Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 6 августа 2015 г. N 182
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, Руководителя Тюменского УФАС России Веретенникова И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела Верзуна Ю.Д.,
специалиста-эксперта Худяковой О.А.,
с участием представителя сторон:
- от ФКУ "ЦХиСО УМВД РФ по Тюменской области" (далее также - заказчик) Токаревой К.А., Кожевниковой М.В., - (по доверенности);
-от ООО "Фасилити Менеджмент и Констракшн Холдинг"" (далее - заявитель, участник закупки, ООО "ФМК холдинг") - не явился, о рассмотрении жалобы извещен надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "ФМК холдинг" (далее - заявитель, Общество) на действия заказчика: ФКУ "ЦХиСО УМВД РФ по Тюменской области" при проведении электронного аукциона АЭ-118/15 (реестровый номер закупки: 0867100000315000120) на оказание услуг по уборке комплекса административных зданий УМВД России по городу Тюмени с прилегающей территорией, расположенных по адресам: ул. 50 лет Октября, 63, кор. 1; ул. Пермякова, 43 "А"; ул. Пермякова, 43 "А", стр.1; ул. Жуковского, 84/1; ул. Камчатская, 45; ул. М. Горького, 41 "А"; ул. М. Горького, 45 "А"; ул. Ватутина, 34; ул. Федюнинского, 9/4; ул. Белинского, 22; ул. Белинского, 22, корп. 1; ул. Брестская, 10; ул. Энергетиков, 104; Червишевский тракт, 15, кор. 2/1; ул. 27 км. Ялуторовского тракта, стр. 1 (далее также - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 31.07.2015 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 04.08.2015 г. N 427/3 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении электронного аукциона (N0867100000315000120).
Согласно доводам жалобы заказчик при заключении контракта по итогам проведения электронного аукциона неправомерно принял решение об отказе в принятии банковской гарантии и отказался от заключения контракта с заявителем, поскольку представленная банковская гарантия полностью соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика пояснили, что предоставленная ООО "ФМК холдинг" банковская гарантия не соответствовала требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, а именно содержала условие об обязанности, Бенефициара уведомлять Гаранта обо всех изменениях и дополнениях вносимых в Государственный контракт в течении 10 (десяти) рабочих дней со дня вступления в силу данных изменений, а при несоблюдении данной обязанности Бенефициаром Гарант освобождается от обязательств по настоящей банковской гарантии.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Из материалов дела усматривается, что ФКУ "ЦХиСО УМВД РФ по Тюменской области" выступило организатором проведения электронного аукциона АЭ-118/15 на оказание услуг по уборке комплекса административных зданий УМВД России по городу Тюмени с прилегающей территорией, расположенных по адресам: ул. 50 лет Октября, 63, кор. 1; ул. Пермякова, 43 "А"; ул. Пермякова, 43 "А", стр.1; ул. Жуковского, 84/1; ул. Камчатская, 45; ул. М. Горького, 41 "А"; ул. М. Горького, 45 "А"; ул. Ватутина, 34; ул. Федюнинского, 9/4; ул. Белинского, 22; ул. Белинского, 22, корп. 1; ул. Брестская, 10; ул. Энергетиков, 104; Червишевский тракт, 15, кор. 2/1; ул. 27 км. Ялуторовского тракта, стр. 1 (реестровый номер закупки: 0867100000315000120).
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 30.06.2015. была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки: 0867100000315000120.
По результатам проведения электронного аукциона аукционной комиссией принято решение о признании участника ООО "ФМК холдинг", заявке которого присвоен 3 номер, победителем проводимой закупки (протокол подведения итогов от 16.07.2015).
Согласно протокола отказа от заключения контракта от 29.07.2015г. на основании части 5, ст. 96, п.п. 2,3 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе Заказчик отказался заключить контракт с победителем Аукциона в связи с уклонением ООО "ФМК холдинг" от заключения контракта, поскольку предоставленная банковская гарантия не соответствовала требованиям действующего законодательства.
Статьёй 70 Закона о контрактной системе установлены правила заключения контракта по результатам электронного аукциона.
Согласно ч.2 ст.70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой ин-формационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе (ч. 7 ст.70 Закона о контрактной системе).
Согласно части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
Согласно части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 7 статьи 45 Закона о контрактной системе в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 статьи 45 Закона, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
В соответствии с части 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в пункте 16.3 раздела 16 Извещения о проведении электронного аукциона заказчиком установлены требования к банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, в частности требование о том, что: Банковская гарантия оформляется в письменной форме в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и ст. 45 Закона о контрактной системе.
Аналогичные требования продублированы заказчиком в п.п. 2.2 документации об электронном аукционе.
Как следует из представленных материалов дела, 27.07.2015 заказчиком получен документ, подтверждающий внесение победителем электронного аукциона - ООО "ФМК холдинг" обеспечения исполнения контракта - Банковская гарантия N БГ 201100920-2015 от 24.07.2015г., выданная Акционерным обществом "К2 Банк", которая внесена в Реестр Банковских гарантий.
Во исполнение требований ст. 45 Закона о контрактной системе, заказчиком рассмотрена банковская гарантия и принято решение о признании победителя ООО "ФМК холдинг" уклонившимся от заключения контракта и отказе от заключения контракта с указанием причины несоответствия банковской гарантии п.п. 10.10, п. 16.3 извещения аукциона, п. 5.1 раздела 5 главы 1 документации электронного аукциона, - Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, утвержденными постановлением правительства РФ от 08.11.2013 N 1005, а именно:
- Банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения контракта, не содержит условие о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет гарант.
- в п. 5 банковской гарантии установлена обязанность, Бенефициара уведомлять Гаранта обо всех изменениях и дополнениях вносимых в Государственный контракт в течении 10 (десяти) рабочих дней со дня вступления в силу данных изменений, а при несоблюдении данной обязанности Бенефициаром Гарант освобождается от обязательств по настоящей банковской гарантии.
В заседании Комиссии установлено, что Банковская гарантия N БГ 201100920-2015 от 24.07.2015 содержит п. 8, который предусматривает условие "Расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет гарант".
В п. 5 Банковской гарантии установлено, что изменения и дополнения, вносимые в государственный контракт, не освобождают гаранта от обязательств по настоящей банковской гарантии в случае своевременного уведомления Бенефициаром Гаранта об изменениях. Бенефициар уведомляет Гаранта обо всех изменениях и дополнениях, вносимых с Государственный контракт, в течении 10 (десяти) рабочих дней со дня вступления в силу изменений и дополнений Государственного контракта.
Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, утвержденными постановлением правительства РФ от 08ю11.2013 N 1005, установлено, что Банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона о контрактной системе.
Статьей 45 Закона о контрактной системе не установлено требования к заказчику об уведомлении гаранта обо всех изменениях и дополнениях вносимых в государственный контракт.
Согласно ч. 1 ст. 370 Гражданского кодекса РФ (далее также - ГК РФ) предусмотренное независимой гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, от отношений между принципалом и гарантом, а также от каких-либо других обязательств, даже если в независимой гарантии содержатся ссылки на них.
Согласно ст. 378 ГК РФ установлен исчерпывающий перечень случаев прекращение банковской гарантии: 1) уплатой бенефициару суммы, на которую выдана независимая гарантия; 2) окончанием определенного в независимой гарантии срока, на который она выдана; 3) вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии; 4) по соглашению гаранта с бенефициаром о прекращении этого обязательства.
С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что банковская гарантия содержала условие не соответствующее требованиям Гражданского Кодекса РФ, поскольку налагало на Бенефициара обязанность по уведомлению Гаранта о любых изменениях вносимых в государственный контракт и предусматривало, в случае неисполнения указанных действий, прекращение обязательств Гаранта по обеспечению государственного контракта.
Кроме того, как установлено в заседании комиссии Банковская гарантия, предоставленная ООО "ФМК холдинг", содержала противоречивые условия относительно срока оплаты гарантом денежной суммы по банковской гарантии, в частности в п. 15 Банковской гарантии срок возмещения требования о выплате денежной суммы составляет 5 (пять) рабочих дней, в п. 6 данный срок установлен 10 (Десять) рабочих дней, что противоречит требованиям, установленным ч. 3 ст. 45 Закона о контрактной системе (в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии).
Учитывая, что законодательством о контрактной системе установлено требование о соответствии Банковской гарантии, в том числе требованиям Гражданского законодательства, а также, что банковская гарантия, направленная ООО "ФМК холдинг", не соответствовала требованиям п. 16.3 раздела 16 Извещения о проведении электронного аукциона п.2.2 документации о проведении электронного аукциона, что в свою очередь, в соответствии с ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе, является основанием для отказа в принятии банковской гарантии комиссия Тюменское УФАС России приходит к выводу о том, что решение Заказчика об отказе в принятии указанной банковской гарантии соответствует требованиям пункта 3 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе, и признает соответствующий довод жалобы Заявителя необоснованным.
В связи с изложенным, руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ФМК холдинг" на действия заказчика: ФКУ "ЦХиСО УМВД РФ по Тюменской области" при проведении электронного аукциона АЭ-118/15 (реестровый номер закупки: 0867100000315000120) на оказание услуг по уборке комплекса административных зданий УМВД России по городу Тюмени с прилегающей территорией, расположенных по адресам: ул. 50 лет Октября, 63, кор. 1; ул. Пермякова, 43 "А"; ул. Пермякова, 43 "А", стр.1; ул. Жуковского, 84/1; ул. Камчатская, 45; ул. М. Горького, 41 "А"; ул. М. Горького, 45 "А"; ул. Ватутина, 34; ул. Федюнинского, 9/4; ул. Белинского, 22; ул. Белинского, 22, корп. 1; ул. Брестская, 10; ул. Энергетиков, 104; Червишевский тракт, 15, кор. 2/1; ул. 27 км. Ялуторовского тракта, стр. 1 необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Тюменского УФАС России: И.В. Веретенников
Члены Комиссии
Тюменского УФАС России: Ю.Д. Верзун
О.А. Худякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 6 августа 2015 г. N 182
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2015