Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 24 июля 2015 г. N 162
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России Веретенникова И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
заместителя начальника отдела Зимаева А.В.,
ведущего специалиста Логиновой Н.В.,
с участием представителей сторон
от Общества с ограниченной ответственностью "Сейсмические методы информации" (далее - Общество, заявитель, организация) Захаров В.Л. по доверенности от 22.07.2015г.,
от заказчика: Департамента недропользования и экологии Тюменской области (далее - заказчик) Яцык Е.А. по доверенности от 03.03.2015г., Витман Н.В. по доверенности N 215 от 24.07.2015г., Еремеев М.А. по доверенности N 214 от 24.07.2015г.,
от уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области (далее - уполномоченный орган) Золотарева И.А. по доверенности N 003 от 16.02.2015г,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Сейсмические методы информации" на действия заказчика: Департамента недропользования и экологии Тюменской области, уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области при проведении открытого конкурса N КО-085/15 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru: 0167200003415002747) на право заключения контракта на оказание услуг по развитию геоинформационной системы "Система Мониторинга Недропользования" (далее - открытый конкурс),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 17.07.2015 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого конкурса.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес уполномоченного органа, заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 21.07.2015 г. N 398, комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика и уполномоченного органа при проведении открытого конкурса N КО-085/15 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru: 0167200003415002747).
Согласно жалобе, положения конкурсной документации открытого конкурса N КО-085/15 (реестровый номер закупки: 01672000034150027471) на оказание услуг по развитию геоинформационной системы "Система Мониторинга Недропользования" нарушают требования Закона о контрактной системе, а также содержат признаки ограничения конкуренции, что противоречит Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По мнению заявителя, конкурсная документация открытого конкурса N КО-085/15 должна содержать проект лицензионного договора с обязательством правообладателя на его подписание. При этом, обозначенная лицензия должна предоставляться безвозмездно.
Заявитель считает, что сформированная заказчиком начальная (максимальная) цена контракта, открытого конкурса N КО-085/15) на оказание услуг по развитию геоинформационной системы "Система Мониторинга Недропользования" определена с нарушением статьи 22 Закона о контрактной системе.
Присутствующий в заседании Комиссии представитель заказчика не согласился с доводами заявителя, представил в материалы дела письменные пояснения от 23.07.2015 N 1260, считает, что документация открытого конкурса N КО-085/15 на оказание услуг по развитию геоинформационной системы "Система Мониторинга Недропользования" не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Целью проведения конкурса является развитие конкретной геоинформационной системы "Система Мониторинга Недропользования", которую заказчик в настоящий момент применяет. Победитель открытого конкурса до заключения контракта должен представить договор с правообладателем программных продуктов геоинформационной системы "Система Мониторинга Недропользования", поскольку его отсутствие будет противоречить нормам Гражданского кодекса РФ и нарушать права правообладателя.
Вместе с тем, представитель заказчика пояснил, что действующие в геоинформационной системе "Система Мониторинга Недропользования" модули, перечисленные в пункту 5 описания объекта закупки, являются неотъемлемой частью конкурсной документации открытого конкурса N КО-085/15, являются собственностью департамента. После передачи в Департамент недропользования и экологии Тюменской области копии лицензионного договора с правообладателем геоинформационной системы "Система Мониторинга Недропользования", победителю конкурса будет передана рабочая и эксплуатационная документация на следующие информационные модули:
- аукционы на право пользования недрами местного значения;
- мониторинг результатов проверок и устранения выявленных нарушений;
- мониторинг выполнения лицензионных обязательств по добыче общераспространенных ископаемых и расчета балансовых показателей;
- ведение фонда геологической информации, поступающей в департамент недропользования и экологии Тюменской области;
- мониторинг использования поверхностных водных объектов;
Представитель уполномоченного органа, присутствовавший в заседании Комиссии поддержал позицию заказчика о несостоятельности жалобы заявителя. Помимо этого, уполномоченным органом представлены материалы и документы по проведению обозначенного электронного аукциона.
Исследовав материалы дела, заслушав представителязаявителя, уполномоченного органа, заказчика исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 48 Закона контрактной системе установлено понятие открытого конкурса, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам.
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
Указанные требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок (ч.7 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанной статьи.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при необходимости заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Как усматривается из материалов дела, Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения открытого конкурса N КО-085/15 на оказание услуг по развитию геоинформационной системы "Система Мониторинга Недропользования" в интересах заказчика - Департамента недропользования и экологии Тюменской области.
Информация об открытом конкурсе (с документацией о конкурсе) была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: www.zakupki.gov.ru с реестровым номером закупки 0167200003415002747.
Комиссия, проанализировав конкурсную документацию открытого конкурса N КО-085/15 считает необходимым указать следующее.
Необходимость заключения договора с правообладателем программных продуктов геоинформационной системы "Система Мониторинга Недропользования" обусловлена соблюдением действующего законодательства об интеллектуальной собственности. Оплата обозначенного договора - это затраты которые исполнитель (победитель конкурса) по контракту несет самостоятельно. При этом указанные расходы являются индивидуальными, каждый участник закупки при принятии решения о целесообразности участия в закупке самостоятельно определяет свою финансовую выгоду.
Кроме того, ссылка заявителя на Закон о защите конкуренции является не состоятельной ввиду следующего.
Наличие в действиях заказчика признаков ограничения конкуренции, подлежит оценке в порядке, предусмотренном главой 9 Федерального закона от 26.07.2016 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции).
Согласно ч. 1 ст. 44 Закона о защите конкуренции, заявление в антимонопольный орган должно содержать следующие сведения:
1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);
2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;
3) описание нарушения антимонопольного законодательства;
4) существо требований, с которыми заявитель обращается;
5) перечень прилагаемых документов.
К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства (ч. 2 ст. 44 Закона о защите конкуренции).
При этом, в материалы дела заявителем не представлено каких-либо документов, свидетельствующих о признаках нарушения заказчиком, уполномоченным органом антимонопольного законодательства.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия считает, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, что документация открытого конкурса N КО-085/15 (реестровый номер закупки 0167200003415002747) на оказание услуг по развитию геоинформационной системе "Система Мониторинга Недропользования" противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя со стороны заказчика при проведении вышеназванного открытого конкурса.
В части доводов заявителя, о том что сформированная заказчиком начальная (максимальная) цена контракта определена с нарушением статьи 22 Закона о контрактной системе, Комиссия указывает следующее.
Частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) определяются и обосновываются заказчиком посредством следующего или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
2) нормативный довод;
3)тарифный метод;
4)проектно-сметный метод;
5)затратный метод;
В соответствии с частью 6 статьи 22 Закона о контрактной системе, метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7-11 Закона о контрактной системе.
Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Рекомендации), в которых предусмотрены процедуры определения начальной (максимальной) цены контракта при использовании перечисленных выше методов.
В обозначенной Рекомендации указано, что цену контракта необходимо формировать на основании запросов, в которых содержится описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, то есть с указанием всех необходимых заказчику технических и функциональных характеристик.
Как следует из представленных в материалы дела документов, касающихся организации и проведения открытого конкурса, заказчиком в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта был использован метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) путем направления коммерческих предложений в адрес организации (поставщиков), на которые были получены ответы от четырех организаций.
Комиссия, изучив представленные документы, проанализировав заявленные доводы, установила, что при определении НМЦК заказчик совершил необходимые действия, предусмотренные статьей 22 Закона о контрактной системе, а также методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 N 567, а именно применил метод - сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) для определения НМЦК, который является приоритетным методом.
Таким образом, Комиссия признает несостоятельным довод заявителя в указанной части, а действия заказчика при определении НМЦК соответствующими требованиям Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным, руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Сейсмические методы информации" на действия заказчика: Департамента недропользования и экологии Тюменской области, уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области при проведении открытого конкурса N КО-085/15 (реестровый номер закупки 0167200003415002747) на право заключения контракта на оказание услуг по развитию геоинформационной системы "Система Мониторинга Недропользования" необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Тюменского УФАС России: И.В. Веретенников
Члены Комиссии
Тюменского УФАС России: А.В. Зимаев
Н.В. Логинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 24 июля 2015 г. N 162
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2015