник излагает свое видение выполнения требуемых работ, их содержание, объемы и виды отсутствует развернутое, детальное предложение о методах и способах решения поставленных задач на основании данных, указанных в техническом задании присваиваются - баллы от 1 до 40 баллов.
Заявкам, в которых отсутствует детализация и недостаточно содержательно проработаны предложения о качестве работ: в котором отсутствует содержание, объемы и виды работ, отсутствует развернутое, детальное предложение о методах и способах решения поставленных задач на основании данных, указанных в техническом задании присваивается - 0 баллов.
Степень детализации и содержательной проработанности предложения определяется комиссией путем сравнения предложений участников закупки. Количество баллов, присуждаемых по показателю "Качество работ" (НЦБiQ ) определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии, присуждаемых заявке по данному показателю.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч.1 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что присвоение баллов при оценке качества услуг на основе представленной информации в заявке на участие в открытом конкурсе может привести к нарушению принципа обеспечения конкуренции. Исходя из порядка оценки, установленного в конкурсной документации, лучшее предложение по данному критерию - описание с наибольшей степенью детализации видения выполнения требуемых работ.
Между тем, отсутствует однозначность, каким образом участником закупки должно быть исполнено данное описание, его форма, что значит наибольшая и наименьшая степень детализации описания оказываемых услуг, что должно содержать развернутое и детальное предложение участника, каким образом по данному предложению может быть оценено качество услуг по разработке проектно-сметной документации для выполнения работ по капитальному ремонту подвальных помещений, отделения патологии новорожденных и недоношенных детей и раскрыто содержание соответствующего критерия оценки, каким образом членами комиссии будут присваиваться баллы по данному критерию оценки.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика выявлены нарушения ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе и п. 28 Правил оценки.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 6. ст. 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений, т.е. качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, а также квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Таким образом, обжалование таких результатов должно осуществляться участниками закупок только в судебном порядке.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Архитектурно-градостроительная компания" признать необоснованной.
2. В действиях единой комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Детская городская больница город Каменск-Уральский" нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Детская городская больница город Каменск-Уральский" выявлены нарушения ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, п.28 Правил оценки.
4. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Детская городская больница город Каменск-Уральский", его единой комиссии выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 20 июля 2015 г. N 983-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2015