Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 31 июля 2015 г. N 1035-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*************************************************************,
при участии представителей:
- заказчика в лице ГБУЗ СО "Областная детская клиническая больница N 1";
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области;
-заявителя в лице ООО "КорДим",
рассмотрев жалобу ООО "КорДим", (620149, г. Екатеринбург, ул. Начдива Онуфриева, д.32, корпус 1, кв.54) о нарушении заказчиком в лице ГБУЗ СО "Областная детская клиническая больница N1" (620149, г. Екатеринбург, ул. Серафимы Дерябиной, 32), уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области (620004, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 101) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку систем для самоконтроля глюкозы крови с возможностью введения инсулина (извещение N 0162200011815001200), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "КорДим" (вх. N 01-16511 от 24.07.2015г.) о нарушении заказчиком в лице ГБУЗ СО "Областная детская клиническая больница N 1", уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку систем для самоконтроля глюкозы крови с возможностью введения инсулина (извещение N 0162200011815001200) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что требования к характеристикам объекта закупки указанные в положениях аукционной документации, соответствуют в своей совокупности одному товару, а именно "Система самоконтроля глюкозы крови с возможностью введения инсулина ACCU-CHEK Combo", производства "Рош Диагностикс Гмбх", также заявитель, считает, что наименование объекта закупки установлено в точном соответствии с регистрационным удостоверением ACCU-CHEK, что ограничивает возможность других производителей принять участие в аукционе. Также считает, что источник финансирования Заказчиком установлен в нарушение требований законодательства о контрактной системе и норм Бюджетного кодекса.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу не обоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
09 июля 2015г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162200011815001200 и документация об аукционе.
Начальная максимальная цена контракта составила 3 207 816,00 рублей.
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе содержит указание на наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 6 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Часть II "Описание объекта закупки" документации об аукционе содержит например следующие характеристики:
1.1. |
Наименование |
Система для самоконтроля глюкозы с возможностью введения инсулина |
2.1 |
Интерфейс управления: графический, символьный, текстовый |
Наличие |
2.2 |
Подсветка экрана |
Наличие |
2.3 |
Блокировка кнопок |
Наличие |
2.4 |
Возможность установки времени |
в 12-часовом и 24-часовом форматах |
2.5 |
Определение гликемии |
Наличие |
2.6 |
Возможность выбора инфузионного набора |
Наличие |
2.7 |
Объем резервуара, ME |
Не менее 300 |
2.8 |
Возможность использования аналогов инсулина ультракороткого действия |
Наличие |
2.9 |
Использование коэффициента чувствительности |
Наличие |
2.10 |
Использование коэффициента на еду |
Наличие |
2.11 |
Функция расчета активного инсулина |
Наличие |
2.12 |
Точность введения инсулина |
_5% |
2.15 |
Минимальное время временной базальной скорости, мин. |
Не более 15 |
2.19 |
Скорость введения болюсной дозы инсулина |
Не менее 1МЕ/ 5 сек. |
В ходе заседания, Заказчик пояснил, что указанные в техническом задании аукционной документации требования Заказчика к системе самоконтроля глюкозы крови с возможностью введения инсулина обусловлены наличием целевой категории детей раннего возраста страдающих сахарным диабетом, составляющих значительный процент пациентов стационарного эндокринологического отделения.
Наличие глюкометра с функцией управления помпой с помощью системы Bluttooth (глюкопульта) дает возможность родителям маленьких детей, не ограничивая его активность, управлять подачей инсулина, менять характеристики его введения. Характеристика товара, касающаяся минимального времени базальной скорости - 15 минут, обозначенная в описании объекта закупки, является для Заказчика принципиальной, регламентируемой также особенностями физиологических параметров детей раннего возраста.
Комиссия Свердловского УФАС России проанализировав обстоятельства и материалы представленные на заседание пришла к следующему:
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об охране здоровья) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;
товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).
Статья 38 Закона об охране здоровья устанавливает, что медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Пункт 3,10 части 11 Закона об охране здоровья устанавливает, что в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, вносятся сведения о взаимозаменяемых медицинских изделиях, назначение медицинского изделия, установленное производителем.
Таким образом, технические характеристики предполагаемых к приобретению систем самоконтроля глюкозы крови с возможностью введения инсулина в Техническом задании к аукциону в электронной форме определены правомерно, исходя из того, что требования к приобретаемому товару составителем данного Технического задания объективно определялись наилучшими характеристиками всех реально представленных на рынке систем самоконтроля глюкозы и инсулиновых помп для определенной категории детей раннего возраста страдающих сахарным диабетом. Также, Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
Следовательно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.
В силу ст.10 Закона о контрактной системе Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Вместе с тем, Комиссией Свердловского УФАС России был установлен факт того, что ГБУЗ СО "Областная детская клиническая больница N 1" осуществляются закупки инсулиновых помп с функцией непрерывного мониторирования глюкозы в комплекте с трансмиттером в количестве 25 штук на общую сумму 3403250,00 рублей для иных категорий детей более старшего возраста, это преимущественно дети не из групп высокого риска, то есть закупаемые товары выделены в отдельные лоты.
Таким образом, Заказчиком соблюден принцип обеспечения конкуренции в соответствии со ст.8 Закона о контрактной системе.
Установленные Заказчиком требования к принципу действия систем самоконтроля глюкозы крови с возможностью введения инсулина, а также к показателям систем самоконтроля глюкозы крови являются объективно необходимыми и соответствуют цели объекта закупки.
Относительно того, что наименования объекта закупки установлено в точном соответствии с регистрационным удостоверением ACCU-CHEK ограничивает возможность других производителей принять участие в аукционе, Комиссия Свердловского УФАС России считает следующее:
в п. 6 "Информационной карты" документации об аукционе установлено следующее:
Наименование объекта закупки |
Поставка систем для самоконтроля глюкозы крови с возможностью введения инсулина |
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с требованием п.3 ч. 3 ст.66 Закона о контрактной системе в п.28 "Информационной карты" аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения:
конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В силу ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Таким образом, на основании наименования товара, аукционная комиссия не вправе отклонять заявки, следовательно, права и законные интересы производителей аналогичной продукции в данном случае не нарушены. Аукционная комиссия проверяет заявки на соответствие установленным характеристикам товара, при этом наименования товара предложенные участниками закупки могут быть иные.
Относительно того, что источник финансирования Заказчиком установлен в нарушение требований законодательства о контрактной системе и норм Бюджетного кодекса, Комиссия Свердловского УФАС установила:
Согласно ч.1 ст.105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии со п.1 ст.13 Закона о контрактной системе Заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:
достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.
Заказчик пояснил, что данная закупка предусмотрена Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (Постановление Правительства РФ от 28.11.2014г. N1273). В рамках данной программы предусмотрено оказание специализированной, в том числе, высокотехнологичной медицинской помощи.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация, в том числе источник финансирования.
В соответствии с ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В извещении и п.22 "Информационной карты" Заказчиком установлено следующее:
Источник финансирования заказа |
Средства бюджетных учреждений |
Также в п.7.3.2 Проекта контракта Заказчиком предусмотрена обязанность оплатить поставленный товар в соответствии с условиями настоящего Контракта в случае отсутствия со стороны Заказчика претензий относительно качества, количества, комплектности товара.
Таким образом, Комиссия Свердловского УФАС России полагает, что Заказчиком соблюдены требования п.2 ст.42 Закона о контрактной системе по указанию источника финансирования закупки.
Доказательств подтверждающих, что данные действия (бездействие) Заказчика нарушают права и законные интересы заявителя, представлено не было.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "КорДим" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице ГБУЗ СО "Областная детская клиническая больница N 1" нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице ГБУЗ СО "Областная детская клиническая больница N 1" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии *
Члены Комиссии *
*
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 31 июля 2015 г. N 1035-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2015