Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 1 сентября 2015 г. N 200
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, заместителя Руководителя Тюменского УФАС России Поткиной И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальник отдела Верзуна Ю.Д.,
специалиста-эксперта Худяковой О.А.,
с участием представителя уполномоченного органа: Управление государственных закупок Тюменской области (далее также - уполномоченный орган) Шуневич М.И. (по доверенности);
от заявителя ООО "Фурье" (далее также - заявитель, участник закупки): не явился, извещен надлежащим образом;
от заказчика: департамента образования и науки Тюменской области (далее также - заказчик) - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Фурье" на действия Уполномоченного органа: Управление государственных закупок Тюменской области, заказчика: департамента образования и науки Тюменской области при проведении открытого аукциона в электронной форме АЭ-3186/15 (реестровый номер закупки 0167200003415003570) на поставку комплектов оборудования для кабинета психолога (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 27.08.2015 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов (www.zakupki.gov.ru) (далее также - официальный сайт).
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 31.08.2015 г. N 298 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона АЭ-3186/15.
Согласно жалобе, заявитель считает, что заказчиком при описании объекта закупки использованы необъективные характеристики товаров, что вводит в заблуждение участников закупки и не позволяет сформировать заявку соответствующую потребностям заказчика. В частности, при описании товара, требуемого к поставки, используются слова "например" и "т.п", однако документация не содержит разъяснений относительно указанных показателей.
Кроме того, заявитель считает, что разъяснения положений документации указанные заказчиком по количеству товара даны с нарушением Законодательства о контрактной системе и изменяют суть документации электронного аукциона
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель уполномоченного органа не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо исх.,N 1429 от 01.09.2015,), согласно которых документация об электронном аукционе N АЭ-3186/15 не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Помимо этого, уполномоченным органом представлены материалы и документы по проведению обозначенного электронного аукциона
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам рассмотрении жалобы заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона АЭ-3186/15 (реестровый номер закупки 0167200003415003570) на поставку комплектов оборудования для кабинета психолога в интересах заказчика: департамента образования и науки Тюменской области на поставку комплектов оборудования для кабинета психолога.
Информация об электронном аукционе (с аукционной документацией) 17.08.2015 была размещена на официальном общероссийском сайте торгов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003415003570.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 указанного закона.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу ч. 2 выше указанной статьи документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться
Документация об электронном аукционе АЭ-3186/15 (реестровый номер закупки 0167200003415003570) содержит требования, предъявляемые к функциональным, техническим, качественным характеристикам, объекта закупки в том числе, к составу комплектов оборудования для кабинета психолога, необходимых к поставке в открытом аукционе в электронной форме.
Описание объекта закупки при проведении электронного аукциона на поставку комплектов оборудования для кабинета психолога содержится в Приложении N 1 к документации о проведении электронного аукциона.
Так, например, позиция 1 "Описание объекта закупки" документации об открытом аукционе в электронной форме содержит следующие описание подлежащего к поставке товара: Комплект оборудования для кабинета психолога "Оборудование предназначено для развития различных навыков у детей в игровой форме (различие цветов, форм, размеров, хватательных навыков, координации, усилий, внимания, пространственной ориентации, мелкой моторики рук, зрительной и кинетической памяти, чувства симметрии, навыков письма, счета и т.п.)".
Согласно пояснениям представителя уполномоченного органа, указанное в позиции N 1 описание носит информативный характер и утверждено заказчиком с целью предоставления потенциальным участникам закупки наиболее полной информации об объекте закупки.
В состав одного комплекта входят наборы с различными качественными функциональными и техническими характеристиками, в том числе установлены требования к составу необходимого набора, например по позиции 1.26 - Набор для развития логического мышления, зрительной памяти, мелкой моторики: "Набор деревянных кубиков способствует развитию логического мышления, зрительной памяти, мелкой моторики. Набор состоит из не менее чем 20 кубиков, на 4 гранях которых нарисованы фигуры, например: круг, квадрат, звезда, в разных в комплектациях и разных цветов. Набор комплектуется блокнотом с заданиями не мене чем 5 категорий сложности и листами для копирования".
Следовательно, оспариваемые заявителем характеристики даны заказчиком для максимальной наглядности характеристик требуемого поставке товара, позволяющие подать заявки в соответствии с установленными требованиями заказчика, что соответствует положением ст. 33, 64 Закона о контрактной системе.
Учитывая выше изложенное, Тюменское УФАС России приходит к выводу, что описание объекта проводимой закупки отраженное в аукционной документации электронного аукциона АЭ-3186/15 (реестровый номер закупки 0167200003415003570) не нарушает требования Закона о контрактной системе и не влечет ограничение количества ее участников.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе).
Частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Как следует из представленных материалов дела 21.08.2015 в порядке предусмотренном ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе от участника электронного аукциона поступил запрос о даче разъяснений положений документации проводимого электронного аукциона, относительно количества товара, необходимого к поставке по позициям 1.21 и 1.22 Приложение N 1 документации об электронном аукционе.
В регламентированный законом о контрактной системе срок, Уполномоченным органом обработан поступивший запрос и 24.08.2015, с учетом положений ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день), поскольку последний день срока выпадал на 23.08.2015 (не рабочий день) в единой информационной системе размещено разъяснение по указанному запросу, с указанием количества товара по указанным в запросе позициям.
Материалами дела установлено, что объектом проводимой закупки (приложение N 1 Документации об электронном аукционе) являются комплекты оборудования для кабинета психолога, в состав которых входят различные наборы, функциональные, качественные и технические характеристики которых содержатся в техническом задании (описание объекта закупки в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе) с указанием количества единиц товара, по позициям 1.21 и 1.22 отсутствует указание на количество единиц товара.
В соответствии со ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки должна содержать только функциональные, качественные и технические характеристики предлагаемого товара. Разъяснения, данные заказчиком, не касались качественных, функциональных и технических характеристик (т.е объекта закупки), следовательно, не изменяли суть описания объекта закупки, что позволяло участнику закупки сформировать первую часть заявки в соответствии с требованиями документации.
Учитывая, что разъяснения не являются документацией, при этом в силу ст. 70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен только на условиях, предусмотренных документацией, следовательно, суть документации не изменена.
Таким образом, Комиссия Тюменского УФАС России отклоняет доводы заявителя о невозможности для участников закупки сформировать заявку и рассчитать стоимость поставки товара.
Кроме того разъяснения документации размещены 24.08.2015 в 17 часов 33 минуты, срок подачи заявок истекал 25.08.2015 в 10 часов 00 минут, заявитель обжалует, в том числе инструкцию по заполнению заявок, поскольку ему не понятно, как заполнять заявку, в связи с чем, комиссия приходит к выводу об отсутствии в жалобе доказательств того, что указанные разъяснения ущемляют его права и законные интересы как участника закупки.
Согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В связи с изложенным, руководствуясь, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фурье" на действия Уполномоченного органа: Управление государственных закупок Тюменской области, заказчика: департамента образования и науки Тюменской области при проведении открытого аукциона в электронной форме АЭ-3186/15 (реестровый номер закупки 0167200003415003570) на поставку комплектов оборудования для кабинета психолога необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.В. Поткина
Члены Комиссии Ю.Д. Верзун
О.А. Худякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 1 сентября 2015 г. N 200
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.09.2015