Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 16 июля 2015 г. N 03-10/107-15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |
Алиева Р.А., |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок; |
членов комиссии: | |
Константинова В.А., |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, |
Криворучко А.П., |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, |
Иванова Р.М., |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок, |
при участии представителей:
заказчика и аукционной комиссии - Федерального бюджетного учреждения Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Ключи" - Жуковой Азалии Владимировны (доверенности NN1, 2 от 14.07.2015),
заявителя-ООО "Фарватер" Малышенко Виталия Викторовича(доверенностьN40 от 13.07.2015),
рассмотрев на основании ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ) дело N03-10/107-15, возбужденное по жалобе ООО "Фарватер" (далее - заявитель) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по реконструкции установки очистки и обеззараживания питьевой воды производительностью 400 м.куб. в сутки для нужд ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ "Ключи" (извещение N0265100001815000124),
УСТАНОВИЛА:
10.07.2015 в Томское УФАС России обратилось ООО "Фарватер" (вх.3633) с жалобой на действия аукционной комиссиипри проведении электронного аукциона "Выполнение работ по реконструкции установки очистки и обеззараживания питьевой воды производительностью 400 м.куб. в сутки для нужд ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ "Ключи" (далее - Аукцион),нарушающие, по мнению заявителя, положения Закона 44-ФЗ. Жалоба подана должным образом и соответствует требованиям ст.105 Закона 44-ФЗ.
В жалобе заявитель сообщает, что по результатам рассмотрения вторых частей его заявку признали не соответствующей требования аукционной документации.
С данными выводами заявитель не согласен по следующим основаниям:
В силу ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -ГрК РФ), лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч.2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц. При этом, виды работ по строительству объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ (ч.2 ст.52 ГрК РФ).
Частью 3.1 ст.52 ГрК РФ установлено, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в ч.4 ст.55.8 Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с ч.4 ст.55.8 ГрК РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников.
Во исполнение указанных норм приказом от 30.12.2009 N624 Минрегион РФ утвердил Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
В п.33 Перечня "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" содержится пп.33.3 "Жилищно-гражданское строительство".
Заявитель считает, что, заказчиком не учтено следующее: из содержания вышеприведенных норм следует, что требование иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства обусловлено, в частности осуществлением капитального ремонта объекта капитального строительства.
В соответствии с п.14.2 ст.1 ГрК РФ под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В свою очередь, объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п.10 ст.1 ГрК РФ).
Как следует из аукционной документации, предметом контракта является выполнение работ по реконструкции установки очистки и обеззараживания питьевой воды производительностью 400 м3 в сутки для нужд ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ "Ключи".
Заявитель считает, что в данном случае предметом контракта является не капитальный ремонт систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а установка оборудования по очистке и обеззараживанию питьевой воды в этом здании. Установка оборудования по очистке и обеззараживанию питьевой воды в силу п.1 ст.1 ГрК РФ объектом капитального строительства не являются.
Заявитель считает, что поскольку предметом контракта является установка оборудования по очистке и обеззараживанию питьевой воды, а не капитальный ремонт объектов капитального строительства, то положения ч.ч.2, 3, 3.1 ст.52 ГрК РФ к данным правоотношениям не применимы, вследствие чего включение в аукционную документацию требования о наличии у участника размещения заказа выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства (п.33.3 Жилищно-гражданского строительства Приказа от 30. 12.2009 N624) является незаконным.
На основании изложенного, заявитель просит отменить результаты проведения аукциона по указанной закупке; принять меры установленные регламентом и компетенцией Федеральной антимонопольной службы по устранению нарушения законодательства; применить к виновным соответствующие меры по нарушению законодательства РФ; выдать предписание Заказчику о нарушении законодательства о закупках; признатьнезаконным решение об отклонении заявки N2827762, в электронном аукционе N0265100001815000124.
В письменных пояснениях на жалобу заказчика и аукционной комиссии (вх.3698 от 15.07.2015), и на заседании Комиссии Томского УФАС России представитель заказчика и аукционной комиссиисообщил, что считаетдовод заявителя о том, что установка очистки и обеззараживания питьевой воды не является объектом капитального строительства и, следовательно, включение заказчиком в аукционную документацию требования о наличии у участника размещения заказа выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства является незаконным, является необоснованным по следующим причинам:
Объектом закупки являлось выполнение работ по реконструкции установки очистки и обеззараживания питьевой воды производительностью 400 м.куб. в сутки (далее Установка) для нужд ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ "Ключи".
Вышеуказанная Установка является объектом недвижимости и капитального строительства, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 29.10.2008, Техническим паспортом N069:254/208-3559901 от 25.08.2018.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права Установка является гидротехническим сооружением.
Согласно Техническому паспорту Установка описывается как "Сооружение - установка дляобезжелезивания воды, расположенное на специально спланированном участке; предназначенное для уменьшения содержания железа в воде, поступающей с артезианских скважин. Состоит из кирпичного строения площадью застройки 173.7 кв.м. и двух металлических резервуаров объемом 100 куб.м. каждый".
Локальный сметный расчет к аукционной документации включает в себя пусконаладочные работы оборудования водоочистки. Данный вид работ включен в перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12. 2009 N624.
Согласно ч.2 ст.52 ГрК РФ виды работ по строительству объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В соответствии с ч.3.1 ст.52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями п.1ч.1ст.31 Закона 44-ФЗ должно являться обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц. В случае выполнения таким лицом указанных работ лично данное лицо должно обладать соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ (ч.3 ст.52 ГрК РФ).
Учитывая выше перечисленные положения, заказчик включил в аукционную документацию единые требования для участников закупки, а именно: Требования к участникам аукциона, установленные в соответствии с ч.1, ч.ч.1.1 и 2 (при наличии таких требований) ст.31, ч.21 ст.112 Закона 44-ФЗ, исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с п.1 ч.1 и ч.2 (при наличии таких требований) ст.31 Закона 44-ФЗ:
Участник закупки должен соответствовать следующим единым требованиям, установленным в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013г. N2 44-ФЗ:
а) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки (п.1 ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ), а именно: наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией на:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство
Лицо, осуществляющее организацию выполнения работ, вправе выполнять определенные виды работ самостоятельно, при условии соответствия такого лица требованиям, установленным действующим законодательством или привлечь субподрядные организации, которые будут соответствовать требованиям, а именно: наличие свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией, на:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
24. Пусконаладочные работы
24.23.Пусконаладочные работы оборудования водоочистки и оборудования химводоподготовки.
Участник закупки должен представить следующие документы для подтверждения своего соответствия требованиям п.1 ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ: копию действующего свидетельства участника закупки о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией.
Заказчик (аукционная комиссия) сообщает, что участник закупки ООО "Фарватер" в первой части заявки на участие в электронном аукционе выразил свое согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией. Своим правом на разъяснение положений документации и в связи с этим возможным внесением в нее изменений (ст.65 Закона 44-ФЗ) указанный участник закупки не воспользовался.
При рассмотрении второй части заявки участника закупки ООО "Фарватер" аукционная комиссия установила, что в нарушение выше указанных требований участник закупки в заявке на участие в аукционе не представил требуемое аукционной документацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства. Представлено только свидетельство о допуске на пусконаладочные работы оборудования водоочистки и оборудования химводоподготовки.
На основании изложенного, заказчик считает, что документация об электронном аукционе утверждена заказчиком в соответствии с требованиями Закона 44-ФЗ и аукционная комиссия приняла обоснованное решение о несоответствии заявки ООО "Фарватер" на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями действующего законодательства, заказчик (аукционная комиссия), просит оставить жалобу ООО "Фарватер" без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы ООО "Фарватер", письменный отзыв заказчика и аукционной комиссии, заслушав представителейприсутствующих при рассмотрении дела N03-10/107-15, Комиссия Томского УФАС России установила:
Извещение N0265100001815000124о проведении аукциона в электронной форме и документация об аукционе в электронной форме опубликованы на сайте zakupki.gov.ru 11.06.2015. Аукцион проводится на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 798 697,35рублей.
Заказчик - Федеральное бюджетное учреждение Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Ключи".
Предмет аукциона: выполнение работ по реконструкции установки очистки и обеззараживания питьевой воды производительностью 400 м.куб. в сутки для нужд ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ "Ключи".
В силу п.3.38 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N36262) в случае, если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится в соответствии с ч.ч.3, 4 ст.105 Закона 44-ФЗ. Срок подачи заявок истек 29.06.2015, жалоба поступила в Томское УФАС России - 10.07.2015, по истечении срока подачи заявок. Таким образом, доводы ООО "Фарватер" в отношении положений документации об электронном аукционе, установленных заказчиком Комиссией Томского УФАС России не рассматриваются.
Решение о признании заявки ООО "Фарватер" на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе приняла аукционная комиссия в составе четырех членов комиссии:Жуковой А.В., Поляковой Л.Б., Кравцовой А.А., Журкиной И.Я.
Изучив документацию об электронном аукционе, Комиссия Томского УФАС России установила, что заказчик, исполняя обязанность п.1 ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗ по установлению требований к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки(требованияГрК РФ, Перечня),потребовал в разделе 2 инструкции участникам электронного аукциона,наличия у участника закупкисвидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией на (Раздел Перечня: III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту):
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):33.3. Жилищно-гражданское строительство;
24. Пусконаладочные работы, 24.23.Пусконаладочные работы оборудования водоочистки и оборудования химводоподготовки (для лицосуществляющих организацию выполнения работ, которые будут выполнять определенные виды работ самостоятельно, либо для привлекаемых субподрядных организаций).
Заказчик установил также требования ко второй части заявки участника закупки на основании п.2 ч.5 ст.66 Закона 44-ФЗ: представить для подтверждения его соответствия требованиям п.1 ч.1 ст.31 Закона 44-ФЗкопию действующего свидетельства участника закупки о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией (пп.а, п.1 ч.2 раздела 13.1 документации об электронном аукционе).
В силу ч.ч.1, 2 ст.69 Закона 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Порядок и основания установлены в ч.6 ст.69 Закона 44-ФЗ, а именно: в силу п.1 ч.6 ст.69 Закона 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены ч.5 ст.66 Закона 44-ФЗ.
Изучив вторую часть заявки на участие в электронном аукционе с порядковым номером N1 (ООО "Фарватер"), Комиссия Томского УФАС России, установила, что участником не представлено свидетельство о допуске к работам, выданным саморегулируемой организацией по виду работ (Раздел Перечня: III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту):33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство. Требование к документу установлено в документации об электронном аукционе: в разделе 2, пп.а, п.1 ч.2 раздела 13.1 Инструкции участникам электронного аукциона.
На основании установленного, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу о том, что отсутствие требуемого п.2 ч.5 ст.66 Закона 44-ФЗ документа является достаточным основанием для признания заявки ООО "Фарватер" несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе и в действиях аукционной комиссии отсутствуют указанные заявителем нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Внеплановая проверка материалов закупки "Выполнение работ по реконструкции установки очистки и обеззараживания питьевой воды производительностью 400 м.куб. в сутки для нужд ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ "Ключи" (извещение N0265100001815000124), иных действий заказчика и аукционной комиссии, проведенная Комиссией Томского УФАС России на основании ч.15 ст.99 Закона 44-ФЗ, не выявила нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.69,99,106 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России.
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Фарватер" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по реконструкции установки очистки и обеззараживания питьевой воды производительностью 400 м.куб. в сутки для нужд ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ "Ключи" (извещение N0265100001815000124)необоснованной.
Председатель комиссии |
|
Алиев Р.А. |
Члены комиссии |
|
Константинов В.А. |
|
|
Криворучко А.П. |
|
|
Иванов Р.М. |
|
|
|
|
|
|
В соответствии с ч.9 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 16 июля 2015 г. N 03-10/107-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2015