Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 20 августа 2015 г. N РЗ-129/15
Резолютивная часть решения оглашена "20" августа 2015 года
В полном объеме решение изготовлено "25" августа 2015 года
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
в присутствии представителей:
муниципального казенного учреждения "Инвестиционно-строительный центр г. Тамбова "Инвестор" -<>,
управления муниципального заказа и продаж администрации города Тамбова - <>,
в отсутствие представителя ООО "Бум Трейд", уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще,
рассмотрев жалобу ООО "Бум Трейд" (далее также Заявитель, Общество) на действия муниципального казенного учреждения "Инвестиционно-строительный центр г. Тамбова "Инвестор" при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение подрядных (строительных) работ для муниципальных нужд городского округа - город Тамбов по объекту: "Строительство детского сада по улице Свободной, 8 "А" в микрорайоне "Уютный" г. Тамбова" (извещение N 0164300016515000491), и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Управление муниципального заказа и продаж администрации города Тамбова 31.07.2015 опубликовало на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru извещение N 0164300016515000491 о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение подрядных (строительных) работ для муниципальных нужд городского округа - город Тамбов по объекту: "Строительство детского сада по улице Свободной, 8 "А" в микрорайоне "Уютный" г. Тамбова (далее - Конкурс).
Заявитель, ознакомившись с конкурсной документацией, посчитал, что она нарушает его права, законные интересы и требования Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указал, что порядок оценки заявок не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе. Кроме того, Заявитель считает, что инструкция по заполнению заявки необоснованно усложнена и содержит неоднозначные разъяснения относительно указания товарных знаков в проектной документации. Также, заказчиком установлены требования о поставке несуществующего товара (бетон с крупностью щебня 10 мм). Помимо этого, Заявитель не согласен с конкурсной документацией в части ограничения возможности представлять в подтверждение своего опыта договоры, заключенные не входе государственных и муниципальных закупок.
Заказчик и уполномоченный орган на рассмотрение жалобы представили возражения, в которых доводы Заявителя отклонили. Считают, что порядок оценки установлен в соответствии с законом, инструкция детализирована в целях разъяснения действий участников во всех возможных ситуациях, указание инструкции о товарных знаках в проектной документации не может создать препятствий для подготовки заявки и исполнения договора. Требования к документам, подтверждающим опыт участника, не противоречат закону.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, возражения на нее и материалы конкурса, приходит к следующим выводам.
1. Пунктом 9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи (ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе).
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила оценки).
В соответствии с пунктом 27 Правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
При этом, согласно п.11 Правил оценки в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 настоящих Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В данном случае предметом контракта является выполнение строительных работ, дополнительные требования к у частникам в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе (случай, предусмотренный п.30 Правил оценки) не установлены.
Следовательно, Заказчик обязан был исполнить требования п.11 Правил оценки.
Однако, анализ конкурсной документации показал, что данное требование Заказчиком не выполнено.
Конкурсная документация предусматривает два нестоимостных критерия:
N п/п |
Наименование критерия |
Значимость критерия,% / коэффициент значимости |
1 |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
25% / 0,25 |
2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
15% / 0,15 |
Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" состоит из 4 показателей:
N п/п |
Наименование показателя |
Значимость показателя |
1. |
Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг |
15% |
2. |
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема |
30% |
3. |
Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ |
30% |
4. |
Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами |
25% |
|
|
100% |
Таким образом, значимость показателя "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" в рассматриваемом случае менее 50% значимости всех нестоимостных критериев оценки заявок, что свидетельствует о нарушении Заказчиком п.11 Правил оценки.
Доводы Заказчика о необходимости истолкования требований п.11 Правил оценки не по существу, а исходя из модульных значений значимости нестоимостных критериев и спорного показателя, отклоняются как основанные на неверном понимании указанной нормы, поскольку они заявлены без учета оценки содержания данного пункта во взаимосвязи с иными положениями законодательства о контрактной системе и целей установления рассмотренного правила.
2. Доводы жалобы о несоответствии инструкции по заполнению заявки требованиями законодательства Комиссия Тамбовского УФАС России считает необоснованными.
Законом о контрактной системе не установлены ограничения по объему инструкции, Комиссия Тамбовского УФАС России считает её понятной.
Как отмечает Заявитель, в инструкции содержится указание: "считать все указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, производителей, места происхождения товаров, патенты, полезные модели, промышленные образцы, встречающиеся в настоящей документации, недействительными для целей подготовки заявки".
На основании изложенного заявитель считает, что могут возникнуть препятствия для применения при выполнении работ товаров, предложенных в заявке (в случае несовпадения товарных знаков).
Однако, приведенное указание инструкции не противоречит Закону о контрактной системе. В проекте контракта содержится аналогичное указание о необязательности применения при выполнении работ товаров только с такими товарными знаками, какие указаны в проекте.
Следовательно, препятствий для применения в ходе исполнения контракта товаров, предложенных в заявке, нет.
Приведенный в жалобе абзац инструкции, носящий, по мнению заявителя, неясный характер оценен. Однако, Комиссия Тамбовского УФАС России, оценив его содержание в контексте, считает, что в нем содержатся понятные для исполнения указания к заполнению заявки.
С учетом изложенного, данные доводы жалобы отклоняются.
3. Также в жалобе Заявитель указал на невыполнимость требований Заказчика к материалу бетон с крупностью наполнителя 10 мм.
Так, Заказчик в документации установил требование, что "Участник при подготовке заявки должен учитывать требования действующих ГОСТов".
Заказчик документации аукциона установил требования, в том числе, к следующему товару (материалу), используемого при выполнении работ:
N п/п |
Наименование товара |
Требования к товару, в том числе показатели, имеющие минимальные и/или максимальные значения и показатели, значения которых не могут изменяться |
16 |
Бетон c крупностью заполнителя 10 мм |
ГОСТ 26633-2012, ГОСТ 7473-2010. Класс по прочности на сжатие в проектном возрасте В15, марка М200, водонепроницаемость W4, морозостойкость F100. Характеристики химических добавок: применяемые добавки должны соответствовать требованиям ГОСТ 24211-2008. Группа по удобоукладываемости бетонной смеси не менее П1. Группа по удобоукладываемости бетонной смеси не более П4, осадка конуса не более 1 |
Таким образом, в строке наименование товара (неподлежащей изменению и заполнению) заказчик установил требование о применении бетона с крупностью щебня 10 мм.
Между тем, согласно требований ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" такого бетона не существует.
В соответствии с пунктом 3.5.2.3 названного ГОСТа крупный заполнитель следует применять в виде раздельно дозируемых фракций при приготовлении бетонной смеси. Наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть установлена в стандартах, технических условиях или рабочих чертежах бетонных и железобетонных конструкций и изделий.
В данном случае, Заказчиком затребован непредусмотренный ГОСТом бетон с крупностью наполнителя 10 мм.
Как обоснованно отмечает заявитель, такой бетон не только не предусмотрен государственным стандартом, но и практически невыполним физически (с учетом разнородности продукта дробления и отсутствия механизированного способа отобрать щебень строго соответствующий заданному размеру). Кроме того, нарушается требование ГОСТа о применении в бетоне фракций (смеси щебня различных размеров).
Следовательно, данное требование заказчика носит необъективный и невыполнимых характер, а потому нарушает ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями ч.22 ст.99, ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Бум Трейд" обоснованной в части.
2. Признать Заказчика нарушившим п.9 ч.1 ст. 50 и ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г.Тамбов, ул.Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
|
|
Члены комиссии |
Н.Н. Колодина |
|
|
|
К.И. Мурзин |
|
|
|
В.В. Иванов |
|
|
исп. Иванов В.В. (4752) 72-73-44 |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 20 августа 2015 г. N РЗ-129/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2015