Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 27 августа 2015 г. N 191
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "БИК" на действия ГБОУ ВПО Тюменский ГМУ Минздрава России при проведении открытого конкурса (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru 0367100010715000140) на оказание услуг по автоматизации бухгалтерского и кадрового учета, расчета заработной платы и бюджетирования,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 20.08.2015 г. поступила жалоба ООО "БИК" (вх. 6283 от 20.08.2015) на действия (бездействие) заказчика при проведении открытого конкурса N 0367100010715000140.
Согласно жалобе, заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, установленные статьей 33 Закона о контрактной системе, в частности, в нарушение п.1 части 1 указанной статьи, заказчик, указав в документации об электронном аукционе на товарный знак не включил в описание объекта закупки обозначение "или эквивалент". При этом, из разъяснений заказчика по указанному вопросу не следует, что запрашиваемое им программное обеспечение 1С используется при оказании услуг, являющихся предметом договора (объектом закупки).
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес уполномоченного органа, заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 24.08.2015 г. N 484 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении открытого конкурса N 0367100010715000140.
В рамках проводимой внеплановой проверки по жалобе заявителя у заказчика были затребованы все имеющиеся документы и материалы по проведению вышеуказанного открытого конкурса, которые представлены его представителями в заседание Комиссии.
Как следует из пояснений заказчика, представленных в материалы дела, а также озвученных его представителями в заседании Комиссии эквивалентность товара на программное обеспечение 1С на основании п.1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не устанавливалось, в связи с тем, что у заказчика на текущий момент уже имеется указанный программный продукт, который используется в повседневной деятельности предприятия.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заказчика и заявителя, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системы заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 указанного закона.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик и уполномоченный орган при описании объекта закупки в документации о закупки.
Так, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 указанной статьи документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как усматривается из материалов дела, ГБОУ ВПО Тюменский ГМУ Минздрава России выступило организатором проведения открытого конкурса на оказание услуг по автоматизации бухгалтерского и кадрового учета, расчета заработной платы и бюджетирования с начальной (максимальной) ценой контракта 7 523 333, 33 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 30.07.2015 г. была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367100010715000140.
Согласно п.2.1. раздела II информационной карты конкурса описание объекта закупки (предмет контракта) содержится в разделе IV конкурсной документации. В частности, указанный раздел содержит техническое задание на оказание услуг по автоматизации бухгалтерского и кадрового учета, расчета заработной платы и бюджетирования, предусматривающее несколько этапов выполнения работ. В качестве 1 этапа предусмотрена поставка лицензий 1С, а именно: 1С: Предприятие 8.3. Лицензия на сервер (x86-64) (USB), 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8 ПРОФ (USB), 1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8 (USB), Бюджетирование. Дополнение к "1С: Бухгалтерии государственного учреждения 8", Клиентская лицензия на 50 рабочих мест 1С: Предприятие 8 (USB).
При этом, техническое задание конкурсной документации не содержит обозначения "или эквивалент" с раскрытием соответствующих показателей и характеристик, предполагающих возможность использования альтернативного (эквивалентного) программного обеспечения.
Как следует из пояснений заказчика, отсутствие в документации обозначения "или эквивалент" применительно к 1С связано с тем обстоятельством, учреждение уже использует в своей деятельности указанный программный продукт.
В частности, в материалы дела заказчиком представлен договор безвозмездной передачи от 10.06.2014 г. N 8140027 в соответствии с условиями которого Учреждением от НП "Тюменское региональное медицинское общество" были получены клиентские лицензии 1С: Предприятие 8.3. в количестве 5 (пяти) единиц и лицензия на сервер в количестве 1 единицы.
Для непосредственного использования полученных лицензий заказчиком с ООО "ИТ-Тюмень" заключено Соглашение N 8140078 от 11.09.2014 г. о передаче конфигурации "Бюджетирование. Дополнение к 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8".
В частности, п.3 указанного Соглашения гласит, что конфигурация, предоставленная исполнителем, разворачивается на серверном оборудовании заказчика с использованием серверной платформы 1С: Предприятие 8.3, предоставленной заказчиком.
В п.6 Соглашения установлено, что исполнитель организовывает доступ к конфигурации "Бюджетирование. Дополнение к 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" с рабочих мест сотрудников планово-экономического отдела, в количестве 2-х рабочих мест, используя клиентские лицензии 1С, предоставленные заказчиком.
Как пояснил заказчик, полученные им лицензии с использованием указанной конфигурации установлены на рабочие станции в плановый отдел университета и используются по настоящее время с целью автоматизации процесса планирования и контроля исполнения плановых показателей.
В последующем, заказчик после внедрения 1С: "Бюджетирование. Дополнение к "1С: Бухгалтерии государственного учреждения 8" принял решение о развитии и модернизации других процессов в учреждении на используемой платформе 1С и о проведении предпроектного обследования основных процессов ВУЗа, подлежащих автоматизации для внедрения программных продуктов 1С.
Таким образом, представленные в материалы документы свидетельствуют, что на момент объявления спорной закупки, заказчик уже использовал программный продукт 1С в ограниченных его сегментах, в связи с чем, последний имел право оформить конкурсную документацию таким образом, чтобы у него имелась реальная возможность обеспечить совместимость приобретаемых им услуг с используемыми им экземплярами 1С ранее созданными на основе программного продукта 1С.
При этом, исходя из описания объекта закупки и предмета договора не следует, что целью проведения открытого конкурса является поставка и установка нового товара заказчику. Указание в конкурсной документации товарного знака 1С имеет цель донести до участников закупки полную информацию об уже имеющемся у заказчика товаре, в отношении которого требуется оказание услуг, в частности по автоматизации бухгалтерского и кадрового учета, расчета заработной платы и бюджетирования на основе уже установленной серверной платформы 1С и соответствующих лицензий.
С учетом изложенного, в вышеуказанных действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов подателя жалобы как участника закупки.
В силу части 9 статьи 105 Закона к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Соответственно, заявитель жалобы должен обосновать факт необъективности условий аукциона, отсутствия объективного характера и неправомерности не указания в документации о закупке обозначения "эквивалент". В свою очередь, доказательств того, что содержащиеся в данной документации о закупке спорные требования привели к ограничению количества участников закупки, явились препятствием для доступа к участию в аукционе и нарушению имущественных прав и интересов заявителя, в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным, руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г. Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "БИК" на действия ГБОУ ВПО Тюменский ГМУ Минздрава России при проведении открытого конкурса N 0367100010715000140 на оказание услуг по автоматизации бухгалтерского и кадрового учета, расчета заработной платы и бюджетирования необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 27 августа 2015 г. N 191
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2015