Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 2 сентября 2015 г. N 199
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России Веретенникова И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела Верзуна Ю.Д.,
специалиста-эксперта Худяковой О.А.,
с участием представителя уполномоченного органа: администрации Уватского муниципального района (далее также - уполномоченный орган) Пелеха В.М. (по доверенности от 01.08.2015 N27),
от заявителя ООО Научно-исследовательский институт "Земля и город" (далее также - заявитель, участник закупки): не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО Научно-исследовательский институт "Земля и город" (далее - заявитель) на действия уполномоченного органа: администрации Уватского муниципального района при проведении открытого конкурса (реестровый номер закупки 0167300024515000140) на выполнение работ по внесению изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки Тугаловского сельского поселения Уватского района Тюменской области и схему территориального планирования Уватского района Тюменской области (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 26.08.2015 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия уполномоченного органа при проведении открытого конкурса.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) (далее также - официальный сайт).
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 28.08.2015 г. N 297 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого конкурса.
До рассмотрения жалобы по существу от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителей. Ходатайство удовлетворено.
Согласно жалобе, заявитель считает, что в конкурсной документации установлен показатель "Опыт работ в сфере проектирования" критерии "Квалификация участников закупки", несоответствующий требованиям Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительств Российской Федерации от 28.11.2013г. N 1085, а также показатель "Общее количество дипломов финалиста и (или) победителя Ежегодного градостроительного конкурса Минстроя России, характеризующих деловую репутацию участника закупки" критерия "Квалификация участников закупки".
По мнению подателя, жалобы установленные показатели критерия "Квалификация участников закупки" нарушают требования ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и требования ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
Представитель уполномоченного органа не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо исх., N5861-И от 01.09.2015), согласно которых документация открытого конкурса (реестровый номер закупки 0167300024515000140)не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Помимо этого, уполномоченным органом представлены материалы и документы по проведению обозначенного открытого конкурса, считает доводы жалобы не состоятельными и не подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам рассмотрении жалобы заявителя приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4, 5 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок. Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, составляет сто процентов.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N 1085 (далее - Правила).
Согласно пп. "б" Правил одним из показателей не стоимостного критерия "Квалификация участников закупки" может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера объема.
В соответствии с пунктом 28 Правил, в целях оценки заявок (предложений) по указанному не стоимостному критерию оценки производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с п. 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абз., 2 п. 11 Правил.
В соответствии с п. 29 Правил для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используются несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
В силу пункта 13 Правил N 1085 не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящими Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости.
Из материалов дела усматривается, что администрация Уватского муниципального района, являясь уполномоченным органом, выступила организатором проведения открытого конкурса (реестровый номер закупки 0167300024515000140) на выполнение работ по внесению изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки Тугаловского сельского поселения Уватского района Тюменской области и схему территориального планирования Уватского района Тюменской области.
Информация об открытом конкурсе (с конкурсной документацией) 11.08.2015 была размещена на официальном общероссийском сайте торгов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300024515000140.
Как следует из материалов дела, разделом 4 Информационной карты конкурсной документации, для оценки заявок по критерию "квалификация участников закупки", установлены следующие показатели:
Опыт работ в сфере проектирования подтверждается участником конкурса копиями уставных документов значимость-10%
- количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по подготовке документов территориального планирования и градостроительного зонирования без применения штрафных санкций со стороны заказчика за 2010-2015 годы (с приложением копий исполненных договоров, актов выполненных работ, оказанных услуг) значимость 30%.
- количество дипломов финалиста и (или) победителя Ежегодного градостроительного конкурса Минстроя России, характеризующих деловую репутацию участника закупки (с приложением письма органа государственной власти, органа местного самоуправления, подтверждающего получение диплома финалиста и (или) победителя Ежегодного градостроительного конкурса Минстроя России за работы, выполненные участником закупки), значимость - 60%.
В соответствии с п. 27 Правил N 1085 показателями нестоимостного критерия оценки квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации могут быть: квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ. Оказания услуг; обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; деловая репутация участника закупки.
Таким образом, установление указанных показателей нестоимостного критерия "Квалификация участника закупки" предусмотрены Правилами N 1085, следовательно, не являются нарушением закона о контрактной системе.
В этой связи, Комиссия с учетом вышеприведенных нормативных положений приходит к выводу, что установленные заказчиком критерии оценки участников конкурса не могут свидетельствовать о наличии в его действиях нарушения законодательства в сфере закупок в силу того обстоятельства, что Законом о контрактной системе установлено право заказчика и уполномоченного органа самостоятельно определять как перечень критериев оценки участников конкурса, так и содержание указанных критериев.
Учитывая вышеизложенное, комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе в части установления показателей не стоимостного критерия "Квалификация участника конкурса".
Помимо этого Комиссия Тюменского УФАС России, считает необходимым указать, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. В этой связи включение в документацию необходимых условий со стороны муниципального заказчика было обоснованно и не привело к ограничению доступа к участию в торгах.
Материалами дела установлено, что на участие в спорной закупке поступило 3 заявки, в том числе заявка ООО ИТП "ГРАД", по итогам оценки и сопоставления заявок, победителем признан участник, предложивший наименьшую цену контракта ООО "Терпланпроект", что в свою очередь фактически опровергает доводы заявителя о том, что наличие критерия оценки "количество дипломов финалиста и (или) победителя Ежегодного градостроительного конкурса Минстроя России", характеризующих деловую репутацию участника закупки в составе конкурсной документации создает преимущественные условия для участника ООО ИТП "ГРАД" как компании имеющей максимальное количество дипломов финалиста и (или) победителя указанного конкурса и ограничивает круг участников закупки.
Согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Жалоба заявителя не содержит доказательств о нарушения его прав и законных интересов как участника закупки, равно как и не представлено доказательств того, что установление в конкурсной документации обжалуемых показателей критерия "Квалификация участников закупки" создает для заявителя какие-либо препятствия в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО Научно-исследовательский институт "Земля и город" на действия уполномоченного органа: администрации Уватского муниципального района при проведении открытого конкурса (реестровый номер закупки 0167300024515000140) на выполнение работ по внесению изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки Тугаловского сельского поселения Уватского района Тюменской области и схему территориального планирования Уватского района Тюменской области необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.В. Веретенников
Члены Комиссии Ю.Д. Верзун
О.А. Худякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 2 сентября 2015 г. N 199
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2015