Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 17 августа 2015 г. N 12
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе: <_>
рассмотрев дело N 12444/03-2015, возбужденное по жалобе индивидуального предпринимателя Исютина А.А. (далее - ИП Исютина А.А.) на действия заказчика - Министерства здравоохранения Ульяновской области (уполномоченный орган - Департамент государственных закупок Министерства экономического развития Ульяновской области) при проведении аукциона в электронной форме N 0168200002415003559 на осуществление функций уполномоченной фармацевтической организации (склада) по оказанию социальной услуги отдельным категориям граждан Ульяновской области в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" на 2015 год (начальная (максимальная) цена контракта - 15 803 862,34 руб., дата окончания срока подачи заявок - 10.08.2015 г. в 09:00) по признакам нарушения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Вх. N 419/ог от 10.08.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ИП Исютина А.А. на действия заказчика при проведении вышеуказанного аукциона в электронной форме.
Содержание жалобы составило указание на следующее.
Заявитель жалобы считает, что поскольку аукционная документация содержит указание на соответствие исполнителя услуг требованиям Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.12.2010 N 1222н "Об утверждении правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения" в документации о закупке неправомерно отсутствует требование к участникам закупки о наличии лицензии на фармацевтическую деятельность по виду деятельности - оптовая торговля лекарственными средствами.
Также заявитель жалобы указывает, что поскольку аукционная документация содержит указание на то, что отпуск продукции гражданам, проживающим в Ульяновской области, имеющим право на льготное лекарственное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ, должен осуществляться через пункты отпуска - аптечные учреждения (организации) собственные либо аптечные учреждения (организации), привлеченные в качестве субподрядчиков, с которыми исполнитель заключает на возмездной основе договоры на осуществление отпуска продукции вышеуказанным категориям граждан, в документации об аукционе должно быть установлено требование о наличии в составе вторых частей заявки копии лицензии на фармацевтическую деятельность по виду деятельности - отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения или лицензии на фармацевтическую деятельность по виду деятельности - оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения.
На заседание Комиссии 14.08.2015 г. ИП Исютин А.А. поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представители заказчика на заседание Комиссии 14.08.2015 г. с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения, содержащие указание, в том числе на следующее.
Приложение N 1 к аукционной документации устанавливает требование к качеству, безопасности и приемки услуг в части соответствия потенциального исполнителя Приказу Минздравсоцразвития РФ от 28.12.2010 N 1222н применительно к объекту закупки (хранение, перевозка и отпуск лекарственных препаратов).
По мнению заказчика, требование о наличии лицензии на фармацевтическую деятельность по виду деятельности - оптовая торговля лекарственными средствами не требуется, поскольку планируется оказание комплексных услуг (хранение, перевозка и отпуск лекарственных препаратов), при этом оптовая торговля лекарственными средствами не является объектом закупки.
Приложением N 1 аукционной документации заказчиком установлено требование к условиям оказания услуг, а именно исполнитель должен заключить договор на отпуск продукции с аптечным учреждением, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, в том числе на розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения.
На заседании Комиссии 17.08.2015 г. представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласилась.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 13:30 17.08.2015 г. для документального анализа материалов по делу.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 22.07.2015 г. были опубликованы извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме N 0168200002415003559 на осуществление функций уполномоченной фармацевтической организации (склада) по оказанию социальной услуги отдельным категориям граждан Ульяновской области в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" на 2015 год (начальная (максимальная) цена контракта - 15 803 862,34 руб., дата окончания срока подачи заявок - 10.08.2015 г. в 09:00).
24.07.2015 г. на основании решения заказчика в документацию о закупке были внесены изменения.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в аукциона в электронной форме от 10.08.2015 г. заявка ОАО "УльяновскФармация" была признана соответствующей требованиям аукционной документации.
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу ИП Исютина А.А. обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
Согласно пунктам 1,2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Пункт 10 раздела 1 "Общие сведения" документации предусматривает, что описание объекта закупки содержится в приложении N 1 к документации.
Приложение N 1 "Описание объекта закупки и количество" содержит указание на то, что исполнитель должен отвечать требованиям Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.12.2010 N 1222н "Об утверждении правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения".
Также указанное требование отражено в п. 1.2 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью документации.
При этом, согласно пояснениям заказчика оптовая торговля лекарственными средствами не является объектом закупки.
Доводы заказчика о том, что указанное требование относится к качеству оказанных услуг и не является требованием к участникам закупки не могут быть признаны обоснованными, поскольку не находят фактического подтверждения и Приложение N 1 документации, а также проект государственного контракта содержат указание на соответствие именно исполнителя требованиям Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.12.2010 N 1222н.
Учитывая, что согласно пояснениям заказчика оптовая торговля лекарственными средствами не является объектом закупки, указание в описании объекта закупки условия о соответствии исполнителя услуги требованиям Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.12.2010 N 1222н является необъективным описанием объекта закупки и нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе предусматривает, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 9 раздела 1 "Общие сведения об электронном аукционе" документации объектом закупки является осуществление функций уполномоченной фармацевтической организации (склада) по оказанию социальной услуги отдельным категориям граждан Ульяновской области в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" на 2015 год.
В соотвевтии с приложением N 1 "Описание объекта закупки" аукционной документации в оказываемые услуги в том числе включена организация отпуска продукции гражданам, проживающим в Ульяновской области, имеющим право на льготное лекарственное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ, через аптечные учреждения (организации) при предъявлении рецептов, выписанных по установленной форме врачами (фельдшерами) медицинских организаций, имеющих право выписки бесплатных и льготных рецептов.
Также, Приложение N 1 "Описание объекта закупки и количество" содержит указание на то, что отпуск продукции гражданам, проживающим в Ульяновской области, имеющим право на льготное лекарственное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ, должен осуществляться через пункты отпуска - аптечные учреждения (организации) собственные либо аптечные учреждения (организации), привлеченные в качестве субподрядчиков, с которыми Исполнитель заключает на возмездной основе договоры на отпуск продукции вышеуказанным категориям граждан, находящиеся в населенных пунктах Ульяновской области, имеющие соответствующие действующие лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, в соответствии с п.47 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения: - хранение лекарственных препаратов для медицинского применения;- отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения;
- розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения.
Согласно пункта 47 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Пункт 7 раздела I перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения, являющегося приложением к Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. N1081 содержит указание на то, что отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения относится к фармацевтической деятельности.
Кроме того, согласно части 1.3. Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 785 от 14.12.2005 г. отпуск лекарственных средств по рецепту врача и без рецепта врача осуществляется аптечными учреждениями (организациями), имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. При этом согласно пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" к лекарственным средствам относятся лекарственные препараты.
При этом в разделе 3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ и инструкция по её заполнению" аукционной документации рассматриваемой закупки указано, что в состав второй части заявки должна входить лицензия на осуществление фармацевтической деятельности в соответствии с пунктом 47 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" по видам деятельности: хранение, перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения.
Вместе с тем, в аукционной документации требование о предоставлении в составе второй части заявки лицензии на фармацевтическую деятельность по виду деятельности - отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения, отсутствует.
Доводы заказчика о наличии в аукционной документации требования о предоставлении участниками лицензии на розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения для оказания услуг по отпуску лекарственных препаратов гражданам Ульяновской области, не могут быть признаны состоятельными на основании следующего.
Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. N1081 к фармацевтической деятельности относит как розничную торговлю, так и отпуск лекарственных препаратов.
При этом, условие о наличии лицензии на розничную торговлю у аптечных учреждений, производящих отпуск лекарственных препаратов, указано в Приложение N 1, являющимся описанием объекта закупки, а не в разделе 3 документации, устанавливающем требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе.
При этом содержание в аукционной документации указания на лицензию по фармацевтической деятельности по виду розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения противоречит пояснениям заказчика, согласно которым торговля лекарственными препаратами не является объектом закупки.
Учитывая изложенное, при формировании аукционной документации было допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Поскольку в соответствии с пунктом 3.2. Порядка взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков (утвержден постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 г. N 8/125-П) заказчик формирует технико-экономическое задание, которое должно содержать, в том числе, описание объекта закупки, требования к участникам закупки нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе было допущено со стороны заказчика.
Учитывая изложенное, жалоба ИП Исютина А.А. является обоснованной.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Исютина А.А. обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Обязать заказчика, единую комиссию устранить допущенные нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, возврата заявок, внесения изменений в аукционную документацию, продления срока приема заявок, в соответствии с требованиями законодательства и с учетом принятого решения, на что выдать предписание.
4. Предать материалы дела N 12444/03-2015 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
<_>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 17 августа 2015 г. N 12
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.08.2015